Главная страница

законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20


Скачать 246.02 Kb.
Название7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Анкорзаконы развития научного знания
Дата08.06.2020
Размер246.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкзамен философия.docx
ТипДокументы
#128839
страница26 из 38
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38

29. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере и техносфере. Принцип коэволюции между обществом и природой.



Попыткой совмещений геохимического подхода и системного была предпринята В. Вернадским, разрабатывающим учение о биосфере и ноосфере. Им был взят за основу геохимический принцип, который дополнялся системным. Кроме того, в учении Вернадского отражен ряд предшествующих разработок.

В.И. Вернадский тоже не выделяет биосферу наряду с другими оболочками планеты. Он пишет, что «в биосфере можно различить несколько геосфер: она состоит из совокупности трех геосфер — тропосферы (нижней воздушной геосферы), гидросферы и части стратосферы». По Вернадскому, это связано с особой геохимической деятельностью живых организмов, которые влияют на миграцию химических элементов и на химический состав геосфер.

Вернадский одним из первых обратил внимание на качественные изменения биосферы под влиянием природообразующей деятельности человека. Анализируя масштабы и формы этой активности, Вернадский пришел к выводу: «На современном этапе человечество взятое в целом, становится мощной геологической силой.» Заслуга Вернадского в том, что он предпринял попытку научно обосновать качественное изменение во взаимодействии общества и природы. Он впервые усмотрел становление новой реальности.

В основе учения концепция единства живой и неживой природы как целостной системы. Человек доминирует в качестве активного субъекта. Достижение такого состояния во взаимоотношении человека и природы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором называется ноосферой (сфера разума).

Ноосфера - высшая ступень интеграции всех форм существования материи, при которой любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы.

Развитие науки не развило духовность и нравственность человека и технологии «завтрашнего дня» сочетаются с «вчерашним» мышлением. Человечество не создало ноосферу, а завершает создание техносферы- тупик развития. «Основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в... технической работе человечества, переделывающей биосферу». Результат этой деятельности - разрушение биосферы не может быть отнесён к разумной деятельности. Одновременно мы наблюдаем очень быстрое развитие разума, но «машинного» - развитие компьютерной техники и информационных систем.

Таким образом, закономерный процесс перехода в ноосферу происходит через техносферу, а истощение при этом большинства ресурсов и отравление биосферы приведут к тому, что переход будет происходить не разумно, а с революционными потрясениями, катастрофами.

Техносфера – оболочка антропогенного происхождения вокруг земли.

Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира -атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

a. Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как они представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на определённые части). Пространственные характеристики проявляются в геометрических построениях (понятия симметрии и диссиметрии природных объектов).

b. В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

c. Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.
Принцип коэволюции между обществом и природой.
Отношения общества и природы должны строится на основе принципа коэволюции - принципа гармоничного совместного развития природы и общества.

Коэволюция является необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества. Новой тенденцией должно стать стремление человечества к гармонии, взаимодействию, взаимоподдержке общества и природы, человека и окружающей среды.

Но не все так просто, дело в том, что и общество, и природа, особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют совместно. Не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа, и, прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. Исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных, появляются новые одомашненные биологические виды. Генная инженерия, например, позволяет переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывать возможности для появлении принципиально новых живых существ.
Процесс всемирной глобализации затронул и научную сферу, в которой методы западного познания сближаются и пересекаются с традиционными восточными технологиями в области работы над сознанием субъекта. Развивается и углубляется принцип коэволюции. Это понятие, будучи биологическим по происхождению, сегодня охватывает обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов. Коэволюция, по определению Н.Н. Моисеева, – такое поведение человечества, такая адаптация к естественным процессам, которая сохраняет биосферу в рамках действия того аттрактора (канала эволюции), который оказался способным произвести человека1. Принцип коэволюции означает такую систему запретов (экологических параметров), которая исключала бы возможность изменения биосферы до той запретной черты, переступить через которую человечество не имеет права. Современное состояние жизни при этом оценивается как критическое: «Биосфера и вся Вселенная «держатся на острие бритвы», и кажущиеся ничтожными изменения их фундаментальных параметров могут привести к «срыву», т.е. ее полной перестройке». По мнению Н.Н. Моисеева, это должно резко изменить отношение человека к окружающему планетарному сообществу, вызвать ответственность за жизни чужих и далеких ему людей.


1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   38


написать администратору сайта