Песнь о Роланде. 7кл Песнь о Роланде. 7кл. Песнь о Роланде
Скачать 22.55 Kb.
|
7кл . «Песнь о Роланде» Цели: дать представление о средневековом французском военном эпосе; раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство автора; помочь учащимся понять основы историко-литературного анализа, описать исторические события, о которых сочинена песнь, почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде», великие идеи средневекового эпоса. Ход урока I. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. – «Песнь о Роланде» – одно из первых произведений на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе. Н. Томашевский заметил: «Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых «жестами». «Песнь о Роланде» – самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности. 2. Работа в тетради («Особенности эпохи формирования литературы средневековья. Эпос и его жанровые особенности»). – Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы). И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники. Таблица представлена на доске.
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь. – Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью? Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением. Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59). Словарная работа.– Что означает термин «эпос»? Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование»: 1) род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь; 2) жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос. Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки. Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера. – Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.) 3. Рассказ учителя о возникновении «Песни о Роланде». – «Песнь о Роланде» – ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи и военного мессианства. Складывалась на протяжении IX–XII веков. Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме. Жонглер-исполнитель не нуждался в рукописях, в IX–X веках сказание о Роланде охотно слушали и распевали! Небольшое по объему сказание не могло удовлетворить слушателей, поэтому возникали новые поэмы, содержащие ряд подробностей и дополнений. По свидетельству английского летописца Вильгельма Мальмсберийского, во времена нормандского вторжения 1066 года в Англию рыцари Вильгельма Завоевателя пели «кантилены Роланда», чтобы пример этого мужа воодушевил воинов. Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй половине XII века, но о нем ничего не известно, авторство не доказано. «Песнь о Роланде» – один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобрел в эпоху крестовых походов. Но в XV веке с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забыли. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспомнили вновь. Франциск Мишель, нашедший рукопись, опубликовал ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор «Песнь о Роланде» стала настоящим национальным эпосом Франции. 4. Выразительное чтение поэмы. 5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения. – «Песнь о Роланде» – образец героического эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие? Чтобы это понять, мы должны четко увидеть историческую основу песни и поэтическое ее воплощение.
– Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности? 6. Анализ особенностей сознания средневекового человека. Рассказ учителя истории. – Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека. Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека: коллективное мифологическое сознание; полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол; религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов; символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом; дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания. Рассказ учителя литературы. Беседа. – Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (Нарисовать идеал народного героя.) – Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности: Царь Марсилий – король Карл; Бланкандрин – Ганелон; Балигант – Роланд; Аэрольт – Оливье; Халиф – Турпен; Альда – Брамимонда. – Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? (Высказывания учащихся.) – Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.) – Начтоуказываетпарнаясистемаобразов?(Высказыванияучащихся.) – Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.) Инсценировка фрагмента «Песни о Роланде». – Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (Эпический фон, эпические герои, эпический стиль.) 7. Работа над композицией произведения. – На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет? (Можно выделить три части. 1. Переговоры с маврами. 2. Битвы. 3. Возмездие.) – Композиция строится по принципу симметрии.
II. Итог урока. Рефлексия деятельности. – Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека? – Как в народном эпосе создается образ величия? – В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека? Вывод. Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда. Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл. Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи В. П. Аникина «Мудрость народов», с. 62–63. |