философия 71-80 Юлдашева4986444466823182661. 71. Понятие метода. 72. Понятие методологии
Скачать 36.5 Kb.
|
71.Понятие метода. 72.Понятие методологии. 73.Уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. 74.Роль Ф.Бэкона в становлении эмпирического метода в науке. 75.Цели науки. 76.Основные формы живого созерцания. 77.Отличие гипотезы от теории. 78.Наука как социальный институт. 79.Философские методы. 80.Частнонаучные методы. Ответы: 71.Метод (от греч. путь к чему либо). Метод - это совокупность приемов и операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Методы научного познания являются его сознательно разработанным приемами. Они опираются на предшествующие достижения познания. 72.Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) совокупность приёмов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира. Целью методологии является обеспечение научного и социального познания путем использования совокупности социально выверенных и апробированных правил, норм приемов исследования и деятельности. Это совокупность способов деятельности и требование к мыслящему субъекту сформулирована на основе закономерностей. Методология регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся картины мира. 73.Различают частные, общие и всеобщие методы познания. Частные методы применяются одной или несколькими науками имеющими общий предмет исследования (например, физика, химия, психология. Общенаучные методы познания являются достоянием науки в целом. Особое место принадлежит философским методам, которые формируются в результате развития науки и включаются в состав научной картины мира. Философские методы ( диалектика и метофизика) являются органической частью любой философской системы. Наряду со всеми имеющимся знаниями они играют роль предпосылочного знания, создающего условия дальнейшего развития науки в конкретно- исторических условиях. В философии марксизма эти методы рассматриваются как методология науки. 74.Ориентация на опытное изучение природы формировалась в русле перестройки философского фундамента. Сложившееся в недрах средневековья номинглистическое направление в философии с установкой на развитие опытного знания в XVII в. развилось в эмпиризм, родоначальником которого стал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Философия Бэкона сложилась в атмосфере научного и культурного подъема Англии, освобождения науки от схоластических пут церковной догматики. Бэкон отбросил традиционное правило: опираться в исследованиях на авторитеты древних, и тем самым проложил дорогу запланированному эксперименту. Всю жизнь он работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук», претворение которого видел в выработке адекватного метода научных исследований. В то время как основным методом схоластики был дедуктивный (от общего к частному), основанный на умозаключении, Бэкон делает ведущим индуктивный метод (от частного к общему), целиком обращенный к эксперименту. Причем этот метод он распространил и на изучение человека. Одной из главных идей Бэкона было создание единой науки о человеке. Вместе с тем в целостном знании о человеке Бэкон выделяет науки о теле и науки о душе, которые объединяют проблемы личности и взаимосвязи души и тела. Наряду с наукой о духе (рациональной божественной душе) должна существовать и наука о чувствующей, нерациональной (общей для животных и человека) душе, природа которой телесна. Исходными в познании являются чувства, однако они не могут обеспечить всей глубины познания—для этого чувства должны быть обработаны разумом. Вместе с тем Бэкон приходит к выводу, что само познание подвержено глубочайшим заблуждениям («идолам»), которые могут быть как врожденными («идолы рода»), так и приобретенными («идолы пещеры», «идолы площади»). 75. Наука дает знание обо всем: о событиях, процессах, объектах, о мире объективном и субъективном. Она изучает природу, общество, человека, культуру, созданную самим человеком. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмета ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности. 76.Современная психология различает несколько форм чувственного отражения мира: ощущение, восприятие и представление. Начальной формой выступает ощущение. Ощущать - значит отражать нечто посредством органов чувств. , чувственно-конкретный, целостный образ вещей или явления носит название восприятия. Восприятие, возникающее на основе ощущений, есть также непосредственная связь сознания с внешним миром. Не случайно восприятия и делятся на звуковые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые (в соответствии с видами ощущений, лежащих в их основе). Более того, говорить отдельно о восприятиях и ощущениях можно только условно, абстрагируясь от реального процесса чувственного познания. В действительности же ощущения и восприятия вообще не существуют порознь, вне связи друг с другом ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др. Представления могут относиться к индивидуальному предмету или событию, но могут быть и общими 77.Под гипотезой обычно понимают утверждение, о котором нельзя точно сказать, истинно оно или ложно. Гипотеза – это предположение, которое мы выдвигаем в попытке объяснить что-то необъясненное. Теория — это совокупность взаимосвязанных утверждений, которая описывает некоторую предметную область. Таким образом, гипотеза может являться частью теории. В нашей повседневной речи мы часто используем эти термины нерелевантно. Например, кто-то может сказать «Эволюция — это всего лишь теория», имея в виду, что у нас нет ее доказательств. Правильнее будет сказать «Эволюция – это всего лишь гипотеза». Есть мнение, что любая научная теория рано или поздно сталкивается с явлениями, которые не может объяснить. Тогда к теории приходится добавлять новые гипотезы, помогающие объяснять необъясненное. Когда таких гипотез становится слишком много, то теория становится очень сложной, и нужно поменять эту теорию на более подходящую и простую. 78. Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы. Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых. Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. 79.Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования. 1. Диалектика 2. Метафизика 3. Догматизм 4. Эклектика 5. Софистика 6. Герменевтика Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. 80.Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. |