Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Мир идей Платона.

  • 9) Аристотель: классификация наук

  • Семинар 1. 7 Сократ ориентация на человека


    Скачать 438.59 Kb.
    Название7 Сократ ориентация на человека
    Дата21.09.2021
    Размер438.59 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСеминар 1.pdf
    ТипДокументы
    #234927

    7) Сократ: ориентация на человека.
    Сократ, в отличие от философов-натуралистов, сосредоточился на проблематике человека, его интересовали этические вопросы, а не научные, человек, а не космос. Сущность человека по Сократу — душа. Под душой
    Сократ понимает разум и нравственное поведение. Поэтому именно душа, а не тело, нуждается в особой заботе. Тело лишь инструмент, оно служит душе. Но Сократа интересует не просто человек, а человек познающий.
    Сократ известен своим знаменитым утверждением, что «он знает лишь то,
    что ничего не знает». Однако Сократ не считает знание недостижимым, наоборот, он уверен, что приобретение знания имеет самое важное значение.
    Ведь ни один человек не грешит сознательно, убежден Сократ, и поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех людей нравственными.
    Важными понятиями в философии
    Сократа являются свобода и счастье. Свобода, по Сократу, это — самообладание, то есть умение человека силой своего разума (рациональностью) обуздывать животные страсти (витальность). Сократ устанавливает также тесную связь между понятиями свободы и самообладания, с одной стороны, и понятием автаркии (автономии), с другой. Абсолютной свободой обладает только Бог, который ни в ком и ни в чем не нуждается. Поэтому человек, стремящийся к мудрости, должен довольствоваться минимальным, и тогда он будет счастлив. Таким образом, счастье проистекает не из чего-то внешнего, а из души. Человек счастлив, когда его душа упорядочена, добродетельна, наполнена внутренней гармонией.

    2) Мир идей Платона.
    Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание.
    Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.
    Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов.
    Сторонники натурофилософии пытались дать объяснения причинам физического характера: вода, воздух, земля и т.п. Но у них ничего не получилось. Была необходимость отстранить философию от чувственно- материального и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.
    Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей
    (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе.
    В их основе лежит подлинное бытие. Подлинное бытие отождествляется с миром идей. Мир включает в себя большое множество идей для каждого феномена: моральных и эстетических ценностей, тел, математических и геометрических формул и фигур. Умопостигаемый мир
    (мир идей) вечный. Чувственный же мир находится в пространственно- временном измерении, он характеризуется постоянным движением и порождением.

    9) Аристотель: классификация наук
    Аристотель разделил науки на три большие группы: теоретические
    (“умозрительные”), практические
    (“рассудительные”) и творческие
    (продуктивные). К первым он отнес философию, математику и физику, ко вторым - этику и политику, к третьим - искусство, ремесла и прикладные науки. Как видно, третья группа это не совсем науки в современном понимании: это знания о том, как нечто можно “сделать”, произвести.
    Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.
    Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания.
    Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет
    «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…».
    Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У
    «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».
    Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».


    написать администратору сайта