Главная страница

законы развития научного знания…. Экзамен философия. 7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20


Скачать 246.02 Kb.
Название7. Нормы, цели, ценности и идеалы науки. 20
Анкорзаконы развития научного знания
Дата08.06.2020
Размер246.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкзамен философия.docx
ТипДокументы
#128839
страница27 из 38
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   38

30. Влияние культурных особенностей развития Др. Греции в становлении науки. Особенности античного типа научной рациональности.


Переход к научному знанию связывают с Древней Грецией, когда в ней впервые возникает геометрия как теоретическая система, которая нашла свое завершение в аксиоматической теории Евклида. Древние греки охотно признают, что многие эмпирические сведения по геометрии, астрономии и арифметике они заимствовали у египтян и вавилонян, но они придали им рациональный характер и все привели в целостную систему теоретического знания.

«Что бы эллины ни перенимали от варваров, — утверждал Платон, — они всегда доводили это до более высокого совершенства»1.

Такого совершенства они достигали путем рациональной обработки эмпирического материала, т.е. когда стали работать не с реальными предметами, а с их математическими моделями. Исследуя связи между идеальными объектами таких моделей, они выделяли в них основные понятия и недоказуемые утверждения, названные ими аксиомами. Все остальные знания они постарались доказать с помощью логики, т.е. выводили их логически как теоремы. Таким образом, важнейшими условиями возникновения первой теоретической науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Логические связи между этими объектами описывались с помощью системы аксиом. Такая аксиоматическая система и стала концептуальной моделью геометрии, как теоретической науки.

Следовательно, переход от преднаучной к научной стадии развития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирического изучения предметов, обладающих определенной геометрической конфигурацией, и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы, независимо от конкретного вещественного содержания. Для этого необходимо было использовать различные типы абстракций, чтобы определить основные понятия геометрии. С другой стороны, необходимо было располагать достаточно развитой системой логики, чтобы выделить, во-первых, исходные утверждения геометрии среди остальных и сформулировать их в виде аксиом; во-вторых, вывести остальные утверждения теории из этих аксиом, т.е. получить их как логические следствия из аксиом или доказать как теоремы. Так впервые появляется понятие теоретического доказательства, заменившее непосредственное обращение к реальному предмету или к чертежу, сопровождавшееся указанием: «смотри».

Для всего последующего развития науки выдающееся значение принадлежит гениальной догадке Демокрита об атомном строении материи. Эта догадка не опиралась на какие-либо эмпирические знания, а возникла чисто умозрительным путем. Если продолжать неограниченное деление тел на мельчайшие части, то в конечном итоге можно прийти к тому, что материя в конце концов исчезнет, что противоречит принципу вечного ее существования. Поэтому Демокрит допускает, что в мире должны существовать последние, неделимые ее частицы, которые он назвал атомами (от греч. атоиоа — неделимый). Несмотря на чисто механические представления о свойствах и взаимодействиях атомов, рациональное содержание его гипотезы об атомах впоследствии нашло блестящее подтверждение в современной науке. Демокрит исправил также некоторые недостатки учения Анаксагора, который допускал, что порядок в мире возник благодаря некоему разуму, который привел в вихревое движение материю. В области геометрии Демокриту приписывают открытие формулы объема пирамиды и конуса, хотя он и не дал им точного доказательства.

Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Более того, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тем божественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути, персонификациями различных аспектов космоса.

2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада» и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.

3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой телесности и одновременно слабый психологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную борьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».

8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадами не видели лес»…

Античный тип научной рациональности:

1) созерцательно-умозрительный характер научного познания;

2) теоретичность научного знания;

3) ориентированность научного знания на объективную истину, поиск объективных законов и причин явлений;

4) логическая доказательность научного знания;

5) философская обоснованность научного знания;

6) рефлексивный характер научного знания, возможность его изменения и совершенствования.

31. Научные революции XVI–XVII вв. Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в становление методологии экспериментального естествознания и рационализма.

Научные революции – такой вид инноваций, когда происходит коренная ломка традиционных представлений, картины мира, ценностных приоритетов, осуществляется смена одной парадигмы другой.

Переход от одного культурно-исторического типа науки к другому является глобальной научной революцией.

Предпосылки первой научной революции

Предпосылки научной революции стали формироваться с XVI в. Именно с этого времени развитие капиталистических отношений в недрах феодального строя делается стойким, неодолимо нарастающим экономическим процессом. Переход от феодализма к полному господству капитализма в странах Европы и Америки охватил огромный трехвековой период (XVI–XVIII вв.). На всем его протяжении происходит становлении капиталистического способа производства. Основными тенденциями формирования капитализма являются:

- появление новых ценностей;

- сдвиги в производительных силах;

- процесс первоначального накопления капитала;

- развитие капиталистической мануфактуры.
В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в пространстве религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была полнокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности — исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т. п. Развитие нового — буржуазного — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.
Ход первой научной революции

Новый взгляд на мир и человека, возникший в эпоху Возрождения, позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой сформировалось классическое естествознание. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Н. Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрических представлений о мире к гелиоцентрической модели Вселенной. Новые научные задачи были решены в работах Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Исаака Ньютона и других выдающихся ученых. Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, в которых были сформулированы основные положения классической научной картины мира.

Николай Коперник (1473 – 1543) стал создателем гелеоцентристкой космической теории. В его схеме Вселенная по-прежнему оставалась сферой, хотя размеры ее резко возрастали. В центре Космоса находилось Солнце, вокруг которого вращались все известные к тому времени планеты, в том числе и Земля со своим спутником Луной. Главным достижением гелиоцентрической модели мира стала возможность описания мира с позиций одной центральной идеи (гелиоцентризма), которая позволяла видеть Космос единой системой. Так был исправлен самый большой недостаток модели Птолемея. Новая модель мира сразу объяснила многие непонятные ранее эффекты, и прежде всего петлеобразные движения планет, которые объяснялись теперь движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Впервые была объяснена смена времен года.

Следующий шаг в становлении гелиоцентрической картины мира сделал Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ, активный сторонник учения Коперника. Он отверг представление о космосе как о замкнутой сфере, ограниченной сферой неподвижных звезд. Он впервые заявил о том, что звезды – это не светильники, созданные Богом для освещения ночного неба, а такие же солнца, как и наше, вокруг них могут вращаться планеты, на которых, возможно, живут люди. Таким образом, Бруно предложил набросок новой полицентрической картины мироздания, окончательно утвердившейся век спустя: Вселенная вечна во времени, бесконечна в пространстве, вокруг бесконечного числа звезд вращается множество планет, населенных разумными существами. Дж. Бруно до конца отстаивал на суде инквизиции идею гелиоцентризма, за что был в 1600 г. сожжен на костре в Риме.

Но, несмотря на труды Коперника и Бруно, картина мира продолжала оставаться эскизом, наброском, нуждавшимся в фундаментальном обосновании. Нужно было открыть законы, действующие в мире и доказывающие правильность новых предположений. Доказательство этих идей стало одной из важнейших задач первой глобальной научной революции.

Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания Нового времени. Работа по обоснованию гелиоцентризма была начата Галилео Галилеем, труды которого предопределили весь облик классической, а во многом и современной науки. Именно им были заложены основы нового типа мировоззрения, а также новой науки – математического опытного естествознания. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Среди них – горы на Луне, пятна на Солнце, фазы Венеры, четыре крупнейших спутника Юпитера. Он же первый увидел, что Млечный Путь представляет собой скопление огромного множества звезд. Все эти факты доказывали, что небесные тела – это не эфирные создания, а вполне материальные предметы и явления. При жизни Галилей был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело его к серьёзному конфликту с католической церковью. Он подвергся церковному суду как еретик и отправлен в заточение.

Галилей – основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики, нового раздела физики – динамики, науки о движении тел под действием приложенных сил. До этого единственным более или менее разработанным разделом физики была статика.

Чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов и инструментов – линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Их использование придало естествознанию новое, неведомое грекам измерение. Прежние размышления о Вселенной уступили место экспериментальному исследованию с целью постижения действующих в ней универсальных математических законов.
Вклад Ф.Бэкона в становление методологии экспериментального естествознания
Философское обоснование эмпиризма было дано английским философом, родоначальником новоенвропейского материализма Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Ф.Бэкон был убежден в безграничных познавательных возможностях человека, утверждал, что «знание – сила», поставил задачу создания нового метода познания в соответствии с новым, материалистическим взглядом на природу.

Основной философский труд Ф. Бэкона «Новый Органон» (1620), в котором он, по аналогии с аристотелевским «Органоном» описал принципы нового научного метода.



a. Учение о субстанции
Ф.Бэкон считал, что составными элементами всех материальных тел являются многокачественные, находящиеся в движении простые натуры (так он называл свойства тел: плотность, теплоту, желтизну и др.). Из сочетания простых натур (свойств) состоит каждая вещь (сложная субстанция). Простые свойства Ф.Бэкон сравнивал с буквами, знание которых дает возможность разобраться в словах. Познавая простые свойства, можно познать формы - так Бэкон называл законы природы, причины существования материальных тел, их сущности.

b. Учение о методе познания
В познании, утверждал Ф.Бэкон, надо рассекать природу на составные части (простые свойства). Основа познания - опыт, наблюдение свойств, которые есть у природных явлений. Абсолютизируя опытное знание, Бэкон шел по линии эмпиризма. Ф. Бэкон рассматривал три пути, по которым может идти познание:

«Путь паука» - получение знаний из «чистого разума», путем размышлений без опоры на данные опыта, наблюдений свойств природы. Такая позиция в познании называется рационализмом (лат.ratio - разум). Бэкон критиковал данный путь познания за отрыв от конкретных фактов, от действительности, говорил, что рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» - такой способ познания, при котором исключительное внимание уделяется данным наблюдений, опыта. При этом сбор разрозненных фактов, доказательств не может дать знание об общем, о сущности предметов.

Бэкон критиковал «ползучий эмпиризм» за поверхностность получаемого знания, за отсутствие обобщений.

«Путь пчелы» - по Бэкону идеальный путь познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и выявить общее, закономерное в предметах. Основной метод познания, по мнению Бэкона, должен базироваться на исследовании отдельных свойств (простых натур) и обобщении полученных знания. Такой метод познания называется индуктивным (лат. inductio - наведение).

Суть индуктивного метода Ф. Бэкона

Согласно Бэкону, индуктивный метод познания включает три процедуры:

1. При наблюдении за свойствами предметов составляется наиболее полный перечень (таблица) положительных (позитивных) инстанций (случаев, когда свойство, например, теплота, всегда присутствует в объекте).

2. Далее составляется наиболее полный перечень (таблица) отрицательных (негативных) инстанций (случаев, когда свойство не присутствует в объекте).

3. Таблицы положительных и отрицательных инстанций сравниваются, на основе чего делается вывод о факторах, при существовании которых исследуемое свойство всегда присутствует. Составляется третья таблица - прерогативных инстанций (то есть случаев, когда свойство, как правило, присутствует). Например, если выяснено в процессе сравнения таблиц наблюдений, что при высокой температуре металлы плавятся, то делается вывод о наличии этого свойства у всех металлов.

c. Учение о предрассудках в научном познании
Ф.Бэкон, исследуя предрассудки, трудности в научном познании, называл их призраками или идолами. Эти «призраки» мешают человеку найти истину. Им были выделены четыре «призрака»: два он считал врожденными заблуждениями людей, возникающими вследствие того, что человек смешивает собственную природу с процессом познания, и два - приобретенными, появляющимися под влиянием других людей:

1. Призраки рода (несовершенство органов чувств, ограниченность ума).

2. Призраки пещеры (индивидуальные недостатки, обусловленные воспитанием, невежество).

3. Призраки рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение, неточное употребление понятий).

4. Призраки театра (слепая вера в авторитеты).

Вклад Р.Декарта в становление методологии экспериментального естествознания и рационализма

Рене Декарт (1596-1650) (латинизированное имя - Картезий, поэтому совокупность философских идей, разработанных Декартом, называется картезианством) является французским философом, внесшим большой вклад в развитие философии и науки. Основное произведение Декарта – «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637).

Основная проблема философских размышлений Р. Декарта - обоснование приоритета разума по отношению к бытию. Человек, считал Декарт, может усомниться в существовании всего, что существует. Единственное, в чем он не может сомневаться - сам факт сомнения. Сомнение реально существует, это самоочевидно и не нуждается в доказательствах. Сомнение - это свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит. Именно мышление является той основой нашего бытия, в существовании которой мы не можем сомневаться. Свое философское кредо Декарт высказал так: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).

Своеобразие картезианства заключается в разработке дуалистической (лат. duo - два) концепции субстанции. Субстанция, по Декарту, - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. По Декарту, параллельно существуют две субстанции: материальная и духовная. Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение, то есть все материальные объекты обладают общим признаком - протяжением (в длину, ширину, высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Главным атрибутом духовной субстанции является мышление, то есть все духовные объекты обладают свойством мышления и неделимы. Материальная природа может быть представлена как огромный механизм, законы существования которого человек может познать, поскольку обладает мышлением.

В теории познания Декарт развивая линию рационализма (лат. ratio - разум), утверждал, что рациональное познание должно основываться на неопровержимых самоочевидных истинах, основоположениях, опираясь на которые можно вывести систему знания. Начало познания - сомнение, отрицание имеющихся определений.

В теории познания Р. Декарт опирался на обоснованную им концепцию «врожденных идей». Суть этой концепции состоит в том, что большинство знаний достигается путем дедукции, однако существуют особые знания, которые не нуждаются ни в каких доказательствах и не подлежат сомнению. Данные знания (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Эти знания Декарт называет «врожденными идеями», утверждая, что они существуют всегда в разуме Бога и человека и передаются от поколения к поколению. Врожденными понятиями (идеями) являются: Бог, число, воля, тело, душа, структура и т.д.


1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   38


написать администратору сайта