ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА. Организация урока-диспута по теме Авторское понимание любви в ра. А. П. Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества неразгаданна. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его
Скачать 183.5 Kb.
|
2.Организация урока-диспута по теме "Авторское понимание любви в рассказах А.Чехова 2.1.Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе В процессе изучения рассказов Чехова в школе, подбирая наиболее эффективные способы этого изучения, учитель должен исходить из некоторых особенностей курса. Во-первых, малая форма произведений. В отличие от романов и повестей, которые читаются учениками по частям, а потом поэтапно анализируются на каждом уроке, рассказы Чехова читаются очень быстро, а это дает возможность целостного и подробного анализа. Во-вторых, учитель должен дать понять ученикам, что за юмором и внешней развлекательностью, как уже говорилось выше, скрывается серьезная нравственная проблематика. В-третьих, произведения Чехова настолько разнообразны по своей тематике, по используемым художественным деталям, что часто для их изучения приходится подбирать разные приемы. Кроме того, рассказы Чехова должны изучаться в школе в неразрывной связи с его биографией, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Биография Чехова изучается учениками VI и X классов. Но объем и форма их работы должны быть различны. В средних классах нет необходимости рассказывать о всей жизни Чехова, а можно, сделав общий очерк жизни, остановиться детальнее лишь на тех ее этапах и фактах, которые или ближе подростку (детство и гимназические годы), или будут конкретизированы в анализе художественных произведений (участие Чехова в юмористических журналах, в связи с анализом рассказа «Хамелеон»). В X же классе биография и творчество писателя должны быть представлены как можно полнее, причем некоторые периоды (Чехов-гимназист, поездка на Сахалин, Чехов в Мелихове, Чехов в Ялте) могут быть самостоятельно изложены учащимися в форме устных рефератов на уроках литературы. Некоторые факты, например, личные и творческие связи Чехова с другими писателями и явлениями современной ему культурной жизни: Чехов и Толстой, Чехов и народники, Чехов и Островский, Чехов и Горький, Чехов и Московский Художественный театр, – учитель может лишь в общих чертах осветить в классе, а более глубокому анализу подвергнуть на занятиях литературного кружка. В результате знакомства с творчеством Чехова учащиеся старших классов должны понять его место в историко-литературном процессе, увидеть в Чехове художника-новатора, который продолжил в своем творчестве высокие традиции русского реалистического искусства и обогатил его. Чтобы довести все это до сознания учащихся, учитель не может ограничиться только программным материалом. Ему самому, разумеется, нужно знать значительно больше того, что он должен сообщить учащимся. Готовясь к обзорным темам (творчество Чехова 80-х годов, творчество Чехова 90-х годов), выясняя эволюцию писателя, учитель должен расширить круг чтения чеховских произведений, детальнее познакомиться с некоторыми значительными, не вошедшими в программу произведениями. Знакомство с творческим путем писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову, как к замечательному художнику слова. Это можно достигнуть лишь вдумчивым, выразительным чтением текста, тщательным его комментированием. Разумеется, эти два основных приема при изучении прозаических произведений используются всегда, но нельзя отрицать их важность. На примере творчества Чехова учитель должен решать теоретико-литературную задачу: показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, органическую связь идеи с композицией, образами, языком. [6, с. 23] Язык художественных произведений Чехова (речь персонажей, речь автора) нужно рассматривать не изолированно, а в соотношении с идейным содержанием, с функцией того или иного образа в произведении. Чтобы суметь в процессе изучения Чехова в школе выбрать наиболее действенные в образовательном и воспитательном отношении факты и явления и отбросить менее существенные, учитель должен как можно шире и глубже познакомиться с материалами жизни и творчества А.П. Чехова. В пятом классе, перед изучением рассказа «Толстый и тонкий», учитель должен обратить внимание ребят на такие с ранних лет присущие Чехову свойства, как болезненное отношение к любому унижению человеческого достоинства и осознание необходимости постоянной работы над собой, выдавливания из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла «не рабская кровь, а настоящая человеческая». Этот разговор готовит учащихся к восприятию «вывернутой ситуации» рассказа, в котором особую горечь и неприятие писателя вызывает не просто замена отношений между людьми отношениями между чинами, но добровольное раболепие, самоуничижение нижнего чина. В шестом классе, при изучении рассказа «Хамелеон», учитель может рассказать о детстве Чехова, атмосфере, царившей в провинциальном городе и в лавке отца, отнимавшей у писателя его детство; о том, как сложилось отношение писателя к мещанству, к тупости и ограниченности обывательского существования. [7, с. 48] В десятом же классе в центре внимания должен оказаться Чехов – созидатель, человек, воспитавший себя в соответствии с теми высокими нравственными требованиями, которые он предъявлял к людям. Пусть в классе прозвучат строки из известного письма Чехова к брату Николаю: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод… и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. <…> Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… <…> Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем… Они горды своим талантом, сознавая, что они призваны воспитывающе влиять… К тому же они брезгливы. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку…, ибо они знают, что они не свиньи… <…> Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час» [8, с. 99] Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности. Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином. Предложим учащимся прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, какой из них в наибольшей степени выражает именно то состояние, которое стоит за словом «тоска». (Например, фрагмент «Lacrimoso» из «Реквиема» В.А. Моцарта; фрагмент из Шестой симфонии П.И. Чайковского, фрагмент Adagio из Пятой симфонии Д. Шостаковича, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. В музыке Моцарта мы услышим надрывающую глубину скорби, в музыке Чайковского – трагическое напряжение, «Грустный вальс» Сибелиуса вполне оправдывает свое название, а вот музыка Шостаковича потрясает именно своей безысходной, огромной тоской – иначе не скажешь. [9, с. 45] Рекомендуется также при изучении этого рассказа активно работать над эпиграфом. Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо тебе, владыко мой, Известна печаль моя. «Эпиграф, предваряющий рассказ, – замечает П. Бессонов, – вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями». [10, с. 79] Современная Чехову писательница Л. Авилова так вспоминала о своем впечатлении от рассказа: «Как я плакала над Ионой, который делился своим горем с своей клячей, потому что никто больше не хотел слушать его. А у него умер сын. Только один сын у него был и – умер. И никому это не было интересно. Почему же теперь, когда Чехов это написал, всем стало интересно, и все читали, и многие плакали?». [11, с. 16] Можно попросить учеников попытаться ответить на этот вопрос Л. Авиловой. В финале урока рекомендуется попросить учащихся словесно проиллюстрировать рассказ, выбрав наиболее запомнившиеся эпизоды, а дома – пофантазировать на тему «Разговор Ионы с лошадью». Работая в школе над рассказом «Хамелеон», учитель должен поставить его в связь с другими чеховскими рассказами, появившимися в начале 80-х годов в «малой прессе». Под руководством педагога учащиеся должны внимательно вчитаться в текст рассказа «Хамелеон», понять, что выбор и постановка Чеховым проблемы свидетельствуют уже о глубине постижения молодым писателем жизни. Чтобы дать почувствовать учащимся самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода (при наследовании им традиций русских реалистов-обличителей), следует тщательно исследовать особенности конструкции рассказа, его художественные средства. Учащиеся должны понять позицию писателя, выявить из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому. Сделать это поможет перечитывание. Белорусский методист И.А. Ажгирей предлагает «рассматривать перечитывание как игру, как способ вслушивания в полифонию текста». [11, с. 112] При этом задача учителя – вовлечь учащихся в затею, помочь сформулировать загадку текста и найти ее разгадку. Вот некоторые из возможных заданий для учащихся, которые рекомендуются белорусскими методистами: Медленно прочесть рассказ, делая психологические комментарии и наблюдая за выразительными средствами речи; Охарактеризовать персонаж по речи. Это прием речевой характеристики. «Прямая речь, – пишет И.А. Ажгирей, – становится зеркалом внутреннего мира персонажа»; Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование); Обнаружить случаи авторской иронии; Прочитать рассказ в лицах; Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике». Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы. При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей – персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно. Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов – пойдет речь в нашей следующей главе. 2.2.Конспект урока «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви» Цель: Выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни; Планируемые образовательные результаты Личностные: · развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности · воспитание интереса к литературе. Предметные: · Способствовать полноценному восприятию художественного произведения; · Проверить знание рассказа; · Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении. Метапредметные: · развитие речи и творческого мышления обучающихся; · формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание). Этапы мастерской Содержание Формирование УУД и технология оценивания I. Подготовка к восприятию Посмотрите на слайды, что объединяет все эти картины? Дома я попросила вас прочитать рассказ Чехова о любви. Предположите, пожалуйста, рабочую версию темы урока. В конце урока вернёмся к теме и проверим, правильны ли были наши предположения. Запишите тему «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви» Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. II. Индуктор (основан на собственном опыте ребёнка) Приём ассоциации На классной доске записано слово ЛЮБОВЬ. · Запишите все ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово любовь. · Выберите из потока ассоциаций ключевые слова, характеризующие исходное понятие. • Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо будет дать определение слово «любовь» с опорой на ваши ключевые слова (формулировка может быть абсолютно произвольной). Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. III. Изучение нового материала (Индивидуальная работа, афиширование или сменные пары, работа в малых группах, социализация). а)возможность высказаться каждому б)отстранённый анализ своей собственной деятельности в)отсутствие оценочных характеристик 3.1.Первичная социализация. Обсудите ваши определения с членами вашей группы, создайте свой словарь ассоциаций понятия ЛЮБОВЬ и поделитесь словарями с участниками мастерской. 3.2. Социализация Группы зачитывают свои словари и вывешивают их на доску. IV. Анализ содержания. А) Подбор материалов · Полифония смыслов · Структурированность мысли · Сжатость текстов, компактность Б) Разрыв Отказ от старого знания и приобретение нового В) Образная интерпретация содержания Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив, сравнений, аналогий. 4.1.Творческое задание На основе вашего словаря ассоциаций напишите миниатюру-рассуждение на тему «Моя любовь - что это?» (3-5 предложений) Каждая группа защищает лучшую работу. 4.2.Разрыв Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие А.П.Чехов. А) Заполнение таблицы Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь», опираясь на текст рассказа, и сделать вывод о том, как показана любовь у Чехова, и заполнить таблицу. Слова-ассоциации, которые вы использовали в своих группах. Любовь в рассказе А.П.Чехова Любовь Пелагеи и повара Никанора Любовь Анны Алексеевны Луганович и Павла Константиновича Алёхина Прикрепите скрепкой свои определения. Б)Сопоставление со статьёй толкового словаря Ожегова У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова и определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова. ЛЮБОВЬ 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему. 3.Постоянная сильная склонность, увлеченность чем – нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто – нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он ее первая любовь. Она его очередная любовь. 5. Пристрастие, вкус к чему – нибудь. Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту. 6.Интимные отношения , интимная связь. В).Анализ названия рассказа Почему же автор не назвал его «Любовь», «Про любовь», а назвал именно «О любви?» В чем разница, например, «Про любовь»- «О любви»? Всего лишь только разные предлоги (про- о. Какие смысловые оттенки они придают слову «любовь»?), разные падежи (винительный- предложный. Почему автор предпочел второй?). Вероятно, за этим «лишь только» скрывается что- то глубинное. Что именно? Что хотел сказать нам писатель, о чем предлагает задуматься? Почему из названия нельзя убрать предлог «о», может быть, тогда оно звучало бы более романтично- «Любовь»… Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? О любви нежной, трагичной, грустной, запретной… · - Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели? · - Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви? · - Почему она плачет? · - Что её останавливает? · (пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь) · - Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова? Вернёмся к тексту произведение. (Прослушаем отрывок записи рассказа А.Чехова «О любви». Читает Дмитрий Журавлёв. Замечательный русский актер, режиссер, педагог, мастер художественного слова ) Как заканчивается новелла? · (пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе). · - Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека) Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть». Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья. Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? О любви нежной, трагичной, грустной, запретной… Оформите свои размышления в форме синквейна V.Анализ результата а)выявление индивидуально-личностного результата • При озвучивании в процессе рефлексии • При создании индивидуального продукта деятельности в мастерской • При подтверждении готовности работать в следующих мастерских Б)наличие адекватной самооценки по существующим критериям В)Непредсказуемость результата (определяет уровень креативности) Рефлексия · Сформулируйте понятие «любовь Чехова» и запишите с помощью синквейна. Порядок написания синквейна: 1 строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна 2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие. 3 строка- 3 глагола, отражающих действие понятия. 4 строка- короткое предложение-отношение автора. 5 строка- одно слово, через которое автор выражает свои чувства, связанные с данным понятием. Д\з (на выбор) · Используя материалы урока, напишите письмо Алёхину от Анны Андреевны. · Напишите фанфикшн «Пропущенная сцена» или «Продолжение» |