А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
Скачать 2.22 Mb.
|
А.П.Чехов. 56. Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова. После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его твор- чества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет иссле- дования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новел- лы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны прост- ранные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновни- ка", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Ака- кия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червя- ков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так пора- зило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздра- жен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В пос- ледней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до- мой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер". Герой умира- ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В опре- деленном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душ- ного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки "бегства". Позже в театре города С.Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась. Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Серге- евне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии , в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое вы- ражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить. В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племяннико- вой, в нескольких местах повторяет, что жили она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не ка- залась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла? Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, герои- ней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужо- го мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаме- нитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни од- ной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые по- является на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говоря- щая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь- есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обя- зательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом са- де". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз пе- ред продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспор- ных художественных и моральных авторитетов. А.П.Чехов. 57. Почему доктор Старцев стал "Ионычем". Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной те- мой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжов- ник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, какой бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя гречес- кого языка Беликова. Эта фигура зловещая, она наводит страх на окружа- ющих, и только смерть примиряет его с окружающей действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у ко- торого была одна- единственная мечта в жизни - стать владельцем имения и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повест- вует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это- проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продол- жить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намере- ния своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч". Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифна писала романы и повести для себя и читала их гос- тям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Турки- ных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но ког- да Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспо- миная же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало зна- ют те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколь- ко хлопот, однако!" Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он переста- ет ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движения- ми души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздра- жали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит та- кую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отой- ти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил проз- вище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: - Это вы про что? А? Кого? Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой че- ловек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился". Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незамет- но, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а по- том, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназна- ченные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяс- нить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя. Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожи- ревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно- образна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь. В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар." А.П.Чехов. 58. Дворянство в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад". Основными темами пьесы "Вишневый сад", написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-про- мышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья - тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживаю- щим, устремленность к завтрашнему дню России - в этом заключается со- держание "Вишневого сада". Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоми- нание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская - в прошлом богатая дворянка, имевшая да- чу даже на юге Франции в Ментоне, обладательница имения, "прекраснее которого нет ничего на свете". Но своим непониманием жизни, своей неп- риспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов! Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает вла- дельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда "беда" свер- шилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой "любви", к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вов- се не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко мо- жет переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: "Нервы мои лучше, это правда". А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче сво- ей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки у Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев - жалкий арис- тократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они "ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они - паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни". Гаев представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша - Гималайский и им подобных героев "своего времени", не сумевших воплотить свои идеалы. Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прош- лом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. "Вишневый сад" - великое создание Чехова - драматурга, продол- жившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели пос- тавить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежи- тельное отношение к ней как к "низкому" жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту. А.М.Горький. 59. Ранний романтизм Горького. В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М.Горького. "Боль- шой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писа- теле и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере- мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в револю- ционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", силь- ные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс- твительности, против всякого гнета ее". Центральным образом романтических произведений Горького ранне- го периода является образ героического человека, готового к самоотвер- женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино- сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой". Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Дан- ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге- роя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигам", - говорит ста- руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песнь о Соколе", написанную в 1895 году. Со- кол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлеб- нулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева- ет "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и кап- ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!" В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву- щим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет бу- ря!" Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: "Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был зак- рыт. Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очер- ков г.Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича- ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от- верженности". А.М.Горький. 60. Человек и идея в романе А.М.Горького "Мать". Роман "Мать" - произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами. Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернув- шийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могла не найти отраже- ния в литературных произведениях этой эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против сущест- вующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинский период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные из- держки. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто па- фосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало по- вод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духов- ный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведе- ния которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний под- ход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произве- дение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, го- ворит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстрацией. Образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по зло- му умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею... Поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубоки- ми, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им са- мим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатичес- кое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились ве- ра в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, не- обходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, ве- роятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в ду- ховном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом. |