доклад. А. А. Асоян древние цивилизации в глобальном мире. Египет и греция аннотация. Статья
Скачать 438.72 Kb.
|
А.А. Асоян порога, то греческая, сделав шаг в реальную среду, переступает порог (см 41, с. 64). Греки, отмечал М. Волошин, лепят точные пределы человеческого тела. Это пластично Египтяне же лепят не столько тело, сколько воздух, его облекающий там, где в эллинском искусстве есть движение из глубины наружу, в египетском есть обратное движение – снаружи (10, с. 253). Филиация египетского куроса – к аполлону, неоднократно констатировали исследователи, это поворот от жеста к недвижности, от словак безмолвию Движения египетских фигур в камне, отмечал Э. Панофский, не органичны, а механистичны, иными словами, состоят из чисто локальных изменений положения того или иного члена тела, изменений, не влияющих ни на форму, ни на размеры остальных частей тела. (…) Как живопись, таки рельефа по этой причине между ними в египетском искусстве не было значительной стилистической разницы – отрицали ту явную протяженность плоскости в глубину, какой требует оптический натурализм. (…) Все части человеческой фигуры предстают перед нами либо целиком во фронтальной проекции, либо в профиль. грудь и руки изображались во фронтальной проекции, а голова и остальные члены – в профиль (28, с. 82). Египетский метод применения технических пропорций, замечал Панофский, ясно отражает волю к искусству Kunstwollen древних египтян, направленную не на изменчивое, а на постоянное, не на то, чтобы символизировать жизненное сейчас а на то, чтобы воплощать вневременную вечность. Но что озадачивает в египетской скульптуре, так это улыбка. Х. Кеннер писал архаическая улыбка есть наиболее явное выражение магической жизненной силы архаических статуй между тем Э. Бушор говорил об улыбке как пробуждении от долгого сна (цит. пос. Исходя из вышесказанного, можно было предвидеть, говорил Па- нофский, что искусство древних греков попытается полностью освободиться от египетской системы пропорций. Принципы, которыми руководствовалась греческая архаика, еще напоминают нам Египет развитие классического стиля, постепенно вытеснившего архаику, как рази состояло в признании определяющими художественными ценностями тех факторов, которыми пренебрегали и которые отвергли египтяне. Классическое искусство стало учитывать изменение пропорций в результате физических движений изменение перспективы в Древние цивилизации в глобальном мире 45 результате зрительного процесса, а также необходимость в некоторых случаях корректировать оптические впечатления зрителя с помощью «эвритмических» приспособлений (28, с. 83). Отечественный искусствовед Д.Ю. Молок, словно резюмируя эти важнейшие наблюдения зарубежного исследователя, замечал античная Греция противопоставляла жесткому, механистичному, статичному и условному кодексу египетских мастеров гибкую, динамичную и эстетически оправданную систему отношений Живому религиозному чувству греков был свойственен особый натурализм. Ван- тичности очень распространено представление о живых культовых статуях. У Гомера троянки кладут на колени Афины, чтобы умилостивить ее, богатую ризу, а богиня, ее живая статуя, отрицательно качает головой (27, с. 13). Отличая эллинское искусство от египетского, Калистрат писало скульптурном изображении Эрота: В этой статуе ты мог увидеть, как медь чудесно превращалась в прекрасное нежное тело одним словом, – искусству было достаточно собственной силы, чтобы выполнить все, что ему нужно (курсив мой. – А. Ас. Панэстетизм эллинов чудесным образом сочетался с любомудрием (у египтян не было страсти к умозрительному знанию, к логическому обобщению опыта и общественной практики, к изучению закономерностей развития природы и общества. Эллины первыми и единственными в Древнем мире создали философию. Греческая философия, пишет А.В. Ахутин, может быть, высшее порождение эллинского гения. Она рождается не в гадательных домыслах о мире, а в странной озадаченности, – удивлении – самим существом существования. Эта озадаченность, ив экзистенциальном, ив логическом плане, есть собственное начало философии (7, с. 16–17). Видимо, поэтому Аристотель говорил, что все другие науки более необходимы, чем философия, но лучше нет ни одной (см 3). О том же, но по-другому писал Плутарх: знание сверхчувственного и священного, просияв сквозь душу, как молния, только один раз позволяет коснуться себя. Поэтому Платон и Аристотель называют это мистической частью философии, ибо, миновав сложное и разнородное с помощью разума, люди возносятся к этому первичному смыслу, простому и нематериальному началу и, по-настоящему коснувшись заключенной в нем чистой истины, полагают, что обладают, наконец, всей мудростью А.А. Асоян 46 (29, с. 67). С письменами Плутарха замечательно сочетается мнение о греческой философии М. Хайдеггера. Он считал, что самое удивительное в эллинах их способность видеть все подлежащее сказыва- нию уже в его самозакутывании» (44, с. 293). Хайдеггер вспоминает при этом слова Гераклита Но всем правит молния. Это значит, комментирует немецкий философ, что ясность, дарующая наличность всему присутствующему, являет свою воедино собранную, внезапно изъявляющуюся власть в облике молнии (45, с. 283). При воцарившейся ныне оборотливости речей и писаний самое трудное, – пишет Хайдеггер, – это безыскусное, все несущее на себе сказывание, и труднее всего слышать его, когда оно еще где-то совершается (44, с. 293). Египтяне были мудры иначе. У них греки научились математике и геометрии, но истина была дана им изначально их верой, в том числе – в магию, а грекам эту истину нужно было искать. Она была скрыта в богах, те. в природе, в том числе и природе человека. Трудно познать самого себя говорил Фалес из Милета. Греческим философам, как героям Достоевского, ненадобно было миллионов, надобно мысль разрешить. Между тем вся мысль египтян, вавилонян, иудеев в своих предельных достижениях не философия, ибо предмет этой мысли небытие, а жизнь, не сущность, а существование, и оперирует она не категориями, а нерасчлененными символами человеческого самоощущения в мире. У греческих философов мышление впервые превратилось измышления в мире в мышление о мире (1, с. 17). Размышляя о предмете философии, Аверинцев отмечает Абсолют философской религии Платона называется “существенно- Сущее” (…) абсолют библейской веры называется Живой Бог Переводчики, создавшие так называемую Септуагинту, на радость всем философствующим теологам средневековья передали знаменитое са- моописание библейского бога в терминах греческого онтологизма Аз есмъ Сущий (Исход, гл. 3, ст. 14), но древнееврейский глагол означает не быть, но действенно присутствовать он характеризует не сущность, а существование И здесь дело идет о жизни, а не о бытии о реальности, а не о сущности (1, с. 59). Эти глубокие соображения Аверинцева косвенно подтверждаются примерами из дидактической афористики Древнего Египта, которая Древние цивилизации в глобальном мире 47 приблизительно может быть соотнесена с философской прозой Древней Греции. Вот один из фрагментов такого рода Поучение Аменемхета I Берегись подчиненных, Не приближайся к ним, Не оставайся один, Не доверяй брату, Не знай друга, Не имей доверенного, Не полезно это (см 16, с. 112). Симптоматично, что в Египте не было не только философии, но и литературы в профессиональном смысле этого слова. Недаром С. Аверинцев назвал одну из своих статей Греческая литература и ближневосточная словесность. Впрочем, один из выдающихся зачинателей русской египтологии Б.А. Тураев в 1920 г. опубликовал книгу Египетская литература, но вот что он писал на страницах своего замечательного труда История египетского искусства давно уже имеет свою обширную литературу, вызвала несколько солидных трудов общего характера и преподается с университетских кафедр. Совершенно иное мы должны сказать относительно другой ветви творчества египтян – их словесности. Стены храмов, гробниц, египетская почва представили нам для изучения огромное количество памятников письменности (…) и египетская литература по древности и продолжительности занимает бесспорно первое место (…) но здесь всецело господствует практический дух ежедневного обихода и исключается всякое умозрение (39, с. 3, 5, 17). Подобный отзыв содержится в монографии Тураева ив отношении мистико-гностических сочинений с самого начала своей культуры египтянин стремился усвоить себе знание пути ко спасению, хотя и представлял его себе грубо в виде знания имен И этими именами теперь пестрят продукты гностицизма таинственные писания связываются с именами египетских богов Тота, Хнума, Исиды, приписываются египетским волхвам Нехепсо и Петосирису. Большое количество гностических, уже греческих папирусов, содержащих молитвы, заклинания и т. п, переполнено египетскими элементами и А.А. Асоян похожи иногда на переводы или пересказы соответствующих демотических произведений (39, с. 272). В связи с этими замечаниями египтолога стоит вспомнить метафорическое высказывание Хайдеггера о предназначении философии и литературы Высвобождение языка из-под грамматики на простор какой-то более сущностной структуры препоручено мысли и поэзии (...) Мысль есть l’engagement со стороны истины бытия (46, с. 197– 202). Египетская словесность не есть литература по той же причине, по которой ближневосточная мысль не есть философия (1, списал Аверинцев. – Понятие индивидуального авторства неизвестно ближневосточным литературам, его функционально замещает понятие личного авторитета (1, с. 21). Греция же – это развитие авторского самосознания (1, с. 27)… Со стихией разговора эллины поступили по-своему, переместив его внутрь литературного произведения разговор искусственно воссоздается, имитируется, стилизуется средствами литературы. Создается дистанция между собой и другим я (…) Но что это такое – личность, понятая объективно, чужое я, наблюдаемое и описываемое как вещь Греки ответили на этот вопрос одним словом характер (1, с. 23). К поэтике Ближнего Востока, пишет Аверинцев, приложима характеристика Д.С. Лихачёва, данная им поэтике древнерусской литературы XIV–XV вв.: Психологические состояния как бы освобождены от характера. Чувства как бы живут вне людей, но зато пронизывают все их действия (22, с. 62– 64). Напротив, отмечает Аверинцев, греки увидели телесно- душевный облик человека, его “эйдос” и “этос”, его характер как систему черти свойств, как целостную и закономерную предметную структуру, подлежащую наблюдению в последовательном ряде ситуаций, с. 25). Другое кардинальное отличие греческой литературы от ближневосточной словесности – наличие пластически замкнутой формы ибо осознание прав и обязанностей личного авторства стоит в отношениях взаимозависимости к эстетическому императиву художественного целого (…); замкнутое и вычленившееся из жизненного потока произведение есть коррелят замкнутой и вычленившейся авторской индивидуальности. (…) До тех пор пока литературный текст живет всецело внутри общежизненной ситуации, предстающей по отно- Древние цивилизации в глобальном мире 49 шению к нему как целое, сам он отнюдь не обязан являть собою целое скорее, наоборот такая гордыня ему противопоказана (1, с. 29). Значит, дело не в том, что в Древнем Египте не писалось прекрасных и глубокомысленных сочинений – таковые были, ив немалом числе но содержание всенародной жизни выражало себя не в них. Египтяне извека ввек возводили здание государства издания храмов, распахивали пашни и вырезали из базальта статуи, выражая в молчаливой весомости своих трудов суровый пафос безличного порядка (1, с. 39). Симптоматично, что имена египтян были только личными и не имели исторического содержания Более простые имена – короткие обозначения телесных или умственных качеств их носителя И вовсе времена было много имен, подсказанных семейной любовью (52, с. 30). Вот, в частности, почему цивилизация Древнего Египта заслуживает сравнительного осмысления наряду с цивилизацией Древней Греции. Наконец, еще об одной особенности человека древних цивилизаций. Свободный человек греческих полисов был общественным животным. Перикл утверждал, что богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание бедности ни для кого не является позором, но большой позор мы видим в том, что человек не стремится избавиться от нее трудом (см 43). Жизнь египтян, также, как жизнь греков, отличалась простотой и умеренностью. Египтяне ив раю мечтали трудиться, вести такой же образ жизни, как на земле (см 52, с. 230). Их скромность и тщательность распространялись на все. Всякая исступленность была им чужда. Выдающийся немецкий египтолог Адольф Эрман, в частности, пишет едва ли можно назвать какой-либо другой народ, который был бы таким невоинственным, как феллахи» (52, с. 351). Другая особенность египтян, подчеркивающая их «этос», – предпочтение пива, ноне вина. Пиво было любимым напитком египетского народа, и даже умершие в своем загробном блаженстве не могли обойтись без пива в эпоху Древнего царства египтяне варили четыре сорта пива, среди которых было черное, те. темное Мы мало знаем о приготовлении пива, однако все сведения согласуются, что оно делалось из молотого ячменя (53, с. 77–78), но вино, которое у них известно с фараона XXVI династии (VII в. дон. э) Псамметиха, как рассказывает Плутарх, ссылаясь на свидетельства астронома и географа IV в. А.А. Асоян дон. э. Эвдокса Книдского, не употребляли в возлияниях богам, оно считалось кровью тех, кто некогда воевал с богами когда эти воины пали и смешались с землей, из них, якобы, произросла лоза. Поэтому пьянство, считали египтяне, делает людей бешеными и безумными, словно они наполнились кровью предков (29, с. 9). Однако Эрман, читая рисунки из фиванской гробницы и опираясь на письменные источники, располагал иными сведениями. Он писал В эпоху Древнего царства в Египте различали шесть сортов вина Виноград в больших количествах выращивали по всей стране Рамзес III насадил бесчисленные виноградники в южных и северных оазисах Больше всего он заботился о знаменитом винограднике в горах, который давал сладкое вино и назывался Ка-ен-Кемет – дух Египта В эпоху Нового царства любимым обычаем египтян было смешивать несколько сортов вина (52, с. 86–87). Кемет – черная земля. Так египтяне называли свою страну по цвету ее почвы и этим отличали ее от красной страны варваров (52, с. 56). Древние цивилизации, как архетипы, несомненно, присутствуют в нашем сознании и определяют наши ценностные ориентиры, наше представление о глобальном мире и корректируют восприятие нами нас самих. Примечания 1* Религиозное настроение греческой архитектуры подчеркивал О. Шуази. – См (48, с. 320). В примечаниях к его тексту ему возражал В.Д. Блаватский, считая, что Шуази впадает в сильное преувеличение. – См (там же, с. 572). Но этот спор вряд ли имеет серьезное основание, потому что социальная жизнь Древней Греции была тесно переплетена с религиозной, с так называемой публичной религией. 2* Словесность не хуже литературы, она другая, лишена авторской индивидуальности. Прекрасный образчик египетской словесности опубликован М.Э. Матье: Красавица Единственная сестра, нет подобной ей, Прекраснейшая всех людей. Смотри, подобна она звезде восхода При начале счастливого года. С сияньем дивным, с блестящей кожей. Прекрасная глазами зоркими, Сладостны уста ее говорящие, Древние цивилизации в глобальном мире 51 Нету нее ни слова лишнего. Высока шея ее и блестящ затылок, Ляпис-лазури истинный – волосы ее. Рука ее превосходит золото И пальцы подобны лотосам. Несут ноги красоту ее. Походкой легкой идет она по земле. Вынуждает она шеи людей всех Отвернуться (в ослеплении) при виде ее (26, с. 80). Уместно добавить, что в поэтическом произведении обычно разделяли красными точками один стих от другого. – См (там же, с. 13). Список литературы 1. Аверинцев С.С.Греческая литература и ближневосточная словесность противостояние и встреча двух творческих принципов) // Аверинцев С.С.Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М Языки русской культуры, 1996. – С. 13–75. 2. Античная поэзия в русских переводах XVIII–XX вв. – М Эксмо, 2005. – 480 с. 3. Аристотель. Метафизика / Перс древнегр. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения Вт М Мысль, 1976. – Т. 1. – 550 с. 4. Артог Ф. Первые историки Греции / Перс фр. // Вестник древней истории. – МС Асоян А.А. «Илиада» Гомера и Два голоса ФИ. Тютчева // Пушкинский альманах Омск ОмГПУ, 2004. – С. 115–125. 6. Афиней. Пирующие софисты // Памятники поздней античной научно- художественной литературы / Пер. МЛ. Гаспарова, ТА. Миллер. – М Наука, 1964. – С. 178–197. 7. Ахутин А.В.Античные начала философии. – СПб.: Наука, 2007. – 784 с. 8. Блаватский В.Д.Античная археология и история. – М Наука, 1985. – 282 с. 9. Вернан Ж.-П.Индия, Месопотамия, Греция Три идеологии смерти / Перс фр. Г. Галкиной // Новое литературное обозрение. – МС. Волошин М. Искусство и искус // Волошин М.Лики творчества. – Л Наука, 1988. – С. 211–257. 11. Гвоздева Т.Б. К истории конкурса мужской красоты в Древней Греции // Вопросы истории. – МС А.А. Асоян 52 12. Гегель Г.В.Ф.Эстетика: Вт Под ред. МА. Лившица. – М Искусство, 1968. – Т. 1. – С. 312. 13. Геродот. История / Пер. ГА. Стратановского. – М Ладомир, 2002. – 739 с. 14. Гомер. Илиада / Пер. НИ. Гнедича. – Л Наука, 1990. – 364 с. 15. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. – М Наука, 2000. – 482 с. 16. Гуля Н.П.Дидактическая афористика Древнего Египта. – Л Интим. Н.К. Крупской, 1941. – 112 c. 17. Калистрат. Статуи // Филострат (Старший и младший. Картины. Калист- рат. Статуи / Прим, пери введение С.П. Кондратьева. – Л Изогиз, 1936. – С. 138– 192. 18. Кесс Г. Загробный мир царя на небесах // Кесс Г.Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего царства. – СПб.: Изд-во журнала Нева, 2005. – С. 107–153. 19. Кесс Г.Заупокойные верования египтян. От истоков и до исхода Среднего царства. – СПб.: Изд-во журнала Нева, 2005. – 496 с. 20. Кифишина О.А.Жрицы семейных культов в Афинах классической эпохи // Жертвоприношение Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. – М Языки русской культуры, 2000. – С. 231–240. 21. Кларк К.Нагота в искусстве / Перс англ. МВ. Куренной и др. – СПб.: Аз- бука-классика, 2004. – 480 с. 22. Лихачёв Д.С.Культура Руси времен Андрея Рублёва и Епифания Премудрого (конец XIV – XV в. – МЛ Изд-во АН СССР, 1962. – 194 с. 23. Лосев А.Ф.История античной философии в конспективном изложении. – М Мысль, 1989. – 204 с. 24. Лосев А.Ф.Типы античного мышления // Тахо-Годи А.А.Греческая культура в мирах, символах и терминах. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 675–706. 25. Масперо Г.Египет / Перс фр. – М Проблемы эстетики, 1915. – 401 с. 26. Матье М.Э.Что читали египтяне 4000 лет тому назад. – Л Музей истории культуры и искусства (Гос. Эрмитаж, 1934. – 80 с. 27. Молок Д.Ю.Художественные структуры в античном искусстве Опыт их изучения. – М Гос. ин-т искусствознания, 1996. – 24 с. 28. Панофский Э.Смысл и толкование изобразительного искусства / Перс англ. В.В. Симонова. – СПб.: Акад. Проект, 1999. – 455 с. 29. Плутарх. Исида и Осирис. – Киев УЦИММ-ПРЕСС, 1996. – 257 с. 30. Померанцева Н.А.Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М Искусство, 1985. – 256 с. Древние цивилизации в глобальном мире 53 31. Рабинович Е.Г. Безвредная радость О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. – М Наука, 1991. – С. 103–114. 32. Реале Дж, Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Античность Перс ит. С. Мальцевой. – М Петрополис, 1994. – 336 с. 33. Савостина Е.А.Миф и культ героя // Жизнь мифа в античности. Випперов- ские чтения – 1985. – М Сов. художник, 1988. – Вып. 18, ч. I. – С. 98–115. 34. Скобельцин А.Нарцисс, или Мастерская взгляда / Перс фр. В. Илющенко. – М Греко-латинский каб. Ю.А. Шичалина, 2001. – 356 с. 35. Софокл. Эдип в Колоне // Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. – М Наука С. 59–123. 36. Таруашвили Л.И.Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Катреме- ра де Кенси. – Мс. Тураев Б.А.Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. – СПб.: Журнал Нева, 2002. – 407 с. 38. Тураев Б.А.Древний Египет. – Пг.: Огни, 1922. – 177 с. 39. Тураев Б.А.Египетская литература. – М Изд-во Ми С. Сабашниковых, 1920. – Т. 1. – 281 с. 40. Тураев Б.А.История Древнего Востока. – СПб.: Безобразов и К, 1913. – Ч. 1. – 367 с. 41. Уманцев Ф.С.Искусство Древнего мира. – Киев Спалах, 1996. – 216 с. 42. Фор Э. Дух форм / Перс фр. А.В. Шестакова. – М СПб.: Machina Axioma, 2002. – 238 с. 43. Фукидид. История / Пер. ГА. Стратановского. – М Наука, 1981. – 544 с. 44. Хайдеггер М.Знаки // Хайдеггер М.Феноменология. Герменевтика. Философия языка / Перс нем. А.В. Михайлова. – М Гнозис, 1993. – С. 293–294. 45. Хайдеггер М.Исток искусства и предназначение мысли // Хайдег- гер М.Феноменология. Герменевтика. Философия языка / Перс нем. А.В. Михайлова. – М Гнозис, 1993. – С. 280–292. 46. Хайдеггер М.Письмо о гуманизме // Хайдеггер М.Время и бытие / Перс нем. В.В. Бибихина. – М Республика, 1993. – С. 197–202. 47. Храм в Древнем Египте // Во времена фараонов Объяснительный текст к культурно-историческим картинам Лемана Египтяне / Перс нем. С.А. Князькова. – МИ. Кнебель, 1911. – 40 с. с илл. 48. Шуази О.История архитектуры Вт Перс фр. В.Д. Блаватского и др. – М Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. 49. Элиаде М.Зевс и греческая религия // История веры и религиозных идей. От каменного века до Элевсинских мистерий. – М Академический проект, 2008. – 525 с. А.А. Асоян 54 50. Элиаде М.Очерки сравнительного религиоведения / Перс англ. ША. Богиной и др. – М Ладомир, 1999. – 488 с. 51. Элиаде М.Религиозные идеи и политические кризисы в Древнем Египте. История веры и религиозных идей. От каменного века до Элевсинских мистерий. – М Академический проект, 2008. – 622 с. 52. Эрман А.Государство, армия и общество Древнего Египта. – М Центрполи- граф, 2008. – 393 с. 53. Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Перс англ. И.А. Петровской. – М Центрополиграф, 2008. – 394 с. 54. Drerup H.Griechische Baukunst in geometrischer Zeit. – Göttingen: Vanden- hoeck& Ruprecht, 1969. – 136 S. 55. Lawrence A.W.Greek Architecture. I. – New Haven: Yale univ. press, 1983. – 432 p. |