Главная страница

приемы пед техник. 1 Приемы педагогической техники. А. Л. Камин Учебнометодическое издание


Скачать 2.53 Mb.
НазваниеА. Л. Камин Учебнометодическое издание
Анкорприемы пед техник
Дата04.05.2023
Размер2.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1 Приемы педагогической техники.pdf
ТипДокументы
#1109662
страница2 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся с целью повышения результа
тивности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможно?
стями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ
захотят ее подкрепить.
А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управ?
ление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы ново?
стей одного из телеканалов США, сказала: “Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выде?
лывать высоко на проволоке более сложные трюки”
1
. Сетка, сеть —
образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники —
сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Вы уже обратили внимание, что каждому принципу педагогиче?
ской техники соответствует свой знак. Далее в книге набор таких знаков после названия каждого из приемов показывает, какие имен?
но принципы технологически поддерживает, воплощает данный прием.
А. Гин
Принципы педагогической техники

11
УПРАВЛЕНИЕ
КЛАССОМ
СОУПРАВЛЕНИЕ
Управление группой людей требует авторитета.
Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания.
Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.
Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все по?
нимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.
В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляю?
щие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...
А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старше?
классникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения
творческого или хотя бы сложного задания.
Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по?настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то,
чему учит.
Пример.
Учитель разбирает на уроке слож?
ные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект.
Пусть воспринимают рассуждения вслух, ошибочные попытки, ра?
дость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка.
Обычно диспозиция урока такая:
учитель по одну сторону “баррикады” —
задачи, а ученик — по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, побе?
див, поздравляют друг друга!
А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой...
Пример.
Сергей Юрьевич Курганов (автор за?
мечательной книги “Ребенок и взрос?
лый в учебном диалоге”) читал де?
тям свои сочинения. На те самые учеб?
ные темы, на которые писали они.
Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!
ВЫХОД
ЗА ПРЕДЕЛЫ
ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника.
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала — восторг и признательность ему обеспечены.
Пример.
— Я долго, — продолжал он, — му?
чился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях —
рассказать, как пружина колеблется,
маятник колеблется и так далее?
А потом пришло озарение, я поду?
мал: мы живем на Черном море,
я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одес?
се по теории колебаний? И вот он,
шум прибоя, крик чаек, стук челове?
ческого сердца, и вдруг — отрывок из “Песни о Буревестнике”. Его пре?
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

12
красно исполняет Смоктуновский!
А потом я задаю вопрос: “Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фраг?
мента?” И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: “Назовите тело, которое не колеблется”. И снова неожиданный ответ: “Кирпич”. Я им говорю: “Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул”. И потом после маленького музыкального фраг?
мента начинается чистая фи?
зика, 20 минут чи?
стейшей физики:
колебания маятни?
ка, уравнение дви?
жения...
1 1
Из опыта работы учите?
ля?новатора Н. Н. Пал?
тышева. Из кн: Основы педагогического мастер?
ства/Под ред. И. А. Зя?
зюна. — М.: Просвеще?
ние, 1989. — С. 214—215.
ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не по?
жалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Ис?
пользуйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым “за уши”. Связать гуманитарный цикл с естественно?научным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов,
Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...
ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.
Пример.
Учитель физики начал тему “Резо?
нанс” с вопроса: почему электриче?
ская гитара, в отличие от акустиче?
ской, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса?
И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок?музыкантов...
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О карто?
теке учителя — разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию
оцениваемого.
Учитель всегда “смотрит сверху”. Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят этого вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чув?
ствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэто?
му автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто — автор пробовал.
Жалко все?таки себя, родимого. Но — риск вознаграждается!
Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем,
а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
— А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
— Скажите что?то вроде: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
— Действительно, не просто такое произнести...
— Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите уче?
никам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже (“Введите роль” и “Резюме”, см. с. 17 и 19).
ДИАЛОГ
СОВЕТУЙТЕСЬ!
ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам
отношений учитель советуется с детьми!
Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действи?
тельно так. Но не устраивайте плебисцита — это может поставить
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

13
вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты реше?
ний. При этом либо полная честность — либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все?таки за вами. И конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совмест?
ное обсуждение...
ТРАДИЦИИ УРОКА
Полезные ритуалы педагогического общения
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позво?
ляют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно.
ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого суще?
ствует процедура “вход в урок”. Сама процедура может быть разной.
В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Неко?
торое количество лет назад распространенным входом в урок был та?
кой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, — все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
ФОРМУЛА: учитель начинает урок с “настройки”.
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу?
шуточной манере. Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи.
И наконец, вытащим из тайников памяти кое?что ценное... (называется тема повторения)”.
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно?
возбуждающей, как “Танец с саблями” Хачатуряна или “Болеро”
Равеля, или минорно?успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллек?
Пример.
У нас такая традиция входа в урок:
после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке
1 1
В. М. Осипова, Самара.
туальной разминки — два?три не слишком сложных вопроса на размышление. С традици?
онного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устро?
ить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, труд?
но настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) опреде?
ленным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет,
то вход в урок можно разнообразить.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко,
традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: “Урок завершен, успехов вам!” Или: “Урок завершен, до встречи на следующем уроке!” Важно
А. Гин
Традиции урока

14
Пример.
Учитель всегда, заканчивая урок,
гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сло?
ОТДЫХ
Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и середину.
ФОРМУЛА: учитель использует традиционную игруотдых на уроке.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели — познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раз?
дел “Игровая учебная деятельность” и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры “Да?нетка” (см. с. 65).
Но всякому делу на уроке — свое время. Так же четко, как и завер?
шение урока, проходит завершение отдыха. Если игра затянулась,
ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко до?
говариваемся с детьми: никаких уговоров типа “Давайте еще поигра?
ем!” не будет. Тем более что эта игра — не последняя.
ЗАДАНИЕ — НА СТОЛ!
ФОРМУЛА: если дети регулярно сдают домашнее
задание на проверку, то процедура сдачи отрабаты
вается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определен
ное место учительского стола.
РУКИ ПРОЧЬ!
Стенания пятиклассника: “Первый раз учительница устроила мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз — за то, что вытер. Где справедливость?” Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?
Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку.
Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: “Зачем трогал? — А я не знаал”. Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые “потрогать” можно и даже полезно.
И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?
Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого — не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака — это только поспособствует его известности.
ФОРМУЛА: при необходимости специальный запрещающий знак
ставится на стол учителя или вешается на доску.
Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого — ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться,
чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?
— Я учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка,
и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться,
глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
— Да.
ДИАЛОГ
только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: “Ой, забыла сказать самое главное!”
Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
жилось, что щелчок выключа?
теля обозначал: урок окончен.
И никаких слов не нужно.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

ДИРИЖИРУЕМ
УРОКОМ
15
ЧЕТКАЯ КОМАНДА
Что такое четкая команда?
Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: “Свободная парта”. Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?
Действия учеников по команде “Свободная парта” заранее огово?
рены и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.
ФОРМУЛА: учитель отрабатывает с учениками
несколько четких команд.
Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклоне?
ний технология ее выполнения. В некоторых слу?
чаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.
Пример.
Кому не знакома такая сцена. Сда?
ется контрольная работа, распоря?
жение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа,
пользуясь толчеей и неразберихой.
Второй кричит: “Я забыл тетрадь подписать!” — и, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом — ответ сверя?
ет. Немногим лучше дело обстоит,
если тетради собирает дежурный.
Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь — за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создав?
шейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса.
Стремление “доделать” оказывается сильней других внешних сигналов.
А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают и педагога,
который не справляется в этот момент с классом, и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.
Но возможен и другой сценарий.
Пользуйтесь правилом: любая конт?
рольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она чет?
кой командой: “Работа окончена”.
По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ
откладывают в сторону ручки,
карандаши и т. п. Обмануть в этом случае нельзя — пишущий заметен.
Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2—3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как,
устали? Что было непонятно?
Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может,
только в расчетах ошибся...
Главная цель — успокоить, войти в нормальный режим. Теперь послед?
няя четкая команда: по знаку учите?
ля на каждом ряду один ученик собирает тетради. И напоследок о маленькой хитрости: за 2—3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например,
звонком колокольчика.
И опять автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.
Пример.
Команда “Внимание!”. По этой ко?
манде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, об?
суждение в группах, решение за?
дач...) и сосредотачиваются на учи?
теле. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках не?
избежен “рабочий шум” (деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придет?
ся говорить и даже кричать, пере?
крывая многие голоса.
— Не напоминает ли это немного казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично.
— Вспоминаю старый добрый фильм “Звуки музыки”. Помните? Там мужчи?
на остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организа?
ция и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего нужнее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология — это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая —
комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании —
прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
ДИАЛОГ
А. Гин
Дирижируем уроком

16
— Оправдывается ли время, затраченное на отработку четких команд?
— Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся ситуаций. Один раз отработали — много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех?четырех команд для успешной работы в классе.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ,
или, в переводе,
несловесное управление
Где проще всего спрятать дерево? Правильно — в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но при чем здесь наши уроки?
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия — тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо
“подобное растворяется в подобном”. И это создает дополнительную нагрузку ученику:
ему приходится разделять разного характера сигналы, то есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия.
Потому?то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме
“Четкая команда”. Его звук отличается от звука голоса. Именно такой — отличаю?
щийся — звук уместен для команды “Внимание!” при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор только недавно “прозрел”, что не каждый умеет хлопать громко!
К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.
ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом
несловесные команды.
Пример.
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. То?
гда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиган?
ском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебно?
го года. Скоро — учебный практи?
кум. А это куча приборов на столах,
пересадки с парты на парту, необ?
ходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации —
потерять управление. За три урока до начала практикума стали отраба?
тывать поведение в предполагае?
мой ситуации. Пять минут в конце каждого урока — самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так:
“А теперь — шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка —
и полная тишина!!! Нет, еще быстрее!
Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за полсекунды!”
Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех,
кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:
ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ...
...и польза от этого будет великая.
Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.
Пример.
Успевающие ученики 11 класса по?
лучали задание: оформить по три задачи на повторяемые темы.
Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделя?
лись промежуточные результаты.
Через несколько лет учитель полу?
чил сборник контрольных работ на все темы 9—10 классов. Контроль?
ные состояли из 30—40 вариантов трех степеней сложности. То есть в последующей практике учителя каждый ученик получал свой отлича?
ющийся вариант — и никаких проблем со списыванием. Кстати,
силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам —
как маленькая книжечка — плотном листе формата А4. И проверять контрольную — одно удовольствие.
Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами.
По такой тетради, опять?таки,
контрольную проверят помощники учителя — старшеклассники.
Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, обратитесь к списку типовых творческих заданий (см. с. 42).
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

17
ФОРМУЛА: учитель максимально использует ситуации,
в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает “из?под палки”. Если кто?то делает что?то в “добровольно?принудительном” порядке — не будем ждать от него хорошего отношения.
— Ставить ли оценки за помощь?
— Прежде всего не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казен?
ное “молодец”, а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность.
Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно.
Отметка не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто?то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторе?
ния — да. Надеюсь, понятно почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал — ну хотя бы задание конт?
рольной работы, то на нем обозначено: разработал такой?то.
— А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?
ДИАЛОГ
Пример.
Сергей Ефремов
2
из Рязани расска?
зывал, как конструировал такие си?
туации. “Ой, мне нужен еще один карандаш”, — тотчас же множество дружеских рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи.
Карандаш берется у низкостатусно?
го ученика, который нуждается в психологической поддержке.
2
Преподаватель курса развития творческого воображения на базе
ТРИЗ.
Пример.
В лаборантской перепутались раст?
воры. “Кто поможет разобраться —
что в какой пробирке?” При таком вопросе всегда лес рук. Так подает?
ся обычное задание на выявление раство?
ров индикаторами
1 1
Опытом поделилась
В. М. Осипова,
Самара.
ВВЕДИТЕ РОЛЬ
ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением,
выполняя некую роль.
Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика:
“А я не верю! Докажите, что...” Это действует “Фома неверующий”.
Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лек?
ции. К концу урока или его теоретической части слово берет “связник”.
Его роль — найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть,
на этом уроке лучше ввести роль “подводящего итог”? Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.
Есть в классе и “спонсоры знаний”. Это те, к кому может обратить?
ся за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на “сцене” урока появляются “почемучки”. Их роль (это может быть один или несколько учеников) — подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. (Приемы устного опроса см. далее, на с. 20.) Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Интересная роль — “штурман”. Это группа учеников, задача которых — разработать программу повторения какой?то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем.
Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактически?
ми, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях — решать учителю — может быть долговремен?
ной. Это — “адвокат”. Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учени?
ков по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т. п.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказы?
ваются, пишутся, передаются “адвокату”. А он защищает их интересы.
Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней
Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики?лабо?
ранты на практических работах...
— Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае, мне известны примеры,
когда учителя делают это искусно.
А. Гин
Дирижируем уроком
относится и дает “адвокату” реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с “адвокатом”, если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди...
“Психолог”. Эта роль вводится тогда, когда в “королевстве не все спокойно”. В конце урока “психолог” оценивает атмосферу урока,
степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в так?
тичной форме (подскажите ему — как) замечания любому участнику урока, в том числе учителю: “Анатолий Александрович! После ответа
Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут...” или “Вы обещали спросить Иру и забыли...” Учитель: “Да, а я и не заметил. Извини,
Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?”,
“Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть”. А иной раз так приятно услышать: “Все было здорово. Всегда бы так”.
“Хранитель времени”. Он записывает на полях своей тетради?кон?
спекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос — 12.40, объяснение темы —
12.45, разбор задачи — 13.00, самостоятельная работа в группах —
13.10, обсуждение урока плюс разбор д/з — 13.20. Таким образом,
учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? стоило ли это делать?.. Хоро?
ший способ научиться “чувствовать кожей” урочное время.
Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний,
почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.
18
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталки?
вается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе?
Что из них применимо в детском саду или вузе?
— Дидактические роли даются только сильным ученикам?
— Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные.
Не будет грехом даже подсказать начинающему “Фоме”, в каком месте ему надо бы “возмутиться”.
— Мне кажется, что “адвокатом” лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль “психолога” я бы поручила классному хулигану.
— Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит “тасовать” —
пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у вас получилось.
— Как часто менять роли?
— “Хранитель времени” — сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А “подводящего итоги” или “вопрошателей” можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время — учителю виднее.
— А не слишком ли все это сложно?
— Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность прова?
литься не мала. Роли нужно вводить постепенно.
— Какую роль нужно вводить первой?
— Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда,
на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно,
чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом.
— А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает роль “дежурного по словарю”. Перед уроком он выходит к доске и повто?
ряет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю.
— Замечательно!
— У меня вопрос: если “связник” или “подводящий итоги” будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя?
— Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо.
ДИАЛОГ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

19
Еще один простой прием организации обратной связи — “Мордаш?
ки”. Для старших групп д/с или первых классов.
“МОРДАШКИ”
ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоцио
нальном состоянии с помощью карточек со стилизован
ными рисунками.
Например, вот таких:
Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из
“мордашек”, соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем,
что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя?тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом “мордашек” можно и завершить урок. Если улыбок стало больше — урок удался!
Для старших классов другой прием обратной связи — “Резюме”.
РЕЗЮМЕ
ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопро
сов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету,
учителю... Резюме дается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
1. Что нравится на уроках?
2. Что не нравится на уроках?
3. Можешь ли учиться лучше по предмету?
4. Что мешает учиться лучше?
5. Какие действия учителя считаешь непра?
вильными?
6. Поставь отметку учителю по 10?балльной системе. Обоснуй ее.
7. Поставь себе отметку по 10?балльной системе. Обоснуй ее.
Но, по крайней мере, один раз в каждом классе используйте резюме обязательно.
Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.
Пример.
Полина К. преподает черчение.
На одном из семинаров автора она рассказала: “Завуч часто говорит мне, что я не умею рабо?
тать и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так,
но не могу возразить. А в последнее время — человек я внушаемый —
и сама стала сомневаться. Что мне делать?”
Через месяц Полина случайно встретила автора: “Я использовала резюме по вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее.
Завуч была неправа...”
Конечно, в резюме можно “схлопотать” по первое число. Бывает.
В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного двухчасового занятия кружка “Изобретатель”.
Пример.
Форма резюме была такой: 1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей.
Вот оно, резюме шестиклассницы
Светы:
1. Мне очень не понравилось заня?
тие в пятницу. Во?первых, начали не в 16, а позже, во?вторых, было много бесполезной информации. Зачем вы так долго говорили о Латвии,
о конкурсах в журнале “Костер”?
2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится,
для ума и для сердца, — это рас?
сказ о тризовских кружках Викентье?
ва, где кроме ТРИЗ преподают жур?
налистику, и о семье Мурашковских.
Честно говоря, мне что?то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнение типа “Барьер”? Зачем вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показа?
ли даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?
3. Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека,
а потом, перешагнув этот барьер,
спокойно убивать людей?
4. Преподавателю — 3 балла (почти все занятие — бесполезная инфор?
мация). Себе — 3 балла (просто слушала).
хорошее среднее плохое
А. Гин
Дирижируем уроком

20
Строго? — Строго! И правильно. Автор призывает культивиро?
вать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают как справедливое.
Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме — не резюме,
но что?то похожее...
Пример.
“Помогите мне!” — так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3“А” классе.
Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обра?
титься с просьбой, высказать пожела?
ние, сообщить учителю о своих за?
труднениях — и сразу же получить совет, поддержку, помощь...
Это все равно что шепнуть учителю на ушко. Посудите сами:
— Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю...
Кира.
— Давайте сходим в зоопарк на экс?
курсию и посмотрим зверей и рыб.
Я хочу узнать побольше о них...
Сергей.
— Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу...
Инна.
— У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте,
а на математике уже не нашла...
Кто найдет, пусть скажет...
— Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой...
а то, когда сидишь долго, немного устаешь... Олег.
— А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что нельзя,
а я думаю, что если хочется,
то можно, хотя бы чуть?чуть... Я хочу,
чтобы на родительском собрании вы поговорили,
можно смотреть или нет... Света
1 1
Газета “1 сентября”.
1993. 20 февраля.
— Резюме вам сдано и прочитано. Что дальше?
— Поблагодарив всех без исключения ребят, я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Пусть иногда противоречащих друг другу. Зачитывал без комментариев. Хотя удержаться от них трудно. Пару раз срывался и гово?
рил: “Я с этим не согласен, но все равно благодарю за честно высказанное мнение”.
— Резюме анонимное?
— Может быть, в определенных условиях анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.
— А если боятся подписаться?
— Это уже серьезный звоночек: что?то не так. Возможно, вы здесь и ни при чем. Просто кто?то уже использовал искренность ребят неэтично.
Теперь они не скоро раскроются. Главное правило — быть благодарным за каждое мнение. Хотя ничто не мешает учителю СПОКОЙНО не согла?
ситься с любым высказанным учеником мнением. Только без нездоро?
вых эмоций, даже если задели “за живое”. И тогда, пусть не сразу, вам станут доверять. И дай бог силы оправдать это доверие...
ДИАЛОГ
ПРИЕМЫ
УСТНОГО ОПРОСА
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель
вывешивает “Базовый лист контроля”. В нем пере
числены основные правила, понятия, формулировки и формулы,
которые ОБЯЗАН знать каждый.
Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы.
Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.
В старших классах лист “двухэтажный”. Первая его половина —
обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая полови?
на содержит добавочные вопросы для претендентов на “отлично”
и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.
Тем больнее, что столь низкая оценка занятия была неожиданной.
Я даже немного обиделся на Свету.
Глупо и непрофессионально — но все мы люди... К слову сказать,
за то же занятие другой кружковец,
Саша Б., поставил 10 баллов.
И сделал приписку: “Снизил бы вам оценку, но пока не знаю, как сде?
лать лучше”.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

21
Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?
— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.
— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.
— Хорошо, если есть такая возможность.
ДИАЛОГ
Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него “под микро?
скопом”. Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.
Кто на самом деле поднял руку? Во?первых, действительно знаю?
щие. Во?вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей ак?
тивности и якобы знания. В?третьих, рискующие — а вдруг не спросят,
а если спросят, как?нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается “стон вели?
кий” — как, мол, за один?то вопрос... Иногда учитель “для справедли?
вости” начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет вре?
мя... А остальные отдыхают, наблюдая за “ристалищем”. К сожалению,
автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедли?
вых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...
А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли “А, все равно не спросят”, то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники?
середняки, которые и составляют обычно большинство класса,
быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выда?
вать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.
К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос доста?
точно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется —
ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:
“СВЕТОФОР”
“Светофор” — это всего лишь длинная полоска карто?
на, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают “светофор” красной
или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готов
ности к ответу.
Способ применения “светофора” зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их ус?
ловно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, кото?
рые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, кото?
рые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает
“Я не знаю!” Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — “Знаю!”
— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
— При использовании “светофора” ученик находится в иной психологиче?
ской позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована.
Сигналя “светофором”, ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как?то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школь?
ная наука, призналась: “Мне было так стыдно раз за разом поднимать крас?
ную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато “светофор” дал мне уверенность на экза?
мене и “зеленый свет” в институт”.
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, призна?
ваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?
— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам,
что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отве?
чать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?
— А если ученик сомневается?
— Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть,
как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.
ДИАЛОГ
А. Гин
Приемы устного опроса

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: “Хочу ответить!” Красный цвет — “Не хочу”. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от “светофо?
ра” опять?таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фикси?
ровать свою готовность ответить по каждому вопросу.
22
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски,
остальные слушают.
Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это, скорее,
антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают.
Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традици?
онного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места
1
О чем думали и что делали во время ответа товарищей

В процентах от общего числа наблюдаемых учащихся
(более 500)
1 2
3 4
5
Следили за ответом товарищей
Думали о том, что станут отвечать,
если учитель сейчас же спросит их
Думали о предмете
Думали о разном, но не о предмете
Занимались посторонними делами
14,8 19,4 9,3 53,8 1
На основании иссле?
дования Б. И. Дегтяре?
ва. Из кн.: Л. М. Фрид?
ман. Педагогический опыт глазами пси?
холога. — М.: Про?
свещение, 1987.
И все?таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестя?
щий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которо?
му можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий “разбор полета” с учениками.
ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ
Применим в случае, когда предполагается разверну?
тый, логически связный ответ.
ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом
месте и передается другому жестом учителя. И так несколько
раз до завершения ответа.
— Приведите пример такой работы учителя естественно?научного цикла.
— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария:
как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.
ДИАЛОГ
ТИХИЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: беседа с одним или несколькими
учениками происходит полушепотом, в то время как
класс занят другим делом, например тренировочной контроль
ной (см. раздел “Приемы письменного контроля”, с. 26) или
групповой работой.
2,7
— Что если кто?нибудь забыл взять на урок “светофор”?
— В кабинете у нас небольшой запас сделанных теми же ребятами
“сигнализаторов”. В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.
— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры “светофора”?
— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться.
В некоторых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на дере?
вянную линейку 25—30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.
ДИАЛОГ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

23
Пример.
МАТЕМАТИКА
Пока класс работает в группах, учи?
тель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует “Лист контроля фор?
мул”. Учитель называет номер одно?
го или нескольких блоков формул
Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех “форму?
лосодержащих” учебных предметах. Особенно в выпускных классах.
Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически.
на листе. После непродолжитель?
ной подготовки учеников пока?
зывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята пооче?
редно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛ
МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнито
фон, чтобы потом он сам мог себя послушать.
Это и есть цель магнитофонного опроса.
Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом “подлоге”: магнито?
фонный опрос даже вовсе и не опрос...
Пример.
Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбур?
ны и логически плохо выстроены.
Попытки указать ему на это вызывают обиду — “Я все ответил”. Аргумента?
ция типа: “Тебе экзамен сдавать”—
воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт:
в состоянии эмоционального возбужде?
ния Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофо?
на. Получил неожиданное впечатле?
ние... И это стало отправной точкой в работе над логикой ответа.
А. Гин
Приемы устного опроса

24
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ
из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не ис?
пользуют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором “переплавится”
непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.
— Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?
— Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и технически обеспеченное Завтра для учителя ...надцатой школы далекой россий?
ской Ухогорлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра.
ДИАЛОГ
ВЗАИМООПРОС
ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга
по базовым листам.
Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель.
По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: “У меня вызвали затруднение такие?то вопросы: ...”
— Как выставляются отметки за взаимоопрос?
— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродол?
жительным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.
ДИАЛОГ
ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания.
Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в “кошки?мыш?
ки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что?нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет.
Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологи?
чески проигрышна для учителя. Как быть?
Пример.
ГЕОГРАФИЯ
Учитель показывает картонку, выре?
занную по контурам какой?то стра?
ны. Эта страна: А — Италия; Б —
Афганистан; В — Чили; Г — Китай.
Пример.
ФИЗИКА
На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодей?
ствующая сила, если автомобиль движет?
ся вперед с постоян?
ной скоростью?
Ответы: А; Б; В; Г;
перечисленные отве?
ты неверны.
ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте,
лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения
причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его
сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит
ситуацию под полным контролем.
— А если учитель приходит на урок, а там весь класс “защитился”?
— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс “проверяет”
нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:
ДИАЛОГ
— А если кто?то стащит “Лист защиты”?
— А если кто?то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс?мажорных обстоятельств никто
“Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда?
А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания”;
“Ладно, но завтра жесткая контрольная”. Один раз нарвутся — другой раз не захотят;
вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает:
завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

25
не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхност?
ным эмоциям. Чаще всего можно “обратить вред в пользу” — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения.
Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.
ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ
1
Небольшой, но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация.
ФОРМУЛА: учитель приучает детей — особенно это касается
младших классов — к некоторой паузе между заданным твор
ческим вопросом и ответом ученика.
Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос — ответ) иногда допустим, но чаще он способствует “забиванию” самыми энергичны?
ми и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но облада?
ющим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассив?
ную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 — ответ.
— А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?
— Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется, мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и, если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Дрессировщики говорят — положительное подкрепление...
Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя — обычно этого достаточно. Кстати, “светофор” частич?
но помогает и эту проблему решить.
ДИАЛОГ
ЩАДЯЩИЙ ОПРОС
2
ФОРМУЛА: учитель проводит тренировочный опрос,
сам не выслушивая ответов учеников.
1
Из опыта
И. Л. Викентьева,
“ТРИЗ?ШАНС”.
2
Прием из кн.:
В. М. Шейман.
Технология работы учителя физики: Из опыта работы. — М.:
МП “Новая школа”,
1992. — С. 19.
Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам?
вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа.
При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “–”. На следующий вопрос учителя отвеча?
ют ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют учени?
кам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов,
прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС
(почти шутка)
ФОРМУЛА: ученики сами оценивают степень своей
подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняют?
ся. Опроса нет, — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5”? (Ученики поднимают руки.)
На “4”? На “3”? Спасибо...
Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше.
Поэтому такой сценарий применяют нечасто.
А. Гин
Приемы устного опроса

26
Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно про?
верить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экза?
мены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.
ПРИЕМЫ
ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ФОРМУЛА: диктант проводится по базовым вопросам
(5—7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист
и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов — 1—2 на повторение,
из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь
нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об оконча?
нии работы (см. прием “Четкая команда” на с. 15). Затем 2—3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
— Как часто следует проводить фактологический диктант?
— Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта
(номер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы с “разболтанными” классами, которые нужно было ввести в рабочее русло.
В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — “писк и ропот”. Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.
— Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!
— Нет, если применить следующий прием:
ДИАЛОГ
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ФОРМУЛА: проверять работы учеников
выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это ре?
зультат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы,
а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случай?
ным образом: “перетасовал и вытащил”. Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5—6 работ. Но может прове?
рить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки огова?
ривается заранее. Есть только один “подводный камешек”. Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто?нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в “список избранных”.
— Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?
— Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкно?
венному орфографическому диктанту, например.
ДИАЛОГ
ТРЕНИРОВОЧНАЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как
обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебни?
ком или списком словарных слов. Тренировочные контрольные осо?
бенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям.
Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

27
БЛИЦ?КОНТРОЛЬНАЯ
ФОРМУЛА: контроль проводится в высоком темпе для
выявления степени усвоения простых учебных навыков,
которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
По темпу блиц?контрольная сходна с фактологическим диктантом.
Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами,
расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя
7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ?КОНТРОЛЬНОЙ
До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.
При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
Во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартно?
го оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
После: работы сдаются учителю или применяется вариант само?
проверки: а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,
вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками
“+” и “–” свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плю?
сиков” — отметка “5”, 5 “плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”;
г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.
— А если будут обманывать при самопроверке?
— Если еще не выстроились доверительные отношения с классом,
не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.
ДИАЛОГ
1
Термин “релейная”
контрольная работа и сам прием по?
черпнуты из книги
В. Ф. Шаталова
“Точка опоры”.
РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1
ФОРМУЛА: контрольная проводится по текстам
ранее решенных задач.
Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно (см. прием “Задание массивом” на с. 43).
Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда?то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул!
ПРОТИВ СПИСЫВАНИЯ
Если мы ставим цель растить халтурщиков и бракоделов, то нужно дать зеленый свет списыванию. В противном случае его нужно решительно искоренять. Конечно, это возможно лишь в том случае,
если мы дадим человеку пусть трудную для него, но посильную работу. Иначе все наши усилия — это борьба с загнанным в угол. Но есть и некоторые специфические приемы против списывания.
УДАЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Речь идет об удалении источников списывания.
Прежде всего — это самые толковые “звездные”
ребята, которые способны и решить свой вариант, поделиться результатами, и подсказать “страждущим”, мучающимся над други?
ми вариантами. Обычно в классе таких детей немного и давать им писать стандартную “контрошу” нет нужды.
ФОРМУЛА: удалить на время контрольной самых сильных учеников
из класса — в школьную библиотеку, лабораторию, в крайнем
случае просто посадить за учительский стол с отдельным (не обяза
тельно контрольным) заданием.
А. Гин
Против списывания

28
— Может, лучше просто добавить им задание так, что времени на других не останется?
— Нет, не лучше. Эти дети испытают большое давление одноклассников.
Не дал списать (“А сам?то опять на пятерку”) — значит, плохой товарищ.
Зачем ставить “звезд” в такое трудное положение? К тому же одно их при?
сутствие заставляет “тонущих” забрасывать их жалобными, а бывает —
и угрожающими, записками вместо того, чтобы пытаться самим разо?
браться в задании.
ДИАЛОГ
КАЖДОМУ — СВОЯ ДЕЛЯНКА
ФОРМУЛА: каждый ученик получает свой
вариант контрольной.
Где взять такие контрольные? Читатель уже вспомнил прием “Дай себе помочь...” на с. 16.
НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЙ
ФОРМУЛА: учитель показывает ребятам, что и сам
“дока” в проблеме списывания.
Разве кто?нибудь лучше вас знает, как спрятать шпаргалку?
1
Из практики учи?
тельницы биологии
М. И. Ладиной,
Гомель.
МЕЛОЧИ, ХИТРОСТИ, РЕКОМЕНДАЦИИ...
Письменный опрос. Ученики должны сдать свои работы на про?
верку. Но в то же время желательно оставить листочки им: пока свеж интерес к этой работе, пусть еще раз перепроверят себя, подумают,
посоветуются друг с другом... Как быть? Ответ: ученики пишут работу под копирку
1
Если все ошибки в контрольной работе исправлены рукой учителя,
интерес к ней пропадет. Как быть? В зависимости от формы контроля можно поступить по?разному. Например: учительница после диктанта или сочинения не исправляет ошибки, а просто пишет общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их — задача самого ученика.
Контроль не должен быть неожиданным. Заранее спокойно предупредите класс о сроке и форме контроля. Перед работой также спокойно пожелайте успеха. Самый надежный способ полу?
чить неожиданно низкие результаты — хорошенько запугать какой?
нибудь очередной “министерской”.
ОЦЕНИВАНИЕ
“Хорошо!” — в разных интонациях и по разным поводам слышал автор это слово на уроках. Один учитель этим словом завершал часть урока и переходил к следующей: “Хорошо, а теперь рассмотрим следу?
ющий вопрос”. Этим же словом он хвалил. Им же выражал свое согла?
сие с учеником. И несогласие тоже: “Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?..”
А вот фразы, прозвучавшие на уроке другого учителя: “Отлично по?
работали вместе!”, “Прекрасный ответ!”, “Хороший вопрос!”, “Ты сего?
дня очень внимательна!”, “Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!”
Как вы думаете, у кого из учителей эмоциональная атмосфера урока была лучше?
ОЦЕНКА — НЕ ОТМЕТКА
ФОРМУЛА: учитель отмечает вслух или жестом
каждый успех ученика!
Оцениваем мы не только цифирью. Оцениваем словами, интона?
цией, жестом, мимикой... Автор убежден, что главная цель оценки —
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

29
Пример.
Зарисовка с натуры: — Ну, сейчас,
я вам покажу! Вот задачка, я и сам с трудом разобрался. Посмотрим,
как вы будете барахтаться!
Учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группе на листочке задачу. Каверзную, но посильную...
Через 10 минут ученики предлагают решение. — Ну, что с вами делать!
Вы же мой золотой фонд нерешен?
ных задач погубите! Вот уж в следующий раз...
Никаких “молодцы” или “хорошие дети”! Ситуация успеха обеспечи?
вается мастерски. Бывает, ребята не могут решить задачу — и это хорошо. Ведь если задачи всегда
“раскалываются”, то ощущение азарта и действительного успеха быстро притупляется.
— А если совсем не за что хвалить?
— Такое бывает гораздо реже, чем принято считать. Есть мудрое прави?
ло: сравнивай ученика только с ним самим. Сегодняшнего — с ним же вчерашним. Оценивайте динамику развития. Если вчера он делал
20 ошибок в диктанте, а сегодня 10, то это замечательно. Этот успех должен быть оценен как значительный.
ДИАЛОГ
Школьная жизнь — не мармелад в сахаре. Хвалить приятно.
Но успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней?
Ситуация: ребенок сдал плохую работу. Ошибок больше, чем обыч?
но. Сравните ряд замечаний: — Ты сделал неправильно и получай свою ... по справедливости! — Работа плохая, вот к чему приводит лень! — Говорили тебе: больше занимайся! И вот результат! — Ты меня очень огорчил этой работой. — Работа хуже, чем обычно.
Наверное, ты неважно себя чувствовал.
Автор считает психологически приемлемыми две последние формулировки. Почему?
— В первых формулировках учитель с учениками психологически как бы по разные стороны баррикад.
— У меня впечатление, что в первых формулировках учитель в роли надсмотрщика, хоть и справедливого. А в двух последних — в роли сопереживающего друга.
— Согласен с обоими мнениями. Подчеркну, что в последней формули?
ровке учитель оправдывает ученика. А если ученик действительно поле?
нился, не подготовился и т. п., то в таком случае он упрекнет себя сам,
будьте уверены.
ДИАЛОГ
РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ОТМЕТОК
ФОРМУЛА: учитель увеличивает свой “отметочный
арсенал”.
Еще недавно учитель пользовался только тремя отметками: “3”,
“4”, “5”. Потому что двойка воспринималась как “ЧП” и в четвертные отметки не допускалась. Шкала из трех отметок — грубый инстру?
мент. И это плохо. Вполне допустимо ставить за блестящий ответ или контрольную две пятерки сразу. Допустим и прием, практикую?
щийся в высшей школе, — зачет “автоматом”. И действительно,
зачем писать стандартный фактологический диктант или конт?
рольную очень сильному ученику? Ставим ему в соответствующую колонку “5” или просто освобождаем от этих форм контроля.
О дополнительной пользе этого шага мы уже говорили (см. прием
“Удаление источников” на с. 27). Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.
И последнее. Прием не прием, но интересный пример расширения оценки. Майя Ивановна Ладина преподает биологию. Оценки в тетра?
дях и дневниках она выставляет так: ОХ — очень хорошо (соответству?
ет пятерке), ХО — хорошо, но не очень (соответствует четверке), ЗГ —
знает, но не говорит (соответствует тройке), ГЗ — говорит, но не знает
(соответствует двойке), ХН — хуже некуда. Родители предупреждены.
А ребятам нравится юмор учителя и то, что “не так, как у всех”.
стимулировать познание. Человеку нужен Успех.
Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание рабо?
тать. Сделайте восхождение по ступеням позна?
ния успешным — и перед вами будут благодарные ученики. Язык богат — будем же щедрыми. Вот мальчик решил и разобрал на доске каверзную задачу. Учитель поднимает кверху большой палец:
это — высший пилотаж! Так, Витя, работают асы!
А. Гин
Оценивание
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта