законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Скачать 246.02 Kb.
|
28. «Русский космизм» и его место в развитии диалектической традиции теоретизирования.Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. Попытки применить теорию эволюции к космосу в целом имели место в конце XIX в. и на Западе, но как самостоятельное философское направление космизм получил развитие именно в России. У истоков русского космизма стоял Η. Ф. Федоров. Он пришел к выводу, что через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению. В центре его внимания также стояли проблемы преодоления смерти человека и возможности бесконечного человеческого существования[1]. Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: Метеорическая регуляция (объект – Земля). Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная система). Космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением. Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д. Развивали эти идеи В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др. Интересно отметить, что идеи космизма развивались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями художественной интеллигенции – поэтами и писателями (В. Ф. Одоевский, Н. Заболоцкий, А. Платонов и др.). Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним. У Соловьева внешний мир открывается в сознании человека как множество атомов-сил (монад), являющихся нс обезличенными силами, а существами. Они образуют как бы "клетки" тела единого "космического организма", а группируясь – органы или части этого организма. Такими же "клетками" являются и отдельные люди, а все человечество в целом – органом метафизического божественного организма. Впадение в "грех индивидуализации" привело к "отпадению от Бога" – предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединившись с ним[2]. Ряд аналогичных идей развивал и Циолковский (1857–1935) в своих философских работах. У Циолковского[3] первооснову бытия составляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простейшие существа, обладающие чувствительностью. И человеческое "я" трактуется им как ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Таким образом, все, существующее в мире, является живым, а то, что мы принимаем за неживую природу, есть всего лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно, нет и смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением. Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Четыре принципа: Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной). Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы). Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны). Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру). Космос – это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Циолковский видел в непрерывном и неограниченном возрастании могущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций, одной из которых является человеческая[4]. При этом судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций. Эти идеи стали философским фундаментом для его деятельности в области ракетостроения. Задача человечества состоит в выходе в космос, освоении его. Крылатыми стали слова Циолковского: "Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели". Среди конкретных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863–1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как "две стороны" или "две стадии" одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими. Аналогичные идеи развивал и А. Л. Чижевский (1897–1964), будучи учеником Циолковского. Так, на громадном статистическом материале он показал влияние солнечной активности (солнечных ритмов) на биосферу Земли и социальные процессы (эпидемии, революции, религиозные конфликты и т.д.). Он считал, что космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере. Идея влияния космических энергий на биохимическую энергию живого вещества на Земле и – отсюда – на земные исторические события нашла свое отражение и разработку в теории пассионарного этногенеза историка Л. Н. Гумилева (1912–1992). |