СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Титульный лист_Практические задания. 7. Стихийные группы и социальные движения
Скачать 35.05 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ______ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ______ Группа ММ18М511 Студент РАСУЛОВ АЛИЁРДЖОН МУНИМОВИЧ МОСКВА 2019 Практическое занятие 4.Тема 7. Стихийные группы и социальные движенияВводные замечания В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве. После появления новых религиозных движений возникла проблема их наименования. Традиционно такая проблема решается посредством отнесения новых религиозных образований к какой-то уже существующей религиозной традиции, либо, если религиозное новообразование не вмещается в принятую типологизацию, его включают в новый тип религиозных организаций. В начале 1990-х годов в России вошла в моду методология классификации новых религиозных образований, главным образом заимствованная из трудов западных социологов, психологов и протестантских богословов. Их труды были опубликованы на русском языке и начался процесс перенимания используемого ими для описания религиозных и неорелигиозных групп терминологического аппарата. В широкий оборот вошли такие термины, как «культ», использовавшийся с 1940-х годов в США для обозначения либо нетрадиционных религиозных объединений, либо отклонившихся от догматики исторического христианства. В образовавшейся позднее конструкции — «деструктивный культ», акцент был перенесён на вред личности, семье и обществу в целом. Поскольку среди исследователей не существует единого определения чётких и устойчивых признаков «культа» и «деструктивного культа», то в круг деструктивных культов в СМИ и около-религиозной публицистике зачастую относится множество самых различных религиозных образований. Признаки деструктивного культаСогласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение: демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи; использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение); применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования (мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.); предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества. Согласно антикультовой литературе, деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание мозгов» и «управление сознанием» своих последователей, их члены обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Часть авторов другого, контркультового направления отмечает, что для веро учения некоторых деструктивных культов характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что иногда является толчком для совершения убийств и самоубийств. По мнению священнослужителей, апокалиптические настроения могут возникать и в традиционных христианских течениях, например православии, служа исходным материалом для возникновения «псевдо-православных» деструктивных сект. В своих трудах критики культов указывают на то, что руководители деструктивных культов часто являются личностями психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. По мнению большинства критиков, лидеры культов имеют материальную или политическую заинтересованность в подчинении большого количества людей и используют такие методы воздействия на своих последователей, как «промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов ипр. Под культом (от латинского cultus — уход, поклонение, почитание) понимают совокупность религиозных обрядов (молитв, заклинаний, жертвоприношений, церковных богослужений и других церемоний), которым приписываются магические способности вызывать сверхъестественные последствия. Культизм является внешним проявлением почитания духов, богов, душ предков, святых и т. д. и присущ каждой религии. В современных религиях сохранились многочисленные пережитки культов наших предков (молебны, почитание икон, посты, поминальные обряды, вера в сверхъестественную силу святой воды и священных предметов, нательного креста, крестного знамения и т. д.). Как правило, отправление культа сопровождается большой пышностью, торжеством, поэтому его эмоциональное влияние на верующих велико. При этом следует отличать деструктивные культы от культов официальных религий (H. Nieburg, M. D. Langone,1994). Тщательное исследование культовой деятельности и обширная клиническая работа с участием различных культов развеяли бытовавшие ранее убеждения, что культы привлекают в свои ряды исключительно психологическиуязвимыхилипсихическибольныхлюдей(J. G. Clark, 1979; S. Levine, 1979; L. Cidylo, 1989 и др.). Подсчитано, что в США в культовую деятельность вовлекается в настоящее время от 5 до 10 миллионов человек. Примерно половина из них — здоровые, нормально развитые люди, становящиеся членами культа в период выраженной, но преходящей уязвимости, например, после развода, смерти любимого человека или во время критического жизненного периода, к примеру, в подростковом возрасте. У второй половины членов культов, возможно, были психические расстройства, которые могли оказать влияние на участие в секте. Необходимо отметить, что, независимо от наличия психических расстройств в анамнезе, у лиц, покидающих секту, в значительной степени увеличивается распространённость дистресса и усиливается клинически значимая психопатологическая симптоматика (L. W. Roberts, M. Hollifield, T. McCarty, 1999). Официальные религии обычно стремятся к истинному принятию теологической доктрины, поощряют личную любознательность и проповедуют собственный выбор и самостоятельное принятие религиозных принципов. Деструктивные культы в противоположность этому построены на «лжи, зависимости и страхе» и обладают четырьмя определяющими признаками. Во-первых, участие в нём предполагает полное уничтожение индивидуальности или подчинение индивидуальности лидеру культа или всей общине. Во-вторых, основной целью культа обычно является пожизненная и постоянно усиливающаяся эксплуатация (например, финансовая, сексуальная, физическая) членов культа. В-третьих, типичный лидер деструктивного культа — авторитарная, решительная и харизматическая личность, необычные переживания которой (например, видения, сны, травмы) интегрируются в структуру верований. И последнее, наиболее важное, — деструктивный культ использует власть с нарушением этических норм, обеспечивая покорность членов (H. Neiburg, M. D. Langone, 1994). Последняя особенность деструктивных культов, при которой используются «неэтичные манипулятивные техники убеждения и контроля», включает следующие 8 элементов: Проводится 99 тотальный ・ контроль над повседневной жизнью членов культа (контроль окружения), например, физическая изоляция, цензура, сужение круга общения, значительное ограничение трудовой деятельности и социальных взаимодействий, ограничение в одежде и владении собственностью, лишение пищи. К примеру, члены Объединённой Церкви преподобного Sun Myung Moon и секты «Небесных врат» должны были путешествовать парами, носить одинаковую одежду, отказаться от прежней жизни, продать всю собственность и прекратить действие своих водительских прав (M. Miller, 1997; E. Thomas, 1997). Лидеры деструктивного культа целенаправленно лгут с целью «приобрете- ния» особого могущества (мистическая манипуляция). Например, перед самым массовым одновременным самоубийством и убийством 914 человек в Гайане в 1978 году лидер «Народного храма» преподобный Jim Jones из Сан- Франциско, страдающий шизофренией, осуществлял чудотворное «исцеление» членов культа от заболеваний, которые систематически преднамеренно «создавались» для по следующего исцеления. Склонность Jim Jones к бриллиантовым перстням и обуви из кожи крокодила внушала сектантам уважение и трепет. Когда же Конгресс США заинтересовался деятельностью новоявленного мессии, члены комиссии обнаружили гору трупов, умерщвлённых с помощью цианистого калия. Поражает, что около 200 человек покончили с собой по собственной воле. Caм Jim Jones застре- лился (L. Cidylo, 1989; E. H. Грицак, 2003). Абсолютная непререкаемая лояльность по отношению к культовой организации и верованиям (требование чистоты). Это отражено в правилах секты «Небесные врата»: нарушениями считаются обман членов или лидеров культа, предумышленное неповиновение, чувственность и указания на ошибки лидеров. Люди, оставляющие эту секту, сообщили, что в период членства от них требовалось проживать в суровой нищете и пить «очищающие» жидкости, отказываясь от твёрдой пищи (M. Miller, 1997; E. Thomas, 1997). Для обеспечения психологической уязвимости членов используется унизи- тельные и жёсткие осуждения (культ исповеди). В «Обучающихся семинарах» Эрхарда и других психотерапевтических культах довольно часто используется ритуал исповеди на «горячем стуле» (L. Cidylo, 1989). Для придания достоверности культовым верованиям создаются псевдонаучные, ёмкие и искажённые объяснения (священная наука). Это хорошо описано в материалах, опубликованных в Интернете коммуной «Небесные врата». Жили замкнуто, делали бизнес на подготовке страниц для системы Интернет. Сектант считали себя монахами и называли друг друга «сестра» и «брат». Несколько лет они тщательно готовились «с радостью покинуть этот мир». Согласно учению их предводителя и гуру Маршалла Эплуайта, в марте к земле должна была приблизиться комета Хейла–Боппа. В хвосте этой самой кометы якобы находится космический корабль, который и должен был перевести сектантов на другую планету. Для этого нужно было всего лишь «избавиться от земной оболочки». Они и избавлялись… Через три дня полиция обнаружила на вилле 39 холодных трупов, среди которых было и 8 кастрированных мужчин. А комета повисела-повисела над Землёй и отправилась в космос (О. В. Тимченко, В. Б. Шапар, 1999). Подобным образом действуют и некоторые другие футуристические и связанные с НЛО культы (M. Miller, 1997; E. Thomas, 1997; L. W. Roberts, M. Hollifield, T. McCarty, 1999). Используется ритуализированный, узкий набор фраз, ограничивающий самостоятельное осмысление культовых верований и облегчающих диссоциативные переживания (называние языка). В противоположность, например, верованиям католической церкви, рассматривающей тело человека как носителя души, язык секты «Небесные врата» предопределяет расщепление души и тела, духа и материальной природы, что значительно затрудняет восприятие души и тела как единого целого (M. Miller, 1997; E. Thomаs, 1997). Осуществляется постоянное обесценивание восприятий и чувств членов секты с целью укрепления и развития культовых идеалов (доктрина превыше личности). Например, в группе «Небесные врата» нарушениями правил счита- лось: ставить себя на первое место, самостоятельно предпринимать какие-либо действия, иметь переживания личного характера, симпатии и антипатии, сбиваться с «истинного пути», проявлять необоснованную любезность и доверять собственным суждениям. Люди, оставшиеся за пределами секты (друзья, семьи и целые народы), рассматриваются как несущие зло, недостойные, нечеловечные и, возможно, заслуживающие возмездия (при принятии правильного существования). Одним из последних драматических примеров этого признака культов является взрыв бомбы с отравляющими веществами в японском метрополитене, организованный членами культа с целью развязать мировую войну, которая «сохранит» членов секты и уничтожит всех остальных. Все вышеперечисленные манипулятивные приёмы сопровождают идеологическую обработку, истощают силу индивида, стимулируют фрагментацию и приводят к отказу от своего «Я» и беспрекословному принятию верований и практик культа. По этим и другим причинам членство в деструктивной секте является одним из наиболее разрушительных травматических переживаний, описанныхкак «запрещённый эксперимент на людях» (J. G. Clark, 1979; H. Neiburg, M. D. Langone, 1994). Шкала базовых убеждений*(Р.Янов-Бульман) Данный опросник разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности (Janoff- Bulman, 1989, 1992). По мнению американского психолога Р.Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира: Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. * Публикуется с любезного разрешения автора методики Ронни Янов-Бульман. Перевод и адаптация О. Кравцовой Убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основное значение имеют три аспекта: "Я хороший человек" (самоценность), "Я правильно себя веду" (контроль) и оценка собственной удачливости. Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. Экстремальный негативный опыт настолько противоречит существовавшей ранее картине мира, что его осмысление вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового. С целью диагностики базовых убеждений Р.Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, выявляющую восемь категорий убеждений, на основе которых вычисляются три вышеупомянутых базовых убеждения: благосклонность мира (BW, benevolence of world), доброта людей (BP, benevolence of people), справедливость мира (J, justice), контролируемость мира (C, control), случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness), ценность собственного "Я" (SW, self-worth), степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control), степень удачи, или везения (L, luckiness). Бланк методики Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.
Обработка результатов К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в "ключе" знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. "1" соответствует "6", "2" – "5", "3" – "4" и так далее). Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений: Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей). Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные набранным по R относительно середины шкалы. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).
Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. Исследователи считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует большей психической стабильности и успешности в повседневной жизни. |