ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА. Организация урока-диспута по теме Авторское понимание любви в ра. А. П. Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества неразгаданна. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его
Скачать 183.5 Kb.
|
1.2 Изучение творчества А.П. Чехова в школе Содержание курса русской литературы изложено в программе по литературе для средних школ, утвержденной Министерством Образования Республики Беларусь. Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах. При изучении художественной литературы в 5–8 классах решается множество задач[13]: Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы; Осознание своеобразия литературы как словесного искусства; Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений; Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность. Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев [5, с. 78]. Важнейшие критерии литературного развития школьников- их начитанность, направленность читательских интересов, любовь к художественной книге, постоянная потребность в ней. С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге в программе 5–8 классов предложены три списка литературных произведений: для чтения и изучения; для чтения и обсуждения; для дополнительного чтения. В первый список включен минимум произведений, изучение которых происходит в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) и сопровождается устными и письменными заданиями, творческими работами. На их изучение отведено больше половины всего учебного времени. Произведения второго списка не разбираются подробно, а обсуждаются в процессе беседы, диспута в классе, предлагаются для письменного или устного отзыва о них. Предметом рассмотрения здесь может стать герой, композиция, проблема или своеобразие сюжета. Третий список рекомендательный. Он предусмотрен для самостоятельного чтения, индивидуальной работы, внеклассных мероприятий. В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова. В 5 классе изучается творчество А.П. Чехова в разделе программы «Писатели о детстве» в списке «для чтения и обсуждения». Вниманию школьников и учителей предлагается рассказ «Мальчики». Изучению его посвящено два часа. Рассказ позволяет заглянуть в живую, много красочную картину детской жизни. В ней показаны интересы, характеры и судьбы детей. На этом материале особенно продуктивно формируются личностное отношение учащихся к изображенным событиям, героям, ко всему произведению. В программе указано, какие теоретические знания должны усвоить ученики. В 5 классе рассматривается попутно с творчеством Чехова понятие «рассказ», начальное понятие сюжета. В 6 5 лассе творчество Чехова изучается в разделе «Из русской литературы XIX века» в списке «для чтения и изучения». Программа предлагает рассказ «Хамелеон», для изучения которого отводится два часа. В произведении раскрываются серьезные нравственные проблемы, рассмотрение которых необходимо сопровождать историко-бытовым литературоведческим комментарием. Параллельно с этим рассказом изучается теоретический материал. Шестиклассники должны расширить понятие о сюжете рассказа, усвоить понятие «художественная деталь». Программа предлагает иллюстрации Д.Н. Хардовского, Кукрыниксов к рассказу «Хамелеон» для использования на уроке. Кроме этого в списке «для чтения и обсуждения» предлагаются рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий». Из них учитель может выбрать 2–3 рассказа. Отводится на рассмотрение этих произведений 1 час. В 7–8 классах изучение творчества Чехова не предусмотрено программой. В 9 классе школьники вновь возвращаются к произведениям Чехова. Программа предлагает рассказ «Переполох». Углубляются знания о жизни и творчестве писателя, представление о нем, как о художнике слова. Ученики рассматривают и осмысляют Чеховскую программу нравственного совершенствования личности. В рассказе «Переполох» девятиклассники рассматривают проблему человеческого достоинства, их внимание обращается на критику обывательщины. Школьники учатся понимать роль детали. Для дополнительного чтения ученикам предлагаются рассказы «Злоумышленник», «Кухарка женится», «Унтер Пришибеев», «Душечка» или другие произведения по выбору. В десятом классе «для чтения и обсуждения» программа выдвигает рассказы «Человек в футляре», «Ионыч». На их рассмотрение отводится 3 часа. Задачи усложняются, усложняется и понимание творчества А.П. Чехова. Творчество писателя рассматривается как завершающий этап развития русской литературы XIX века. Углубляются сведения об основных этапах биографии и творческого пути писателя. Обращается внимание на сложное сопоставление произведений А.П. Чехова и Э. Хемингуэя. Десятиклассники пополняют свои знания сведениями о Чехове в его связи с белорусской интеллигенцией. В рассказе «Человек в футляре» обращается внимание на осуждение автором косности, пошлости и бездуховности. В рассказе «Ионыч» – рассматривается тема гибели человеческой души под влиянием пошлого окружения. Рассматривается своеобразие стиля писателя. Для дополнительного чтения предусмотрены рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Печенег». «Анна на шее», «Попрыгунья». Выбор произведений для десятых классов показал, насколько усложнилось миропонимание учеников, повысился уровень теоретических знаний. Школьная программа четко определяет цели и задачи курса по творчеству Чехова, производит разделение содержания курса по классам, представляет перечень художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников, дает полезные рекомендации учителям. В процессе обучения опорой для учителя служат и учебники русской литературы. Это далеко не единственный источник создания урока, но хорошее подспорье и помощь в процессе обучения. Программа и учебники помогают систематизировать учебный процесс, дают основу, минимум, на который следует ориентироваться. В белорусских школах в основном используются учебники русской литературы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Образования РБ. Авторы-составители серии этих учебников: С.Н. Каратай, Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная. В них содержатся произведения и отрывки произведений, биографические сведения об авторах, предусмотрены вопросы и задания, хорошо предоставлен наглядный материал, присутствует краткий словарь литературных терминов. Учебник для 5 класса содержит краткую справку о А.П. Чехове и его творчестве, даны годы жизни и помещен фотопортрет автора. Содержится полностью текст рассказа «Мальчики». К непонятным словам есть сноски. После произведения представлен ряд вопросов на выявление впечатления после прочтения, а затем даются вопросы для размышления и обсуждения. Следом размещена информация по теории литературы, дано определение понятию «рассказ», раскрыто понятие сюжета. В данном учебнике содержание полностью соответствует программе, но учебник предлагает еще и творческое задание для школьников – составить план сценария или пьесы для постановки на сцене по рассказу «Мальчики». Учебник для 6-го класса также содержит небольшое вступительное слово об авторе и его творчестве, тексты 3-х рассказов: «Хамелеон», «Хирургия» и «Толстый и тонкий». После каждого текста предусмотрены вопросы на выявление впечатлений, на размышление и задания. К рассказу «Хирургия» предложены творческие задания: разыграть фрагмент рассказа, устроить конкурс групп чтецов, сочинить самим смешной диалог, поработать с иллюстрациями. Далее следует теоретический материал. Углубляется понятие сюжета, дается статья о рассказе Чехова. Каждый рассказ имеет сноски, поясняющие значение непонятных ученикам слов. Учебник построен в соответствии с программой. Учебники 7, 8 классов не рассчитаны на изучение жизни и творчества А.П. Чехова, т. к. в программе в этих классах оно не предусмотрено. В учебнике 9 класса (часть 2) под редакцией Т.Ф. Мушинской содержится глубокая интересная статья о творчестве Чехова. Открывается она эпиграфом, словами М. Горького о творчестве Чехова. Дан текст рассказа, после него вопросы на выявление первых впечатлений о прочитанном (рефлексия), вопросы для аналитической работы, задания по обобщению и наблюдению, творческие задания. Далее следует теоретический материал – статья «О литературном произведении, как художественной целостности». Рассматриваются такие теоретические понятия как «художественная целостность», «система образов», «художественный конфликт». Далее даны вопросы для самопроверки. В учебнике есть статья «Воспитать в себе личность», которая раскрывает суть чеховской программы нравственного совершенства. Содержится также информация о связи А.П. Чехова с белорусской интеллигенцией. В учебнике 10 класса под редакцией Н.И. Мищенчука и Т.Ф. Мушинской содержится интересный рассказ о жизни и творчестве писателя, дан ряд статей с характеристикой наиболее важных его произведений. Дан также ряд статей об авторской позиции в оценке героя, проблематике рассказов, о стиле писателя, основных темах произведений. Рассмотрены все жанры, к которым обращался Чехов в своем творчестве. Учебник предлагает ряд вопросов по произведениям, творческих заданий, темы сочинений и рефератов. Таким образом можно убедиться, что содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано, что значительно упрощает работу учителя и помогает искать более новые, интересные, нестандартные подходы к изучению творчества писателя. Из сказанного мы также можем сделать вывод, что от класса к классу понимание рассказов Чехова постепенно усложняется. Если в пятых или шестых классах учитель и ученики обращаются в основном к сюжету конкретных произведений, их основной мысли (это подтверждается и теоретическими понятиями, которые рассматриваются параллельно с чеховскими рассказами – «сюжет», «рассказ»), то в 9 классе внимание уделяется уже нравственному содержанию, которое писатель вкладывал в свое произведение, проводится параллель между мировоззрением самого Чехова и его рассказами. В десятом же классе ученики поднимаются до обобщения рассказов Чехова, рассмотрения творчества писателя в общем аспекте, сравнительной характеристики его произведений. Углубляются сведения о биографии писателя, обращается внимание на жанровые и стилевые особенности его рассказов. Разумеется, вместе с задачами изучения рассказов Чехова от класса к классу усложняется система приемов и форм, позволяющих учителю ввести учеников в мир писателя. По мере взросления учеников и накопления ими знаний педагогу требуется все большее разнообразие подходов, способов заинтересовать учащихся, сделать их работу более результативной. Именно к приемам и формам работы с рассказами Чехова мы обратимся ниже. 1.3.Особенности организация урока-диспота Урок-диспут – это одна из форм организации образовательного процесса, основанная на споре (помните, что истина рождается в споре?), дополнение к «традиционному» уроку. Ценность урока-диспута Как правило, ученикам нельзя разговаривать на уроке. И это правильно, так как в противном случае будет не урок, а самый что ни на есть настоящий хаос, особенно в младших классах. Но в то же время это не дает обучающимся взаимодействовать между собой, обмениваться мыслями, что приводит не только к менее качественному усвоению теории, но и другим, не менее серьезным последствиям, в том числе, неумению объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, скудности словарного запаса. Отличным выходом из этой ситуации является регулярное проведение урока-диспута. На практике, на него с охотой идут даже молчуны, которые даже если и не проявят себя, то все равно поймут, правы они, или нет в том или ином вопросе. Помимо качественного усвоения теории, развития умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, расширения словарного запаса, возможности проявить активность тем, у кого есть знания, но не хватает смелости, чтобы об этом сказать, рассматриваемый нами урок способствует: объективной само- и взаимопроверке; уважительному отношению к другим, чтобы они ни говорили; проявлению творческих способностей; ответственности; любви к труду. Таким образом, урок-диспут незаменим как в школах, причем во всех классах – младших (1 – 4), средних (5 – 8), старших (9 – 11), так и в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Организация урока-диспута При организации урока-диспута помните о следующих принципах: подготовка должна быть тщательной и, как следствие, долгой; тех, у кого доклады, рефераты и другие работы, нельзя делать главными, следует обращать внимание на всех; спор без доказательств недопустим, а с различными оценками – да. Подготовка и проведение урока-диспута включает в себя: Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка. Подготовка. Оформление. Проведение. Подведение итогов. Определение темы и, что не менее важно, ее правильная формулировка Тема должна быть актуальной и иметь в названии слово «диспут» или хотя бы похожее. При ее выборе следует ориентироваться на то, к чему готовы обучающиеся и, конечно же, что они хотят. Неплохие варианты тем для урока-диспута: Что будет с человеком, который является эгоистом? Можно ли найти оправдания поступкам человека, если они обусловлены влиянием воспитания и времени. Допускается несколько, но не более пяти и только те, которые действительны остры, в которых нет одного ответа. Подготовка Подготовка длится от двух недель до месяца. При этом создается специальная группа из одной части учеников, которая прорабатывает вопросы и составляет список учебной литературы и потом сообщает об этом другой части учеников. В большинстве случаев ведущим урока-диспута является учитель. Но им может быть и ученик, если у него есть все необходимое для этого – знания и навыки, а также владение словом. Оформление Оформление предполагает вывешивание тематических плакатов, предположим, со всемирно известными высказываниями, раздачу листовок с правилами поведения. Проведение При проведении урока-диспута учитель должен следить за обстановкой, за тем, чтобы она оставалась спокойной, так как это хоть и необычный, но все же урок. Подведение итогов Подвести итоги можно как устно – путем выставления баллов и по ним оценок, так и письменно – в виде теста или контрольной работы. Не лишней будет и рефлексия: Есть ли польза от урока-диспута? Понравилась ли такая форма организации образовательного процесса? Интересно ли живое общение? Могу ли я объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики и воспринимать информацию от других? Могу ли я доказывать? Эти вопросы можно оговорить и попросить ответить на листочках, а можно сразу написать на листочках. Но в любом случае нужно выставить баллы – они позволят понять, как прошел урок-диспут и на что следует обратить внимание в следующий раз. Требования к уроку-диспуту Требованиями к уроку-диспуту являются: соответствие возрасту учеников, их знаниям и навыкам; присутствие противоречия. Три памятки к уроку-диспуту для учеников – памятка о том, как вести себя в дискуссии, памятка о том, как мыслить и памятка о том, как работать с учебной литературой Приведем полезные советы к уроку-диспуту для учеников: как вести себя в дискуссии; как мыслить; как работать с учебной литературой. Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как вести себя в дискуссии: Если ты являешься участником урока-диспута, то обязан проявлять активность, а не просто отсиживаться. Перед тем, как начать спор, подумай о том, что именно следует сказать. Говори максимально просто, последовательно. Говори о том, в чем уверен на 100%. Не перевирай слова собеседника, будь честным. Не повторяйся. Приводи доказательства, лучше всего – факты с точной датой и местом. Будь тактичным, вне зависимости от того, как развивается ситуация – это показывает и твой профессионализм, и твою воспитанность. Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как мыслить: Выслушай вопрос, при необходимости, повтори про себя, определи тему. Сформулируй гипотезу. Расскажи о гипотезе с доказательствами. Послушай о гипотезах других, найди в них сильные и слабые места. Подвергни конструктивной критике гипотезы других. Сделай выводы. Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой Памятка для учеников к уроку-диспуту о том, как работать с учебной литературой: Прочитай книгу, выдели главное. Ответь на вопрос: «Что ты считаешь по этой теме?». Сравни свое мнение с мнением автора. Поразмышляй о том, что будешь представлять на уроке-диспуте. |