А. Н. Радищев большое внимание уделил социальнополитической философии. Социальнофилософские взгляды мыслителей того времени носили просветительскогуманный характер
Скачать 14.92 Kb.
|
Вопрос 6: Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, приход христианства, становление российской государственности и русской национальности заставило развиваться общественную мысль. До этого времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философия развивалась в рамках византийско-православного богословия. Надо отметить, что русская философия развивалась независимо от мировой фил. и не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. Ее отличает глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В.Мономаха, Сильвестра, Климента Смолятича, Саровского, Фалофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований с середины 18 в. трудами М. В.Ломоносова (1711-1765). В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомическая природа строения вещества. А.Н.Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Началом рассвета русской классической философии стал 19 век. Мыслители П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Вл.С.Соловьев вместе с представителями русской классической литературы несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть допущены жертвы. Недопустимы социальные проекты, которые достигаются при помощи насилия над личностью. В философских и литературно-критических работах 19 - начала 20 вв. осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений, проведением либеральных реформ. В русской философии этого времени получили известность следующие направления: 1. Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю. Самарин.^ и Западничество (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые - за путь общечеловеческой и европейской цивилизации. 2. Материализм (Н Чернышевский. Н.Добролюбов) В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный. 3. Марксизм (Г.Плеханов. В.Ленин) Одна из особенностей марксизма в России - направленность на изменение общественно-политического строя. 4.) Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, П.Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. 5) Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира. 6) Эсхатологическая философия. Связана с апокалиптическими настроениями и предчувствиям гибели западной культуры. Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом. |