Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности неклассической науки

  • Постнеклассическая наука.

  • Постнеклассическая наука формируется в 70-х гг. 20 в. Этому способствовали

  • На этапе постнеклассической науки преобладающей

  • Идея принципа универсального эволюционизма

  • На сегодняшний день можно выделить следующие 4 класса наук

  • 26.Аксиологические проблемы науки. Расширение этоса науки. Этические проблемы науки конца ХХ - начала ХХI в.

  • Научная картина мира

  • Философские основы науки

  • Ответы к 1 вопросу (с 9 по 16 вопросы). 9. Модели развития науки экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм, модель единства эволюции и революции в развитии науки, модель casestadies


    Скачать 62.94 Kb.
    Название9. Модели развития науки экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм, модель единства эволюции и революции в развитии науки, модель casestadies
    Дата04.08.2022
    Размер62.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к 1 вопросу (с 9 по 16 вопросы).docx
    ТипАнализ
    #640542
    страница3 из 3
    1   2   3

    Основные принципы:

    - отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора.

    - осмысливаются связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира;

    - парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

    - введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.

    - изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность в чистом виде, как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом.

    - наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом.

    -  принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не интуитивная очевидность, а уместная адаптированность.

    - концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для чистоты рассмотрения, признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта

    - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

    Особенности неклассической науки:1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук;
2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения;
3. Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов. Целостность природы имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Субстанциальный подход – стремление найти первосубстанцию;
4. Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности, а не только на механической причинности;
5. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц);
6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим, точно определенным;
7. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления);
8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.


    1. Постнеклассическая наука.

    Характерная черта постнеклассического этапа развития науки – сближение естественных и гуманитарных наук. Постнеклассическая наука  формируется в 70-х гг. 20 в. Этому способствовали: 1. революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки); 2. невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. В это время развиваются генные технологии. Разработан новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование. Сформировано новое научное направление – эволюционная химия, благодаря которой стало возможным объяснение самопроизвольного восхождения от низших химических систем к высшим. Наметилось еще большее усиление матемизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Прогресс в 80-90х гг. 20 в. развития ВТ вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Внесение человеческого фактора в создание БД привело к появлению высокоэффективных эксперт-ных систем. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. Быстро развиваются микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами исследования становятся сложные уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. На этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний – стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего идей системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках кон-кретных научных дисциплин (биологии, геологии) и включает ряд философско-мировоззренческих установок. Универсальный или глобальный эволюционизм – принцип, обеспечивающий экстрапо-ляцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Эволюция – переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших направлениях в науке конца 20 в.: 1. теории нестационарной Вселенной; 2. синергетики; 3. теории биологической эволюции и концепции биосферы и ноосферы. В постнеклассич. Н. Утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек представляют собой единую целостность. Человек находится внутри изучаемого объекта. Наблю-дается сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, имеет место и обратный процесс. Централь-ной идеей концепции глобального эволюционизма является идея коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем. Эволюция представляет собой целостный процесс, состав-ными частями которого являются физико-химические, биологические, социальные, экологические, социо-культурные процессы. Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования, она лишь четче определяет область их примене-ния. На сегодняшний день можно выделить следующие 4 класса наук: 1. логико-математические; 2. естественные; 3. инженерно-технологические; 4.  социально-гуманитарные.  Все науки в социуме выполняют следующие функции: 1.производство новых научных знаний; 2. объяснение и понимание реальности; 3. прогностическая функция, которая имеет вероятностный характер.

    26.Аксиологические проблемы науки. Расширение этоса науки. Этические проблемы науки конца ХХ - начала ХХI в.

    Постклассическое естествознание

    Объект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания.

    Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Повышение степени фундаментального научного знания.

    Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве. Сознание присуще не только человеку.

    Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы развиваются нелинейно, интегративно. Единство естествознания, наукознания и гуманитарного знания. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Антропный принцип - известен в "мягкой" и "жесткой" формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительной фазе своей эволюции в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию.

    Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.

    Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин " Синергетика." стал активно использоваться в советской литературе после публикации на рус. языке работы Г. Хакена "Синергетика" (М., 1980), в которой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т.е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом. Синергетика решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять мн. философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи.

    Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что тем, кто связан с нею, приходится все чаще и все основательней заниматься этическими проблемами. Никогда в прошлом не было и такого, чтобы научные исследования и их приложения оказывались объектом столь интенсивного и детального регулирования - не только этического, но и юридического. Сегодня принимается несметное количество нормативных актов - как внутри-, так и межведомственных, как национальных, так и международных, призванных обеспечить такое регулирование.

    Приближение науки к нуждам человека происходит не безболезненно - за все приходится платить. Одна из наиболее серьезных составляющих этой платы то, что возникает необходимость специально исследовать и сами потребности и нужды человека, и пути и способы их удовлетворения. А это, в свою очередь, означает, и возникновение насущной потребности в проведении все новых и новых экспериментов на человеке - именно для того, чтобы выяснить, как можно улучшить условия его жизни.

    Сам человек, таким образом, во все большей степени становится объектом самых разнообразных научных исследований. И в той мере, в какой на нем начинает концентрироваться мощь научного познания. Наукой разрабатываются все новые, все более тонкие и эффективные средства воздействия на человека и возрастают риск и опасности, которым он подвергается. Следовательно, актуализируется задача защиты человека, ради которого осуществляется прогресс науки и техники, от негативных последствий того же самого прогресса. В результате резко обостряется необходимость выявлять такие последствия и тем или иным образом реагировать на них.

    Таким образом, мы оказываемся в ситуации конфликта интересов. С одной стороны, исследователь, стремящийся к получению нового знания; с другой стороны, испытуемый, для которого на первом месте- терапевтический эффект, скажем, излечение недуга. Ради этого эффекта, собственно, он и соглашается стать испытуемым.

    С целью контролировать этот риск стали развиваться средства этического регулирования биомедицинских исследований. Ныне существует два основных механизма такого регулирования. Это, во-первых, процедура информированного согласия, которое перед началом исследования дает каждый испытуемый. Во-вторых, в современной практике проведения биомедицинских исследований принято, что каждый исследовательский проект может осуществляться только после того, как заявка будет одобрена независимым этическим комитетом. Следует особо подчеркнуть, что этическая экспертиза защищаёт не только испытуемых, но и самих исследователей, поскольку позволяет им разделять бремя ответственности - очень часто не только моральной, но и юридической.

    Таким образом, развитие современной науки показывает, что обсуждение ее этических аспектов и проблем становится все более актуальным и востребованным как со стороны общества, так и самими учеными, способствуя выявлению, фиксации и оптимальному разрешению возникающих социальных и ценностных коллизий, а также реальных опасностей, таящихся в неподконтрольном мудрому разуму развитии науки. Вместе с тем, очевидно, что центр этического регулирования современной науки должен быть смещен от общих оценок науки в целом с позиции блага и зла к дифференцированной оценке ее отдельных направлений и действий конкретных ученых. Именно при таком подходе морально-этические суждения в науке не только могут, но и должны играть все более важную роль в ее развитии на благо современного общества и будущих поколений.

    Этос науки указывает на нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспект науки. Установки этоса науки, разработанные американским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Этос науки отвечает требованиям: универсальности (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных) коллективности (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества) бескорыстия (ученый должен в своей деятельности руководствоваться принципом поиска истинности) критицизма (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам). Обширный класс этических проблем задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Особое место занимают проблемы этики ученого. Здесь наиболее важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос науки направлен и на защиту науки от лже-, псевдонауки и воинствующего оккультизма. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «академическая составляющая науки». Он обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания, привязывая его к конкретному автору или группе ученых. Псевдооткрытия, как правило, не долговременны. В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.
    1   2   3


    написать администратору сайта