приемы пед техник. 1 Приемы педагогической техники. А. Л. Камин Учебнометодическое издание
Скачать 2.53 Mb.
|
Пример. Предложено затыкать пробоину в борту судна эластичной оболочкой. Оболочку раздувают, и течь останавливается. Найдите недостатки такого метода. 57 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИЯ По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким — таковы были условия выживания. Но вот при рас7 копках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обру7 шившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юноше7 ском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся знания учеников о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы.) ЛИТЕРАТУРА Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни...) ФИЗИКА 1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов. 2. Электромагнит используют в качестве “крюка” при погрузке ме7 таллолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого. ХИМИЯ+ФИЗИКА 1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины. 2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект. ФИЗКУЛЬТУРА Какими способами может человек без помощи предметов перепрыг7 нуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются.) ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, классной доски... 2. Предложите модели одежды без ниток и клея. ГЕОМЕТРИЯ Предложите способы определения высоты высотного здания про7 стыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может ис7 пользоваться учителем как подводка к учебной теме “Подобные тре7 угольники”.) БИОЛОГИЯ Найдите возможные причины вымирания динозавров. ЧЕРЧЕНИЕ Как соединить две вращающиеся оси, чтобы передавать вращение от одной из них к другой? Сделайте чертеж соединения. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации и раскры7 тия темы учителем.) ЭКОНОМИКА Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI веке. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (ДЕТСКИЙ САД) 1. Каким бы вы построили “сад для взрослых”? 2. Вы нашли цветик7семицветик. Ваши действия? (Дети вырабаты7 вают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.) А. Гин Мозговой штурм ДИДАКТИКА 58 ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предме7 тов. Может быть, этим займетесь вы? Автор благодарит учителей — слушателей своих семинаров: В. В. Чукина, Л. Е. Воронцову, Р. П. Фоминых из Челябинска; Т. Н. Садонину, А. А. Алексееву, Г. В. Белякову и др. из Нижнего Новгорода; Г. П. Спицкую, И. Д. Халимову и др. из Нижнекамска, опытом которых он вос7 пользовался при под7 боре этих примеров. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привле7 кательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания — деловые игры. Деловые игры моделиру7 ют реальную производственную, научную или иную “взрослую” деятельность. В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости — как по возрастам, так и по учебным предметам. Игра 1. “КОМПЕТЕНТНОСТЬ” Участники: конкуренты — две команды учащихся; наниматели — группа учеников, определяющих победителя, которого как бы нанимают на работу; арбитр — обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. До игры: 1. Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы7нанимателя. Во время игры: 1. Учитель задает тему. 2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 твор7 ческому и по 2 задачи. 3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма7нанима7 тель оценивает, например, по 57балльной системе каждое задание и по 107балльной системе — каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решение — кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий “разбор полета”, обращает внимание на ошибки, делает выводы. — Сколько игроков в каждой группе? — По моему опыту, от 4 до 6, нанимателей — от 1 до 5. — Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками? — Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда, в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы — ответ просто прочтут в учебнике. — А что в это время делают остальные? — Браво! Это главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, ДИАЛОГ 3. Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели7сказочники жили дольше и писали больше книг? КРУЖОК, ФАКУЛЬТАТИВ 1. Существует опасность столкновения Земли с крупным астерои7 дом. Предложите систему мер для решения этой проблемы. 2. Предложите конструкцию движителя7вездехода для незнакомой планеты. 3. Необходимо промерить глубину озера вдоль диаметра. Глуби7 на меняется от двух до пяти метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить. 59 класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам7соперницам по нескольку вопросов и тем самым зара7 ботать несколько баллов для своих — если соперники не смогут отве7 тить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в игру. — А разве нельзя сформировать больше двух команд? Еще одна разновидность игры “КОМПЕТЕНТНОСТЬ”. До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю7две. Желательно, чтобы приготовленные задания предва7 рительно просмотрел учитель — а то такое иногда бывает! (Впро7 чем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно “такое”.) Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды7соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники! Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересо7 вана в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтя7 гивают слабых. Игра 2 . “НИЛ” Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ — это всего лишь научно7исследователь7 ская лаборатория. Участники: Пример. КРУЖОК ТРИЗ Речь задачедателя: — Известно, что нефть нужна всем. Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возник7 ла такая задача: “В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, что может привести к аварии. Как избавиться от нежелательного эффекта?” Попробуйте обратиться к разным людям — каких только советов не услышите: полить лед бензином задачедатель — эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи, или решатели — в зависимости от вида задания — группа или несколько групп учеников; приемная комиссия — эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2—3 учениками. До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие — желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини7 спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу! и поджечь, перенести вышку в южное море, или пусть вокруг нее ледокол каждый день плавает... А вот мнение взрослого специалиста: предлагает7 ся распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем, очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, органи7 зовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение. Бо7 лее экономичное 1 (Поскольку читателю интересны ре7 зультаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили не7 сколько решений, среди которых 2—3 представляют собой практиче7 ский интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится ди7 зель7двигатель, и при этом раска7 ленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицит7 ным на севере теплом. Наверняка, можно использовать это тепло, чтобы “задаром” защищать вышку ото льда.) Во время игры: 1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. с. 53). Задачедателя можно привлекать как консультанта. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу. 3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу. — Можно. Игру можно “закольцевать”. То есть ко7 манда А дает задание команде Б, та, в свою оче7 редь, команде В... а последняя — команде А. И каждая пара команд выходит на арену борь7 бы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторю: дорогу смекалке и творчеству! 1 Из преподава7 тельского опыта И. Л. Викентьева. А. Гин Деловые игры ДИДАКТИКА 60 Пример. КРУЖОК ТРИЗ — Уважаемые сотрудники! Не сек7 рет, что за последнее время конку7 рентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм из7 рядно поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог бы вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги! Это не стенограмма производствен7 ного совещания — идет очередное занятие кружка ТРИЗ. Задача по7 ставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за ра7 боту. На этом этапе совместного творчества мне не приходится вме7 шиваться. Зато есть прекрасная воз7 можность понаблюдать, как рождают7 ся идеи. Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей? Алина убеждена в его необходимо7 сти: — Мама недавно собирала вещи. Каблуки туфель то с одной стороны вылезут, то с другой. Так замок закрыть и не удалось. — Значит, необходимо сделать эластичные Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры “НИЛ” может быть разработка какого7либо проекта. Пример. ФИЗИКА Речь задачедателя: — Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает рези7 новые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов — мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического или магнитного полей... Вам предстоит разрабо7 тать проект серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде. Понятно, что учитель получит результат, имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лабораторных работах на физиче7 ском практикуме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебни7 ка. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру. — Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре “НИЛ”? — Конечно! В том числе домашние эксперименты. Пример. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, БИОЛОГИЯ Ученики на уроке получили задание разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: ото7 брать 10 примерно одинаковых по весу луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду, ДИАЛОГ пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращива7 ния луковиц. После разработки проекта той же группой учеников были организова7 ны домашние эксперименты. А дру7 гие группы параллельно прораба7 тывали проекты: как зависит рост лука от количества воды? как зависит рост лука от освещения? Можно предложить разновидность игры, назовем ее “ТЕНДЕР”. Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше. стенки. — Ну, конечно, — иронизиру7 ет девочка, — пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так? — Тогда сфор7 мулируем противоречие: эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковывать негабаритные предме7 ты, но эластичной стенки быть не должно, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан. — Верно: одну стенку нужно сделать твердой, а другую — эластичной, — завершает обсуждение Алина. Молодцы ребя7 та, четко сформулировали противо7 речие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе. Здесь тоже кипят страсти... 1 Пример. ФИЗИКА, 9 КЛАСС Вы знакомы с простейшим устройст7 вом для измерения силы — пружин7 ным динамометром. Теперь разрабо7 тайте конструкцию прибора для изме7 рения максимального усилия трактора, тянущего за собою борону. Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра. — Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема “Театрализация” (см. с. 64). Можно ввести роль психолога, который будет наблюдать за “лабораториями” и оценивать их с позиции “дружности” работы и делать замечания тем, кто ведет себя “непсихоло7 гично”. Может быть, даже штрафные баллы давать... — Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой7то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников? ДИАЛОГ 1 А. Гин. Изобретение себя// Учительская газета. 1989. № 94 (9187). С. 3. 61 Игра 3. “ТОЧКА ЗРЕНИЯ” Участники: оппоненты — группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Пример. Один из крупнейших ученых7экспе7 риментаторов, академик П. А. Капица, рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать, что черное — это белое, а белое — это черное. Подготовка к такому диспуту заключалась именно в “переверты7 вании доски”, то есть в обдумывании того, что может сказать противник 1 Пример. За несколько дней до занятий все ребята прочитали роман Джованьо7 ли “Спартак” и должны были подготовить ответ на вопрос: мог ли Спартак победить? Диалог начинает Сергей Г. Он счи7 тает неудачным политический план Спартака и предлагает: а) поднять против Рима покоренные им пле7 мена; б) использовать союз глади7 аторов с разоряющимися крестья7 нами. Сергей уверяет, что, дей7 ствуя так на месте Спартака, он бы победил. Учитель (В. Ф. Литовский): Итак, Сергей7Спартак, поднимай племе7 на на бой. Я — вождь племени гермогаллов. Я слушаю тебя. Сергей7Спартак: Вы должны вос7 стать против Рима, поддержать нас в этой борьбе. Учитель7вождь: Почему? Зачем? Сергей7Спартак: Рим угнетает вас. Вы должны завоевать свободу. Учитель7вождь: Нам совсем непло7 хо живется под властью Рима. Рим не вмешивается в наши дела. Сергей7Спартак: Рим грабит вас! Учитель7вождь: Да, кое7что прихо7 дится отдавать... Но не больше, чем жизнь мужчин племени, кото7 рые погибли бы в борьбе с Римом. И не больше личной свободы оставшихся в живых после возмож7 ного поражения. Сергей7Спартак: Вы трусы! Вы недостойны звания человека! Попытка навязать логику современ7 ного человека вождю племени оказывается неудачной. Историче7 ский материал обнаруживает способность сопротивляться укладыванию в схемы современного мышления. Учащиеся сталкиваются с историческим персонажем как с субъектом истории. Он предстает как “не снимаемый” последующим развитием культуры, является уже не “мальчиком для битья”, которого следует учить смелости и достоин7 ству, а равноправным Собеседни7 ком в диалоге. Столкнувшись с этим противоречием, Сергей не выдержи7 вает его, обращаясь к абстрактным лозунгам и декламации. Сергей Г. умолкает. Гена З. cменя7 ет его. Гена З. — Спартак: ...Но поход против Рима выгоден для нас. Мы научились громить римские легио7 ны. Поддержите нас, и мы поде7 лимся с вами добычей. Учитель7вождь: Каким образом? Сколько? Как будем делить? В разговор вмешивается Сергей Г. Он перестроился и пытается теперь вернуть себе положение лидера в диалоге. Сергей7Спартак: Мы дадим вам грабить города. Три дня вам хватит. Учитель7вождь (несколько выходя из роли): А что станет делать славный Спартак, если его спло7 ченные и дисциплинированные легионы тоже захотят принять участие в грабеже? Вопрос ставит детей в тупик. Первоначального самомнения как не бывало. Оно смешалось с целым рядом вопросов, проблем, загадок, обращенных к истории 2 — А можно ли сыграть в педагогические “НИЛы”? — Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики, которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать, мы уже говорили подробно на с. 42. — Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название. — Согласен! наблюдатели — учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников дока7 зывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, про7 тивоборствующих лагерей, ученых разных эпох... До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности...)? 1 Факт из кн.: КВН раскрывает секреты: Сборник.— М.: Мол. гвардия, 1967. — С. 59. 2 Из кн.: С. Ю. Курга7 нов. Ребенок и взрос7 лый в учебном диа7 логе.— М.: Просве7 щение, 1989. А. Гин Деловые игры ДИДАКТИКА 62 — И это все? — Все. В этой книге. Конечно, сюжетов деловых игр больше. Но изобре7 тательный читатель давно принял к сердцу наш общий лозунг: дорогу смекалке и творчеству! ДИАЛОГ ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении таких игр с детьми различных возрастов? ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Неблагодарное это дело — строить классификацию игр. Посту7 пим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела. Здесь читатель найдет: 1) игры7тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию. ИГРЫ7ТРЕНИНГИ Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ ФОРМУЛА: если необходимо проделать большое число однообраз ных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сложение с переходом через деся7 ток. Вместе с детьми мы “покоряем вершины”. Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Пример. ГРАММАТИКА Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Напри7 мер: представь себе, что ты редак7 тор и отвечаешь за выпуск очередно7 го номера газеты, а в текст вкрались ошибки, — найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложе7 ния воссоздать его облик (то есть сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложно7 подчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько при7 даточных и т. д.)? 1 1 В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, 1989. Пример. МАТЕМАТИКА “Эстафета”. На доске написаны при7 меры в три столбика. Ученики разби7 ты на три команды. Первые участни7 ки игры от каждой команды одновре7 менно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эс7 тафету дальше. Выигрывает та ко7 манда, которая быстрее и без оши7 бок выполнит свое задание. Схема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ФОРМУЛА: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник71 называет Новгород, то участник72 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следую7 щий назовет Киев, потом Волгоград... То есть суть игры по такой схеме 63 Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Игра проводится так же, как описан ная выше в города. Но называются не только города, а любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day — yard — desk — knife — ... Естественно, слово нужно правильно назвать (написать) и дать его пере вод. По мере накопления словесного запаса можно вводить дополнитель ные ограничения, например назы вать только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные... Пример. ФИЗИКА Игра на повторение или проверку знания формул. Цепочка может выглядеть примерно так: То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы. ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ ФОРМУЛА: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, — там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикар ную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот — вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасы вают вверх монетку (орел или решка), тянут жре бий, запускают бумажный самолетик — в кого попадет... А одна учительница “по секрету” призна лась, что делает шуточное “гадание по журналу”. Пример. ИСТОРИЯ Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный мате риал, на уроке истории полетайте с ними на “хронолете”. Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции — простой бумажный самолетик, который мои мальчиш ки делают за минуту, вполне приго ден для “полетов во времени”. Обычно в 5—8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игре. Карандашом пишу дату, место события и запускаю “хроно лет”: к кому на парту он сядет, тот и попадает в “другое время”. Ученик, оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удоволь ствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от ис торической реаль ности 1 Пример. Из интервью в газете “Комсомоль ская правда” с участником одес 1 Любовь Сапардурдые ва, Дарганатинский район, Чарджоуская область, Туркмения// Учительская газета. 1993. № 11 (23 марта). ской команды “Что? Где? Когда?” Виктором Байраком: — Как построены твои уроки? — Они разбиты на два этапа. Пер вый — накопление материала. Кстати, ребята четко знают, что набранный ими материал они будут использовать для доказательства своей самостоятельности (в данном случае в команде, а шире — в жизни). Учитель не ставит ни двоек, ни пятерок. Если человек лучше знает, он лучше играет. Так вот, дня за два до урока я при хожу в класс и предупреждаю, что будет игра между тремячетырьмя командами на такуюто тему. Например, сегодня у меня 3 класс, и задолго до того, как эту тему будут проходить по школьной программе, мы берем историю Передней Азии: Междуречье, Персия, Вавилон, Ассирия и т. д. Сначала я даю цельную историче скую картину. Это проходит как лекция со всякими интересными подробностями. Дети могут запи сывать, могут вообще не слушать, но в таком случае они не могут участвовать в игре, а это хуже любого наказания! На другой день я предлагаю выбрать им игру: это может быть “Что? Где? Когда?” или “Брейнринг”, “Веришь—не веришь” или “Эрудитлото”, раскручивание логической цепочки или чтото еще. — Какие темы ты берешь? — Самые разнообразные. История, экономика. В принципе, так можно “проходить” любой предмет. Ты пойми, тема — не главное. Речь идет об общей эрудиции. Прежде всего надо научить человека мыслить, уметь решить логическую задачу в любой области. — Каковы же результаты? заключается в том, что задается некоторый формальнологический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в “городах” таким признаком является последняя буква предыдущего слова. А. Гин Игровая учебная деятельность — T = 2 π — C = — E = Fl - F = m — = — = T n — V √ LC 2E U 2 — F = qVB sin α — q = it — i = — U R ДИДАКТИКА 64 — Это знания, которые охотно накап7 ливают дети от первого до одиннад7 цатого класса. Дети получают то, чего им так недоставало в любой школе, — интерес. Они же сбегают с других уроков на мои! И еще: класс ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ Знание на время игры становится нашим простран7 ством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. ФОРМУЛА: разыгрывается сценка на учебную тему. Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобраз7 ный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбро7 сило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видео7 записи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщи7 на через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной инфор7 мации о ее муже, рассказывают ей то, что знают о его судьбе 1 1 А. М. Дмитриев, учитель английского языка СШ 72 Ново7 кузнецка//Учитель7 ская газета. 1995. 24 октября. делится на тусовки, команды, компании, с которыми так долго боролась советская школа. Здесь они узаконены, у каждой команды свои законы, свой лидер7капитан, свое название. Пример. ЛИТЕРАТУРА Московский психолог Л. А. Концевая предложила своим ученикам вообра7 зить себя актерами или режиссера7 ми. Каждый актер сам выбрал себе роль — Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самосто7 ятельно выбрал сцену для постанов7 ки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, кото7 рая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру — чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры — как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был “прочув7 ствовать” всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как преды7 дущих, так и по7 следующих сцен 4 Пример. ФИЗИКА Вообще7то “Аристотеля” из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем же он был только на время урока. — Представьте, пожалуйста, что я — Аристотель, — обратился он к ребятам, — и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуй7 тесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму. Ребята тут же “вошли в предлагае7 мые обстоятельства”, и разгорелся спор. А когда в их речь проникали7 таки термины из учебника, “Аристо7 тель” только недоуменно пожимал плечами: “Что это за странное слово вы сказали? Что7то я такого не знаю”. В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА На уроке Нина разыграла маленькую сценку: предложила детям подумать, о чем бы они говорили с древним человеком, если бы его случайно встретили. Вдруг открылась дверца шкафа, и из нее вышел “настоящий древний человек” в шкуре и с копьем. (Ну, не в шкуре, а в вывернутой дубленке.) Несомненно, интересно прикинуть вес дубленки, пощупать шкуру и расспросить, как жили его соплеменники сто тысяч лет назад. А может, поучимся у него добывать огонь без спичек? 2 понятий и определений. Но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по7 настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежит. Для чего все это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич: — Я специально отсекал все попыт7 ки сослаться на термин из учебника, необходимо было вывести ребят на “искреннюю” работу. Чаще всего ре7 бенок работает в системе навязан7 ных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственно7 го мировоззрения. Это и есть “искрен7 няя” работа 3 2 Урок во 2 классе про7 водила десятиклас7 сница Нина Ш., ученица автора. 3 В. Е. Котов, учитель физики 737го лицея Тулы//Учительская газета. 1995. 24 ок7 тября. 4 В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, с. 63. 65 “ ДА ” И “ НЕТ ” ГОВОРИТЕ “Да7нетка”, или Универсальная игра для всех Пусть из нашей классификации эта игра выбивается — неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию. “Да7нетка” учит: — связывать разрозненные факты в единую картину; — систематизировать уже имеющуюся информацию; — слушать и слышать соучеников. Учитель может использовать “Да7нетку” для создания интригующей ситуации (см. прием “Удивляй!” на с. 32), организации отдыха на уроке, да и не только... ФОРМУЛА: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературно го или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”. Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку). Пример. Таблица 1 Вопросы детей Ответы Комментарии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Этот предмет используется людьми давно? Этот предмет сельского быта? Это приспособление для приготовление пищи? Это инструмент для обработки чего7то? Прямое назначение предме7 та — отдых? Может ли человек обойтись без него? Им пользуются взрослые и дети? Предмет относится к мебели? Предмет относится к посуде? Это электрический прибор? Это магнитофон? Этот прибор используется для передачи звука? Это осветительный прибор? Это лампа? И да и нет И да и нет Нет Нет Нет И да и нет Да Нет Нет Да Нет Нет Да Да! Вопрос слабый. Понятие “давно” — очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и “вчера“, и “сто лет назад“. Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить. Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно четко разделить на “сельские“ или “городские“. Вопросы 3—5 довольно сильные. Дети пытают7 ся построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии. Вопрос слабый. Что значит — “обойтись“? В какой7то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу. Вопрос не сильный. Понятие “пользуются“ определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет. Вопросы 8—10 сильные, с них надо было начи7 нать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к “гаданию“ методом сплошного перебора... Вопрос хороший. Отсекает широкую группу электронных приборов. Задан вовремя. Контрольный ответ найден. После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) — слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов. Вот еще одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе. № А. Гин Игровая учебная деятельность ДИДАКТИКА 66 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Это животное или человек? Это животное? Это человек? Это существо бывает по7 настоящему? Этот персонаж часто встре7 чается в других сказках? В какой он был одежде? Это фея? Это существо разговаривает? Оно большое? Ходит ногами? Ползает? Ходит на четырех лапах? Вообще умеет передвигаться? Катится? Это Колобок? — Нет Нет Нет Нет — Нет Да — Нет Нет Нет Да Да Да! Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно, ведь на содержащий “или” вопрос невозможно ответить условленным образом. Вопросы 2—3 хороши, так как отсекают боль7 шое количество возможных персонажей. Вопрос сильный. Если бы его задали раньше, то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли. Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа “гном” или “дракон”. Но, если бы игра велась со старшим возрастом, учитель мог бы отказаться от ответа, ведь понятие “часто” неопределенно. Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить условленным образом. Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство? Жест отказа. Учитель приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отноше7 нию к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьем. Вопросы 10—13 сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведет их к отгадке. Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь — и это мы обязательно отметим! — задает проверочный вопрос. Пример. Учитель: — Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опас7 ности и за это поплатился. Отга7 дайте — кто он? Дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знако7 мых персонажей неэффективно и учитель такой перебор не поощряет. Вопросы детей Ответы Комментарии № Таблица 2 Подобные “Да7нетки” на отгадывание лите7 ратурного персонажа, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках. Примеры. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Этот человек придумал способ передви7 жения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее — помните, как он выбрал7 ся из пещеры циклопа, прицепив7 шись снизу к овце? Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.) ИСТОРИЯ. Задуман военачальник. Кто? (Например, Наполеон.) ЛИТЕРАТУРА. Героиня не отлича7 лась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? (Коробочка из “Мертвых душ” Гоголя.) ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Серьезные занятия наукой не меша7 ли ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов.) Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор, формулу, правило, слово... Примеры. РУССКИЙ ЯЗЫК. Учителем заду7 мано правило. Какое? ГЕОМЕТРИЯ. По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру. ИНФОРМАТИКА. Летающая та7 релка с существами, у которых по три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учени7 ком, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот “ученик” состав7 ляет задачу по картине и решает ее: 5+12=21, но его со всех сторон по7 правляют: 5+8=13! Объясните ситуа7 цию. (Введение в тему “Шестерич7 ная система отсчета”.) ХИМИЯ. Загадана химическая реакция. Какая? МАТЕМАТИКА, ХИМИЯ, ФИЗИКА... Задумана формула. Какая? ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ... Задумано физическое явление (химическое явление, 67 историческое событие...). Какое? ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО. Задумана картина на историческое событие. Какая? ГЕОГРАФИЯ, АСТРОНОМИЯ. Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь.) ГЕОГРАФИЯ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Загадан город (озеро, море, горы...). Какой? АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Нужно от7 гадать одно из слов заданного текста. (Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter “а”?..) ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Дан план города (карта). Учитель загадывает объект. Какой? (Where I live?) ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ. Спе7 циалист “на слух” сделал заключе7 ние о нормальной работе объекта. Назовите профессию специалиста. (Врач.) БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Жена немецкого сельского врача Ро7 берта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лег7 кой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелев7 ской премии. Его именем названа бактерия — возбудительница тубер7 кулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп... С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной бо7 лезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!) 1 1 Из картотеки А. Лимаренко. Последняя “Да7нетка” хороша как ввод в темы “Микроскоп” или “Опти7 ческие приборы” на уроке физики или “Микроорганизмы” на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно — используем прием “Отсроченная отгадка” (см. с. 33). Еще несколько интригующих загадок: Примеры. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ЧТЕНИЕ. Лето. Ночь. Два человека копают чужой огород. Для чего? (Хотят по7 лучить знамя. Загадка была ис7 пользована, чтобы заинтересовать рассказом Носова “Огородники”.) ДЕТСКИЙ САД, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ПОЧТИ ЛЮБОЙ УРОК В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. Что в мешочке, угадай? (В мешочке или за ширмой любой предмет, имею7 щий отношение к изучаемой либо повторяемой теме.) РУССКИЙ ЯЗЫК. — Я такого прелестного человека в жизни не встречал! — Иван, услышав это, бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему? (Раньше слово “прелестный” означало “ковар7 ный”.) — Я применяла эту игру после того, как прочла о ней в сборнике “Педаго7 гика+ТРИЗ” № 2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть? — Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учи7 теля, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: — Оно живет в воде? Учитель: — Нет. Следующий ученик: — Теперь мы знаем, что это животное живет не в воде. Мой вопрос: оно имеет крылья? — ... — Мне кажется, “Да7нетки” нетрудно придумывать самостоятельно. — Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать “Да7 нетку” для своего урока. Получилось? Несколько лет назад я провел серию семинаров по ТРИЗ7педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке около 50 отличных “Да7неток”, взятых только из этих семинаров. Вот несколько из них: ДИАЛОГ ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку “Да7неток” по разным учебным предметам. Что никогда не пропадет? (Энергия, импульс, температура...) (Г. Е. Малинина, Челябинск) Вот она была — и нету... (Скорость при торможении, испарение жидкости...) (А. Н. Гуляев, Нижний Новгород) Задумано явление, соответствующее пословице: “Как аукнется, так и откликнется”. (37й закон Ньютона, или эхо, или радиолокация...) (И. Н. Буданова, Выборг) Не смог учесть он расстоянье и поплатился за незнанье... Какие физи7 ческие явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.) (К. М. Фатуллаева, Выборг) Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.) (А. В. Козлов, Красноярск) А. Гин Игровая учебная деятельность 68 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказы7 вания — и появилась известная книга “От двух до пяти”. “Приемы педагогической техники” — тоже результат обработки собранной автором картотеки. Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то, чтобы пропустить сквозь себя это море информации? Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт — записали на листок бумаги. В газете — вырезали. В книге — скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги. Все эти листики, листы, вырезки — карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или — для небольших объемов — накле7 енными на стандартные картонки. Какие “золотые крупинки” интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемо7 нические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и “ляпы” учеников... ФОРМУЛА: полезную информацию учитель собирает и организует в форме картотеки. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ НАКОПИТЕЛЬ Все, что “попалось”, бросаем без разбору в большой конверт или папку — это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям — разделам картотеки. Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для “всячины” — если нашли что7то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накапливается несколько таких “занятностей” одной направленно7 сти — то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное (!!!) — выработать привычку не упускать ценную информацию. 1 По опыту автора, не7 обходимость в ката7 логе возникает, когда количество карточек достигает сотни. Раздел КАТАЛОГ Ну вот, теперь у нас много карточек 1 . Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы: № карточки Ключевые слова Адрес Примечания Графа “№ карточки” заполняется последовательно, номера простав7 ляются и на самих карточках. Графа “Раздел” обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут разделы: “Крылатые фразы о языке и литературе”, “Заниматель7 ные истории из жизни писателей”, “Интересные фразы из школьных сочинений” и т. п. Карточки из таких разделов могут стать интересным дополнительным материалом, основанием для публикаций. ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ А. Гин 69 Пример. КАРТОЧКА ИЗ КАРТОТЕКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ Замечено, что у людей, сло7 мавших ногу, в которой бы7 ли закупорки артерий, кро7 вообращение в этой ноге восстанав7 ливалось. При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и уда7 ляющая отходы,— в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким спо7 собом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть? Ответ: вра7 чами было предложено сделать в различных участках кости несколь7 ко небольших повреждений (высвер7 лить небольшие кусочки), при этом повреждалась только наружная вер7 тикальная пластина — прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий, в зоне, где давление крови несколь7 ко выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток ее и к больному мес7 ту. В результате таких операций 99 процентов боль7 ных выписывают7 ся с улучшением 1 № 95 П 7/12 1 Из кн.: В. И. Тимохов. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ.— СПб: Изд7во ТОО “ТРИЗ7ШАНС”, 1996. — С. 47. Запись в каталоге выглядит так: Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам. Например, последняя карточка может быть включена не только в раздел “Анатомия”, но и “Медицина”. В таком случае разделы напишем рядом: Раздел № карточки Ключевые слова Адрес Примечания Кровообращение, нога, сверление 95 Анатомия П 7/12 Использована в олимпиаде 1998 г. ШАГ В РАЗВИТИЕ Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — учебные темы по литературе, а другое — по языку. Пример. № 49 П 4/16 по литературному основанию относится к разделу “Крылатые фразы”, а по языковому — к разде7 лу “Материалы для отработки правил пунктуации”. Здесь7то и начинается самое интересное. Уроки языка и литературы начина7 ют поддерживать друг друга через конкретный текстовой материал. Появляются красивые переплете7 ния, материал свертывается в емкие конструкции. Раздел I № карточки Ключевые слова Адрес Примечания Как уст румяных 49 Крылатые фразы П 4/16 Раздел II Пунктуация — Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например? — Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым — с каким приемом педтехники можно приме7 нять данный материал. ДИАЛОГ Раздел № карточки Ключевые слова Адрес Примечания Кровообращение, нога, сверление 95 Анатомия Медицина П 7/12 Использована в олимпиаде 1998 г. Карточка со стихом: Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа “Адрес” указывает местона7 хождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней. Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я речи русской не люблю. Пушкин А. Гин Картотека учителя Каталог будет выглядеть так: В этом случае вы значительно сэкономите свое время на подго7 товку, улучшив ее качество. Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал. Обычно за время изучения темы мы трижды “прошиваем” учебный материал. Сначала обзор — чтобы ученик мог охватить тему в це7 лом, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд с высоты птичье7 го полета. Другая цель обзора — заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на с. 32). Затем — основной “проход” материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Внача7 ле, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий: Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим “Базовый лист контроля” (см. базовый лист контроля в разделе “Приемы устного опроса” на с. 20). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т. п. Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены? 70 Пример. ИЗ КАРТОТЕКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ Содержание карточки: В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытяги7 вания из печи раскаленных желез7 ных заготовок. Но в авторском сви7 № 397 П 2/75 детельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: желе7 зо и другие магнитные вещества при достижении определенной темпера7 туры — физики называют ее точкой Кюри — теряют свои магнитные свой7 ства. Этот7то эффект и не учел незадачли7 вый инженер 1 Раздел I № карточки Ключевые слова Адрес Примечания Заявка, отказ, точка Кюри 397 Магне7 тизм П 2/75 Раздел II Лови ошибку! Удивляй! Работа в группах Использовать на вводном заня7 тии по мозгово7 му штурму — В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям, интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать “смежные области знаний”? — Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответствен7 но третью графу — “Раздел III”. Все зависит от вашего желания и целей. — И все же это удобнее делать на компьютере! — Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютер7 ная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преиму7 щества. ДИАЛОГ ПОДГОТОВКА ТЕМЫ ФОРМУЛА: учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. По основанию “учебные темы” карточка попадает в раздел “Магне7 тизм”. По основанию “педприемы” — в разделы “Удивляй!”, “Лови ошиб7 ку!” и “Организация работы в группах”. Запись в каталоге: 1 Из статьи автора “Изобретение себя” в “Учительской газете”. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 71 Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организовано повторение? (См. группу приемов “Повторение изученных ранее тем” на с. 40.) Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по “велению” рулетки например. Но в некоторых случаях тема повторения органично связана с изучаемой, и грех это не использовать. Шаг 5. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль? (См. приемы письменного контроля на с. 26, 27.) Итак, шаги пройдены. Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом — следующий раздел. А пока: — С чего начать? — Выберите в каникулы пару свободных деньков и сделайте разработку хотя бы одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет. — Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть? — Наживляйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает, достаточно повесить задолго до планового изучения плакатик с рисунком и объяснением нового понятия. Через неделю снять или заменить другим. Потом опять повесить... Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче — как знакомое. Если на каком7то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторы7 ми из них просто необходимо. ДИАЛОГ КОНСТРУКТОР УРОКА Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей соби7 раются совершенно различные по назначению и сложности “взрослые” конструкции: механические, гидравлические, электронные... Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для “сборки урока”. Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока. Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора. Например, началом урока может быть интеллектуальная размин7 ка: несколько несложных задачек или игра “Да7нетка”. Небольшой опрос по “светофору” — не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загад7 ки (прием “Отсроченная отгадка”). Представим это табличкой: А. Начало урока Интеллекту7 альная разминка или простой опрос (по базо7 вым вопросам) “Да7нетка” Удивляй! Отсроченная отгадка 13, 20 65 Фантасти7 ческая добавка 32, 33 34 21 25 “Светофор” Щадящий опрос Цифры в уголках клеток обозначают страницы нашей книги, где соответствующий прием описан. И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой7то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте — лучше пись7 менно фиксировать свою цель. И письменно же — пусть одним предложением — подводить итог. А. Гин Конструктор урока 72 Б. Объяснение нового материала Привлекатель7 ная цель Удивляй! Фантастиче7 ская добавка 32 32 Практич7 ность теории 34 36 37 Пресс7 конференция Объяснение нового материала тоже может быть организовано по7разному. Представим табличкой: КОНСТРУКТОР УРОКА Основные функциональ7 ные блоки Разделы урока 1 2 3 4 5 6 А. Начало урока Интеллекту7 альная раз7 минка или простой оп7 рос (по базо7 вым вопро7 сам) “Да7нетка” Удивляй! Отсроченная отгадка 13, 20 65 Фантасти7 ческая добавка “Светофор” Щадящий опрос 32, 33 34 21 25 Б. Объясне7 В. Закреп7 ние нового материала ление, тренировка, отработка умений Привлека7 тельная цель Удивляй! Фантасти7 ческая добавка Практич7 ность теории Пресс7кон7 ференция Вопрос к тексту 32 32 34 36 37 38 Лови ошибку! Пресс7 конферен7 ция УМШ Игра7 тренинг Игра в случай7 ность “Да7нетка” 52 37 53 62 63 65 Г. Повторение Своя опора Повторяем с контро7 лем Повторяем с расши7 рением Свои примеры Опрос7 итог Обсуждаем д/з 38, 40, 53 41 41 39 39 39 Д. Контроль “Светофор” Опрос по цепочке Тихий опрос Програм7 мируемый опрос Идеальный опрос Фактологи7 ческий диктант 21 22 22 24 25 26 Е. Домашнее задание Задание массивом Три уровня домашнего задания Необычная обычность Особое задание Идеальное задание Творчество работает на будущее 43 42 47 44 48 45 Ж. Конец урока Опрос7 итог Отсро7 ченная отгадка Роль “психолог” Роль “подводя7 щий итоги” Обсуждаем д/з 39 33 17 17 39 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 73 Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу: А. Начало урока. Б. Объяснение. В... Вот и получился “Конструктор урока” (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической). 7 8 9 10 11 12 13 25 24 53 63 64 39 Идеальный опрос Взаимо7 опрос УМШ (фронтально, со всем классом) Игра в случай7 ность Обсуждение выполнения д/з Театрали7 зация 52 49 64 61 59 Пересече7 ние тем Деловая игра “Компе7 тентность” Деловая игра “Точка зрения” Деловая игра “НИЛ” Игра в случай7 ность “Да7нетка” Показа7 тельный ответ Лови ошибку! Деловая игра “Компе7 тентность” Доклад Деловая игра “Точка зрения” Театра7 лизация Деловая игра “НИЛ” Деловая игра “Точка зрения” Трениро7 вочная контрольная работа Устный програм7 мируемый опрос Взаимо7 опрос Щадящий опрос 58 61 59 26 24 24 25 41 58 61 59 63 65 22 Блиц7 контроль7 ная Релейная контроль7 ная работа Выбороч7 ный контроль Обычная контрольная работа (в книге не отражена) 27 27 26 А. Гин Конструктор урока Деловая игра “НИЛ” Проблемный диалог (в книге не отражен) 74 Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие7то приемы окажутся не нужны — и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишете свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор — мы лишь привели возмож7 ную его форму. Творчество учителя — норма здорового общества. Приемы педтехники — инструмент творчества. Эта книга — склад инструмен7 тов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто7то изобретет новый инструмент — и мы будем рады этому. УСПЕХОВ ВАМ! — Если я на одном уроке применяю два приема из раздела “Начало урока”: например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю выполнение д/з?.. — Тогда формула будет: А2; А5. — Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля? — Соответствующий раздел просто пропускается. — Какие преимущества дает конструктор? — А как вы сами думаете? — Значительно возрастает разнообразие уроков. — Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове. — С конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро. — Скажите, стандартизация не убивает творчество? — Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других областях деятельности? Конечно — нет. Стандартизация просто переводит творчество на новый, более высокий уровень. Типичный пример: пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старше7 классник. Но математика на этом не остановилась... ДИАЛОГ ФОРМУЛА: пользуясь таблицей “Конструктор урока” как универ сальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б3; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры “Да7нетка”; изучение нового материала проходит по приему “Вопрос к тексту”; закрепление в виде игры7тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога. Теперь для полноты картины осталось прикинуть время на каждый из элементов, и проект урока готов: А2; Б3; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4. Время (45 минут): 5, 15, 10, 5, 7, 0, 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 75 А. Гин Приложение 1. Главы из новой рукописи Будущее школы определяется не президентом отдельно взятой страны, не министром образования и даже не учителем. Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперед. ШКОЛАФАБРИКА УМРЕТ. ЧТО ДАЛЬШЕ? Почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча? Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно? Редкие “авторские” исключения толь ко подтверждают это единообразие. Хотя бы тем, что при всей привлекательности не распространяются настолько широко, чтобы составить конкуренцию традицион ному образованию. Почему школа такая? XVIII век принес Европе не виданное ранее движение. Ломалось все: вековые традиции государственного устройства, семейные ус тои, мораль и нравственность, способы передвижения, добывания и хранения пищи – огромные массы людей меняли способ жизни. XVIII век принес ртутный термометр и молниеотвод, вакцинацию против оспы и электрические опыты, открыл теорию вероятности и дифференциальное исчисление. Тысячелетние мечты о полетах стали явью – братья Монгольфье поднялись на шаре с нагретым воздухом. Но самое главное – изобретение паровой “вращательной машины” Джеймса Уатта. Джинн вылез не из бутылки, а из котла с подогретой водой. Но он в полной мере обладал главным свойством сказочного персонажа – силой. “Лиши Британию ее паровых двигателей, и ты… унич тожишь ее богатство, сведешь на нет ее власть”, – говорил Сади Карно |