Главная страница
Навигация по странице:

  • Это — индуктивный метод движения, наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и всех науках. Рационализм

  • Рационалисты

  • 4 правила метода Декарта

  • Формирование основных научных исследовательских программ в Новое время. Проблема обоснования достоверности знания: эмпиризм и рационализм

  • Классическая наука

  • Краткая характеристика классической науки

  • Идеал классической науки

  • Классическая наука - XVIII-XIX вв.

  • Неклассическая наука.

  • Ш. Кулоном

  • Ответы к 1 вопросу (с 9 по 16 вопросы). 9. Модели развития науки экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм, модель единства эволюции и революции в развитии науки, модель casestadies


    Скачать 62.94 Kb.
    Название9. Модели развития науки экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм, модель единства эволюции и революции в развитии науки, модель casestadies
    Дата04.08.2022
    Размер62.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к 1 вопросу (с 9 по 16 вопросы).docx
    ТипАнализ
    #640542
    страница2 из 3
    1   2   3

    В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:
    1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);
    2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);
    3. развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт).
    Эмпиризм (от греч. empeiria ­ опыт) ­ родоначальник английский ученый Ф. Бэкон. Различают идеали стический эмпиризм (Юм, Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и мате риалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), считающий источником чувственного опыта объективно существующий мир.
    Содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» ­ таков девиз эмпириков. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движения, наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и всех науках. Рационализм (от лат. ratio ­ разум) ­ направление в теории познания, в отличие от эмпиризма признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
    Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит, это основная, интуитивная, внеопытная идея: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) можно вывести возможность существования Бога, природы и других людей и получить истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому опыт важная составляющая знаний о мире, но основа истинного метода в уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.
    4 правила метода Декарта:
    а) никогда не принимать за истинное ничего, что не признавалось таковым с очевидностью;
    б) делить каждую рассматриваемую трудность на столько частей, сколько необходимо для поспешного разрешения;
    в) располагать мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых до познания более сложных;
    г) делать полные перечни и всеохватывающие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

    1. Формирование основных научных исследовательских программ в Новое время. Проблема обоснования достоверности знания: эмпиризм и рационализм

    В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 философско-методологические и 2 научные.

    1. Фачософско-методологическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон).

    Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человеческом понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»), В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753) и Д. Юма (1711-1776).

    2. Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650).

    Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).

    Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626-1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646-1716).

    3. Атомистическая программа (П. Гассенди (1592-1655); Р. Бойль (1627-1691)).

    Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его научное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атомистов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др.

    4. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727).

    В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог - великого часовщика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую научную физическую теорию, задача которой - изучить природу («Математические начала натуральной философии»). Он разработал методологические принципы физического познания, называемые им «правилами философствования», ориентирующие ученых на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы:

    • 1) опыт - основной источник наших знаний',

    • 2) общие законы природы познаются путем индукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам)',

    • 3) из этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, проверяемые экспериментом.

    На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для которого характерны: ориентация на эксперимент; использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания; механицизм, т. е. сведение любого изучаемого процесса к законам механики.

    Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном познании мира.

    В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновения государства. Т. Гоббс («Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества - это «война всех против всех», т. к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) монархия - наилучшая форма правления, но допустимы и другие. По версии Дж. Локка («Трактаты о государственном правлении»): 1) для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство - результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) разделение властей - основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора.

    Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.


    1. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.

    Наука - рассматривается как составная часть общечеловеческой культуры
    Под культурой здесь в самом общем смысле понимается внебиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, развитие орудий, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов.
    Наука выступает как важнейший метод симв. мышления и симв. отображения реальности.
    Классическая наука - XVIII-XIX вв.
    Задача науки - систематизировать знания.
    Знание - когда довод полностью убеждает нас (такой взгляд с XVII в.).
    Убеждение в неизменности порядка в природе.
    Есть Мировая гармония, Божественный взор. Знание соответствует уровню Божественного взора.
    Чтобы человек не заблуждался, ему даны первые знания (интуитивные – у Декарта, первое начало - у Гуссерля).
    Знание основано первым знанием и доказано формально-логическими строгими выводами (это - отличие от мнения).
    При описании объектов и теоретическом объяснение стремилась устранять по возможности всё относящееся к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности (такое устранение считалось необходимым условием получения объективно-истинных знаний о мире).
    Господство объектного стиля мышления ( Стремление понять предмет сам по себе, безотносительно к условиям изучения его субъектом.)
    Чёткое разделение объекта и субъекта, внешнего мира и души.
    Сознание - зеркало природы, которое шлифуется по мере развития науки. В период классического естествознания возникла первая в истории научная картина мира - механическая:
    Весь мир — совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту.
    Свойства пространства и времени не зависят от тел и их движения.
    Любые события жёстко предопределены законами классической механики.
    Полный детерминизм: по формуле можно предвычислить любые события, зная текущие параметры всех частиц.
    Синтез естественнонаучного знания на основе сведения разнородных процессов и явлений к механическим.
    Основные этапы научного исследования:
    Провести серию опытов, экспериментов, наблюдений.
    Выделить посредством индукции отдельные характеристики естественного процесса, сделать их объективно наблюдаемыми.
    Понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы.
    Выразить эти принципы математически.
    Построить целостную теоретическую систему посредством дедуктивного развёртывания фундаментальных принципов (вывести законы, имеющие всеобщий характер).
    Использовать выявленные закономерности на практике, подчинить их своим целям. Учёный рассматривается как человек, способный сделать открытие. Но учёный рассматривается как одиночка, представление о научном сообществе сформировалось в XX в.
    Основной предмет рассмотрения - природа индукции:
    По Бэкону, И. - экспериментальные методы, позволяющие выяснять причинноследственные связи. И. - набор особых правил обобщения.
    По Юму, И. - индукция через простое перечисление.
    Первый подход предполагает, что И. даёт абсолютно точные данные, второй -только приблизительный, вероятный выход.
    Милль и Гершель: И. - такой умственный процесс, при котором мы заключаем, что-то, что истинно в одном случае, истинно в другом случае, сходном с первым, в некоторых опред.
    отношениях класса.
    Краткая характеристика классической науки
    Любой объект считается познаваемым.
    Все законы имеют общее основание - некие принципы. У принципов есть свои основания, основание всего - первопринцип. Т. о., имеем «дерево познания».
    Идеал классической науки - устранение субъекта из процесса познания (ибо человек - источник ошибок).
    Научный поиск становится атрибутом науки, а сама наука становится условием, обеспечивающим получение нового научного знания. Роль дилетантства постепенно сходит на нет, открытие требует квалификации ученого.
    Общество рассматривает науку, как престижное дело.
    Научное творчество приобретает авторство, а автор – социально признанное личное достоинство.
    Утрачивается связь между философией и наукой, происходит разделение гуманитарного и естественно-научного знания.
    создаются научные общества, академии, появляются научные издания • наука сложилась как социальный институт

    Наука - рассматривается как составная часть общечеловеческой культуры. Под культурой здесь в самом общем смысле понимается внебиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, развитие орудий, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов. Наука выступает как важнейший метод симв. мышления и симв. отображения реальности.

    Классическая наука - XVIII-XIX вв.
    Задача науки - систематизировать знания.
    Знание - когда довод полностью убеждает нас (такой взгляд с XVII в.).
    Убеждение в неизменности порядка в природе. Есть Мировая гармония, Божественный взор. Знание соответствует уровню Божественного взора. Чтобы человек не заблуждался, ему даны первые знания (интуитивные – у Декарта, первое начало - у Гуссерля).
    Знание основано первым знанием и доказано формально-логическими строгими выводами (это - отличие от мнения).
    При описании объектов и теоретическом объяснениие стремилась устранять по возможности всё относящееся к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности (такое устранение считалось необходимым условием получения объективноистинных знаний о мире).
    Господство объектного стиля мышления
    Стремление понять предмет сам по себе, безотносительно к условиям изучения его субъектом.
    Чёткое разделение объекта и субъекта, внешнего мира и души.
    Сознание - зеркало природы, которое шлифуется по мере развития науки.


    1. Неклассическая наука.


    Исходный пункт неклассической науки (конец XIX – первая половина XX в.) связан с разработкой релятивистской и квантовой теории. Он отбрасывает представления о реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Наука описывает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение и формулирование этих связей рассматривается в качестве объективного и истинного описания и объяснения мира.


    Важные открытия:
1. Эйнштейн, Общая теория относительности; 2. Фрейд, психоанализ, 19 в.; 3. Планк, Бройль, квантовая теория;
4. Резенфорд, планетарная модель атома; 5. Ренген, ренгеновские лучи.

    Развитие науки данного периода вносит существенные отклонения от классических ее канонов: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831-1879) математической теории электромагнитного поля. В конце 19 – нач. 20 в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в каче­стве основного методологического средства.

    Основные открытия: Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 г. открывают явление называют радиоактивности. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон (1856-1940) открывает составную часть атома - электрон, создает первую модель атома. В 1900 г. немецкий физик М. Планк (1858-1947) предложил новый подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории. Английский физик Э. Резерфорд (1871-1937) экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома. Датский физик Н. Бор (1885-1962) создал квантовую модель атома (модель Резерфорда-Бора). В 1924 г. французский физик Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1934 г. французские физики Ирен (1897-1956) и Фридерик Жолио-Кюри (1900-1958) открыли искусственную радиоактивность. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата - время. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта (1866-1945). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Создается наука, нацеленная на изучение и освоение космического пространства – космонавтика и кибернетика. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.
    1   2   3


    написать администратору сайта