Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение уровня сложности воображения

  • Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

  • Рисунки: 1a

  • Обработка и анализ результатов

  • Практикум. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ для модуля. 7. психологические осрбенности ощущений и


    Скачать 0.94 Mb.
    Название7. психологические осрбенности ощущений и
    АнкорПрактикум
    Дата13.08.2020
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ для модуля.pdf
    ТипДокументы
    #135550
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Процедура исследования
    Данное исследование лучше проводить или с группой испытуемых из 5-7 человек или с одним испытуемым. Испытуемому последовательно предъявляют фотографии из набора теста
    Роршаха и просят дать как можно больше толкований изображенного. Время и количество толкований каждой картинки-фотографии не ограничивается-Процедура толкования прекращается после того, как испытуемый уже больше не может увидеть и сказать ничего нового, начинает повторяться или сам отказывается от настояний экспериментатора увидеть еще нечто на что-либо похожее.

    Инструкция испытуемому. "Посмотрите на эту картинку и скажите, что это? На что это похоже или что это могло бы быть? Картинку Вы можете рассматривать с разных сторон, меняя ее положение.
    Если испытуемый во время исследования пытается найти "верный" ответ, то ему следует сказать, что ответы возможны разные и важно его собственное видение изображенного как в целом, так и в деталях. В процессе исследование экспериментатор фиксирует все ассоциации испытуемого и время интерпретации каждой картинки в протоколе свободной формы.
    Обработка результатов
    Цель обработки результатов – получение индекса продуктивности как количественной характеристики и показателя активности воображения. Для этого подсчитывается общее количество ассоциаций, возникших у испытуемого при толковании всех картинок-фотографий, и делится на число предъявленных. Картинку №5 из набора желательно исключить, потому что число ассоциаций по ней у испытуемых, как правило, меньше статистически значимого.
    Коэффициент продуктивности можно представить следующей формулой:
    П – коэффициент продуктивности воображения;
    Е – сумма ассоциаций по картинкам набора;
    n количество фотографий из набора, которые испытуемый описывал в данном опыте.
    Анализ результатов
    Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.
    "П"
    Уровень продуктивности воображения
    0-2 3-9 10-12 13 и более низкий средний высокий очень высокий
    Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления, являющего собой связь внешнего стимульного материала и психологических образов памяти, измененных воображением при поиске ответа на вопросы: "На что это похоже? Что это могло бы быть?"
    В ходе анализа результатов следует принять во внимание то, в какой мере испытуемый был заинтересован исследованием. Иногда, вследствие слабого желания тестироваться или из-за того, что картинки испытуемому "не понравились", уровень продуктивности воображения снижается.
    Кроме показателей продуктивности воображения при необходимости используют такие формальные характеристики, как преобладание деталей изображенного или описание
    картинки-фото в целом. Эти особенности связаны с развитием мышления и состоянием личностной сферы испытуемого. "Видение" человеческих фигур или, напротив, предметов отражает направленность восприятия субъекта. Фантастические представления типа ведьм, подземного царства, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому, пралогическому мышлению и воображению.
    У лиц с очень высоким уровнем продуктивности воображения и оригинальностью толкований картинок-фотографий возможны способности или склонности к живописи и художественному творчеству. Особое внимание психолог-преподаватель должен обратить в период сдачи отчетов по исследованию на ответы испытуемых, которые почти во всех картинках- фотографиях видели образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называли ассоциации с дымом, облаком и т.п., а также тех, кто оказался несинтетичным и везде реагировал на мелкие детали, изображения. В этих случаях студентам-испытуемым нужно организовать специальную психодиагностику и, возможно, оказать психологическую помощь.
    Задание 2
    Исследование индивидуальных особенностей воображения
    Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
    Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек.
    На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см.
    На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
    Процедура исследования
    Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
    Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата.
    Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
    Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".
    Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
    По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают:
    "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"
    Обработка результатов
    Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

    Определение уровня сложности воображения
    Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
    Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.
    Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
    Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
    Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
    Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
    Определение гибкости воображения
    и степени фиксированности образов представлений
    Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.
    Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
    Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
    Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
    Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

    Рисунки:
    1a – пяти уровней сложности воображения;
    – разных степеней фиксированности образов представлений.
    Определение степени стереотипности воображения
    Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.
    К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
    Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
    Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
    Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
    Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
    Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
    Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
    Анализ результатов
    Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

    В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе.
    Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.
    Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности
    (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
    При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
    Задание 3
    Исследование творческого воображения
    Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.
    Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
    Процедура исследования
    Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
    Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.
    Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова.
    Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут.
    Если все понятно, тогда начинаем!"
    В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"
    Обработка и анализ результатов
    Показателями творчества в данном исследовании являются:
    • величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
    • сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

    Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
    Шкала оценки творчества
    Пункт
    Характеристика составленного предложения
    Оценка предложения в баллах а В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации.
    6 баллов б В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации.
    5 баллов в В предложении использованы все три слова в обычной комбинации.
    4 балла г Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации.
    3 балла д Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи.
    2,5 балла е Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение.
    1 балл ж
    Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями.
    0,5 балла
    3 Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов.
    0 баллов
    Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.
    При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.
    Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого- либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.
    Таблица результатов.
    № предложения
    Оценка предложения в баллах
    1.
    2.
    3.
    ... и т.д.
    Сумма баллов

    Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.
    Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.

    ТЕМА 11. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
    Эмоции и чувства – это психические формы переживания человека. Они выявляют отношение личности к миру, самому себе и выполняют сигнальную, оценочную и регулятивную функции.
    Оказываясь в основе мотивов, поведенческой активности и будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению и реализации, побуждая и направляя. Поэтому эмоции не только сопровождают, но и влияют на предметную деятельность и общение человека с другими людьми.
    В зависимости от особенностей целеобразования и связей с познавательными процессами выделяются такие формы психических переживаний, как: идеосинкразии, эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, фрустрации, высшие чувства.
    Эмоциональные процессы являются взаимосвязанными с энергетической активностью организма. Разные переживания изменяют деятельность органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, мускулатуры и др.
    Эмоции выражают оценочное отношение к условиям жизнедеятельности и событиям и различаются степенью осознанности. Они имеют количественные и качественные характеристики: интенсивность, длительность, знак и модальность.
    Чувства как одна из основных форм переживаний отличаются относительной устойчивостью.
    Чувства связаны не только с потребностями, но и со знаниями человека и определяют направленность личности. Особую группу составляют высшие чувства, формируемые в процессе онтогенеза и социализации личности. К ним относятся: морально-нравственные, интеллектуальные, практические и эстетические чувства.
    В данном разделе представлены методики исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других.
    Задание 1
    Исследование настроений
    Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.
    Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
    Процедура исследования
    Исследование проводят по методике цветописи как одним испытуемым, так и с группой до 16-
    20 человек. случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.
    Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.
    Шкала цветового диапазона настроений:
    красный оранжевый желтый зеленый голубой фиолетовый черный белый
    – восторженное
    – радостное
    – приятное
    – спокойное, уравновешенное
    – грустное
    – тревожное
    – крайне неудовлетворенное
    – трудно сказать
    Инструкция испытуемому: "Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений.
    Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня".
    Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.
    Задача исследователя или его помощника – фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.
    Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.
    Оперативная цветоматрица настроений
    № пп
    Ф.и.о. участника исследования
    Дата исследования числа месяца
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д.
    1.
    Анд-ков В.А.
    2.
    Бон-ко В.Н.
    3.
    Ков-в О.Г.
    4.
    Ник-ая Л.Е. и т.д.
    Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате исследования.
    Помимо фиксации в цветоматрице результатов самодиагностики участниками своих настроений исследователю важно вести дневник наблюдений. В дневнике записывают, соответствует или нет самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение, если изучается их динамика у группы студентов. Например: предстоящий экзамен, результаты контрольных работ, возникшие в группе ссоры, праздничные дни и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта