Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники и использованная литература.

  • Архетипические мотивы сильмариллион. Архетипические стереотипы в Сильмариллионе статья для сборника. А. Черненко. Архетипические стереотипы в Сильмариллионе Д. Р. Р. Толкиена


    Скачать 22.05 Kb.
    НазваниеА. Черненко. Архетипические стереотипы в Сильмариллионе Д. Р. Р. Толкиена
    АнкорАрхетипические мотивы сильмариллион
    Дата10.04.2022
    Размер22.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхетипические стереотипы в Сильмариллионе статья для сборника.docx
    ТипСборник
    #458773

    Е. И. Топал.

    Научный руководитель – доцент И. А. Черненко.

    Архетипические стереотипы в «Сильмариллионе» Д.Р.Р. Толкиена

    (2012 г.)

    «Сильмариллион» - уникальное произведение, написанное в жанре romantic epic literature - сборник литературных авторских мифов, условно разделяемых на «космогонические» мифы и «героику», впитавших в свою основу сюжеты, так или иначе отразившиеся во многих мифологиях, и литературах мира, что позволяет обнаружить в нем ряд узнаваемых архетипических мотивов.

    Например, два ключевых «мифа» из этого сборника – истории о Феаноре, а также о Берене и Лютиэн – могут быть рассмотрены как две проекции древнего обряда инициации.

    Уточним. Инициация – это действия, с помощью которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, включающие в себя временную изоляцию от социума, контакты с иными мирами и их демоническими обитателями, мучительные испытания и даже временную смерть с последующим возрождением в новом статусе. В дальнейшем при описании архаических моделей будет использована терминология Е.М. Мелетинского.

    Однако перед детальным рассмотрением и сопоставлением обеих «инициаций» следует упомянуть об отголосках других архетипических мотивов, прослеживаемых во многих главах «Сильмариллиона». У Феанора как исходный выделятся «попадание во власть демонического существа» Моргота (Мелькора) – главного антагониста, мотив «проклятого клада» - Сильмарилов, а так же «нарушения запрета» - бунт и исход Нолдор в Средиземье.

    Инициация Берена тесно связана с мотивами «волшебной жены» (ее роль выполняет Лютиэн) и «переодевания», а Сильмарилы продолжают выполнять функции «проклятого клада».

    «Мотивы героического детства» частично отображают обряды инициации, а частично служат общим знаком самого героизма. То, что Феанор являет собой образ героя, доказывает его неистовый и строптивый характер, приводящий к конфликту богами, отразившийся даже в имени - "дух огня" (от fëa - "дух" и nár - "пламя", квенья). В юности он изобрел письмена, и он же открыл технологию обработки драгоценных камней (что соответствует характеристике мифологической категории культурного героя как привносящего в мир цивилизующие блага).

    Одной из главных причин для Феанора покинуть Валинор стало желание отомстить за убитого Мелькором отца, а «месть за отца – еще один типичный эпизод героического детства (периода до прохождения посвятительных таинств)» [1, 13].

    Берен - обладатель уже далеко не такого строптивого характера, как у Феанора, (что вполне объяснимо, ведь по хронологии Арды он – герой более поздней формации), его характер приближен к другому типу – «культурному герою» ведь «…основные подвиги культурных героев сводятся к добыванию (часто из хтонического или небесного мира) культурных или природных объектов…»[1, 11], коими и являются Сильмарилы.

    В «легенде» о Берене и Лютиэн, также присутствуют архетипические мотивы героического детства, например, смерть отца и изгнание, пусть и добровольное: Похоронил Берен отца своего, и возвел над ним курган из камней, и над его могилой поклялся отомстить… [3, 182].

    «Испытатели» - необходимый элемент инициации. В истории Феанора в этой роли выступают Валар, полубожественные создания, «испытателем» же Берена становится Тингол, отец Лютиэн, что делает его обряд более «каноничным».

    Итак, для Феанора все начинается с «добывания волшебных предметов» - Сильмарилов, украденных Мелькором, «демонической силой», что и приводит героя к «нарушению запрета». Однако эти события лишь своеобразная экспозиция. Началом «обряда инициации» можно считать произнесение Феанором страшной клятвы, в которой он и его сыновья дали обет ненавидеть и преследовать любое существо, которое захватит, или получит, или попытается укрыть от Феанора и его наследников Сильмарилы [3, 83] (этой клятвой, сам того не осознавая, Феанор поставил себе заведомо невыполнимое условие прохождения обряда, фактически обрекая себя на погибель). Таким образом, он проходит первый этап инициации, не только выделяя себя из массы, но и ведя часть ее за собой. Чуть позже он сам ставит между собой и привычным ему миром еще несколько барьеров, разоряя гавани Тэлери и уже после высадки в Средиземье сжигая корабли, обрекая оставшихся на другой стороне залива на путешествие по льду.

    Первый этап инициации Берен проходит несколько иначе. Поклявшись отомстить за отца, добровольным изгнанником он отправляется в Дориат, где встречает Лютиэн, а позднее – по поручению Тингола – за Сильмарилом. От привычного мира его отделяет и заточение в темнице Саурона. Одновременно начинает действовать Лютиэн, проходя свою собственную инициацию, также соответствующую описанию Е. М. Мелетинского: она отдалена от привычного ей общества во время заточения на вершине гигантского бука, проходит первую череду испытаний…

    Второй этап инициации - мучительные испытания, встречи с демоническими созданиями. Как уже было сказано, между Феанором и привычным ему миром стоит не один, а даже несколько барьеров, он же сам находится в мире запретном, темном, мире, котором владеют силы тьмы и хаоса с Мелькором во главе. Он идет вглубь Средиземья, ведомый принесенной клятвой, и там сталкивается с воинством Моргота, уже узнавшем о его прибытии. Битвы можно трактовать как «мучительные испытания в ином мире», а балрогов безусловно считать «демоническими существами». Феанор был повержен предводителем огненных демонов, что соответствует завершению этапа (напомним, в легендариуме Толкиена эльфы не умирают; их дух возвращается в чертоги Ожидания в Валиноре, где получает право на возрождение).

    Для Берена второй этап наступает после того, как их с Лютиэн инициации сливаются в одну, дополняясь мотивом «волшебного зверя-помощника» - пса Хуана. Они вместе, изменив облик, проникают в крепость Моргота, и вместе вырезают Сильмарил из черной короны, однако второй этап завершается только тогда, когда в битве с волком погибает пес Хуан, а позднее – от полученных ран – и Берен. Дух же Лютиэн погрузился во тьму и покинул ее тело… [3, 212].

    Однако третий этап - «возрождение в новом статусе» - для Феанора не наступает вовсе, так как из-за проступков, совершенных им, он вынужден томиться в чертогах Ожидания до конца времен.

    Для получения ответа о причинах неудачи следует вернуться к клятве феанорингов и мотиву «проклятого клада». К моменту своей гибели Феанор не вернул Сильмарилы, а значит, не выполнил то самое главное условие, изначально невыполнимое; усугубил свое положение агрессией и отчасти даже помешательством, и потому все его старания были напрасными. Именно поэтому он не может быть возрожден ни в новом состоянии, ни в прежнем, так как до сих пор находится на «промежуточном» этапе описываемого обряда. Напомним главную характеристику героя: …Феанора влекло лишь пламя его собственной души… [3, 62]. Он стал заложником собственного архетипа и, по определению, не мог пройти «инициацию».

    Преодоление или непреодоление Береном последнего этапа зависит от Лютиэн. После смерти ей был дан выбор – остаться с Валар, но забыть о своем возлюбленном, либо вернуться в Средиземье вместе с Береном, но в смертном облике, и, умерев вторично, навсегда уйти из Арды. Эту судьбу она и выбрала. Таким образом, инициация Берена и Лютиэн имела последствия не только для двух конкретных людей, но объединила два Племени.

    Интересно, что если рассматривать представленные архетипические мотивы не только в их связи с процессом формирования отдельных героев, но как метафоры прогресса целых народов, то появляется возможность увидеть под новым углом не только сам «Сильмариллион», но и все творчество Толкиена, посвященное Средиземью, и даже мировоззрение самого Профессора.

    Добывание Сильмарилов, на котором построены оба сюжета, является мотивом «проклятого клада», и если сопоставить его с событиями, описанными во «Властелине Колец», то в последнем можно обнаружить почти идентичный мотив с Кольцом Всевластья. Предмет, изначально созданный с благими намерениями (ведь Кольцо было выковано эльфами, поверившими Саурону), приобретающий роковой смысл, борьба за этот предмет, мотивы «обезумевания» и даже инициации! История жизни Арагорна очень похожа на легенду о Берене: здесь есть и отстранение от общества (его путешествия с последними потомками нуменорцев), и испытания (путешествия с Братством, Пеленорская битва), и возрождение в новом облике (восхождение на трон Гондора).

    При очевидном мотивном сходстве «Сильмариллиона» и «Властелина колец» нельзя не отметить, что в «Сильмариллионе» Толкиен строит модель мира с точки зрения эльфов, и удача Берена подается как совокупность счастливых совпадений и случайностей, а во «Властелине Колец», где успех Арагорна кажется вполне закономерным, эльфы показаны как последние отголоски прошлого, постепенно уходящие из мира.

    Дело в том, что для Толкиена, которого считают противником прогресса, эльфийская раса, полностью слитая с природой, олицетворяет собой модель идеального существования. Люди же, изначально появляющиеся в Арде как младшие братья эльфов, развиваются и постепенно вытесняют вторых, и те, в свою очередь, ничего поделать с этим не могут. Стабильная, если не сказать пребывающая в застое раса эльфов из доминирующей и процветающей превращается, изживая сама себя, в пережиток прошлого; а люди с их метаниями, пробами и ошибками (взлет и падение Нуменора), становятся полноправными хозяевами Средиземья.

    И все это наталкивает на вопросы, ответы на которые каждый должен найти сам – является ли жизнь без прогресса жизнью? Ведет ли она к застою и самоизживанию? И таким ли уж противником прогресса был профессор Толкиен?

    Источники и использованная литература.

    1. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. – М.: 1994 – 136 с. (Чтения по истории и теории литературы, вып. 4).

    2. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М. – М.: БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992. – 524 с.
    3. Сильмариллион / Д. Р. Р. Толкиен. – М.: АСТ, 2009. – 411, [5] с.


    4. Толкиен, Д. Р. Р. Возвращение государя. Книга третья из эпопеи «Властелин Колец» / Д. Р. Р. Толкиен. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЯУЗА, 2000. 480 с.


    написать администратору сайта