Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление 1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве". А.С. Грибоедов

  • И.А.Гончаров

  • М.Е. Салтыков-Щедрин

  • А.А.Блок

  • А.А.Ахматова

  • М. Булгаков

  • А. Платонов

  • А.Т.Твардовский

  • В.Высоцкий

  • А.И.Солженицын

  • 1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве".

  • А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы


    Скачать 2.22 Mb.
    НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    Дата29.03.2022
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniya.pdf
    ТипКнига
    #425267
    страница1 из 52
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

    Предисловие.
    Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней об- щеобразовательной школы и для абитуриентов. Пособие составлено по те- матическому принципу и охватывает период русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века. В сборник включены и проблемные, и сравнитель- ные (по творчеству двух и более авторов) темы.
    Но следует помнить, что данная книга ни в коем случае не может считаться сборником идеальных работ. Цель пособия - помочь в подготов- ке школьникам и абитуриентам к выпускным и вступительным экзаменам по литературе.
    Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе.
    Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов.
    Оглавление
    1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве".
    А.С. Грибоедов…………………………6 2. Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума".Чацкий и декабристы.
    3. Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
    4. "Мильон терзаний" Чацкого.
    А. С. Пушкин………………………………12 5. Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка".
    6. "Евгений Онегин" - роман, в котором отразился век.
    7. Образ Евгения Онегина.
    8. "Земли родной минувшая судьба".(Исторические произведения А. С. Пушкина).
    9. "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение".
    10. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова.
    11. Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)
    12. История любви Евгения Онегина (по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений
    Онегин" ).
    13. Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин).
    14. Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина.
    15. "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".
    М.Ю. Лермонтов……………………………29 16. Патриотическая лирика Лермонтова.
    17. Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени".
    18. Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени").
    19. Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.
    Н.В. Гоголь ………………………………34 20. Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.
    21. Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "Живые" души в поэме
    Гоголя.
    22. Сатира Гоголя.
    23. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".
    24. Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор".
    А.Н.Островский……………………………42 25. Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и А.П.
    Чехова "Вишневый сад".
    26. Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза".
    27. Протест Катерины в драме "Гроза" Островского.
    28. На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза").
    29. Смысл названия драмы "Гроза" Островского..
    И.А.Гончаров…………………………………48 30. Пути, которые не выбирал Обломов.
    И.С.Тургенев……………………………………50 31. Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
    32. Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".

    33. Аркадий и Базаров.
    Н.А.Некрасов……………………………………54 34. Настоящее и будущее России в произведениях Н.А.Некрасова.
    35. Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .
    36. Некрасов о предназначении поэта и поэзии.
    37. Н.А.Некрасов - народный поэт.
    Ф.М.Достоевский……………………………61 38. Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие".
    39. Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).
    40. Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.
    41. Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.
    Л.Н.Толстой………………………………………66 42. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и
    Толстого "Война и мир".
    43. Мой любимый герой в романе "Война и мир".
    44. В поисках смысла жизни (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир").
    45. "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
    46. Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир".
    47. Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года.
    48. Три поколения Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
    49. Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
    50. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
    51. Смысл названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
    52. Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого ("Война и мир") и
    Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").
    М.Е. Салтыков-Щедрин……………………81 53. Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина.
    54. Особенности жанра сказки у М.Е.Салтыкова-Щедрина.
    А.П.Чехов………………………………………………84 55. Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад".
    56. Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.
    57. Почему доктор Старцев стал "Ионычем".
    58. Дворянство в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
    А.М.Горький…………………………………………89 59. Ранний романтизм Горького.
    60. Человек и идея в романе А.М.Горького "Мать".
    61. "Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".
    62. Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".
    63. Сила и слабость человека в понимании М.Горького ("Старуха Изергиль", "На дне").
    А.А.Блок……………………………………………96 64. Борьба двух "миров" в поэме блока "Двенадцать".
    65. Лирический герой в поэзии А.А.Блока.
    66. Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина.
    С.А.Есенин………………………………………100 67. Тема Родины в лирике Есенина.
    А.А.Ахматова…………………………………102 68. Поэзия Анны Ахматовой.
    Б.Пастернак……………………………………103 69. Мой любимый поэт и писатель Б.Пастернак.
    В.В. Маяковский…………………………105 70. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира
    Маяковского.
    М. Булгаков……………………………………106 71. "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции.
    72. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
    М.Цветаева………………………………………110 73. Мотивы лирики М.Цветаевой.
    А. Платонов……………………………………113 74. Особенности прозы А.Платонова.
    А.Н.Толстой……………………………………114 75. Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".
    А.Т.Твардовский……………………………116 76. Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

    А.Т.Твардовский и М.А.Шолохов.
    77. Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и
    Шолохова.(Василий Теркин и Андрей Соколов).
    В.Высоцкий………………………………………119 78. Мой любимый поэт В.Высоцкий.
    79. Современная советская проза о Великой Отечественной войне.
    В.Шукшин…………………………………………123 80. Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина,
    Г.Щербакова).
    А.И.Солженицын……………………………124 81. Жизнь и творчество А.Солженицына.
    В.Быков………………………………………………125 82. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников".
    Е.Замятин…………………………………………127 83. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы").
    84. Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
    Дополнение
    85. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".
    86. ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
    87. ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    88. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.)
    89. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД".
    90. ДЕГРАДАЦИЯ ДМИТРИЯ СТАРЦЕВА ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА "ИОНЫЧ"…………………140 91. ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА
    92. ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ "ВИШНЕВЫЙ САД"
    93. ГУМАНИЗМ РОМАНОВ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ".
    94. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
    95. РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (По роману Достоевского "Преступление и наказание")…………………………………………149 96. СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
    97. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.
    98. ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    99. РОССИЯ В ЛИРИКЕ БЛОКА И ЕСЕНИНА
    100. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА…………………………………157 101. ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.
    102. ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО (По роману Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    103. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    104. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    105. "РЕВИЗОР" - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ…………………………166 106. ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
    107. ЧИЧИКОВ - ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ
    108. САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ (По произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    109. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ".
    110. СТОЛКНОВЕНИЕ "ВЕКА НЫНЕШНЕГО" - И "ВЕКА МИНУВШЕГО"………………175 111. ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ).
    112. СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ".
    113. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ
    УМА").
    114. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
    115. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"………………………………184 116. РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"
    117. ВРЕМЯ: ЕГО ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
    118. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
    119. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И Л. Н. ТОЛСТОГО
    120. БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ………………………………………193 121. СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА.
    122. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА, А.И.КУПРИНА.
    123. АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938 гг.)
    124. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА……………….203 125. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА

    126. ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
    127. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА
    128. МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
    129. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
    130. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" -СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
    131. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"…………………………215 132. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА (Передовые люди XIX века)
    133. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
    134. ТЕМА "МАЛЕНЬКОГО" ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА
    135. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".
    136. ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
    137. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
    138. ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА
    139. ОБРАЗ ПЕЧОРИНА
    140. ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.ЛЕСКОВА
    141. САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ИДЕИ И ОБРАЗЫ.
    142. МАЯКОВСКИЙ. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ……………………………………………………………233 143. ТЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ПЛАТОНОВА,
    А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА, В.Т.ШАЛАМОВА
    144. КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ
    ХОРОШО?".
    145. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА.
    146. НАРОДНОСТЬ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА
    147. ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА"
    148. ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ "ТЕМНОГО ЦАРСТВА" В ДРАМЕ "ГРОЗА"
    149. "РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР" КАТЕРИНЫ Сочинение по драме А.Н.
    Островского "Гроза"
    150. СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
    151. "ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.
    152. ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАРТИН РУССКОГО ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ
    ОНЕГИН"
    153. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
    154. ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"…………………………………………252 155. ТАТЬЯНА - МИЛЫЙ ИДЕАЛ (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    156. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    157. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
    158. ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
    159. ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА
    160. ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    161. ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ
    162. ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА
    163. ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И РУССКИХ ПОЭТОВ
    164. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ А.А.ФАДЕЕВА, И.Э.БАБЕЛЯ, Б.Л.ПАСТЕРНАКА,
    М.А.БУЛГАКОВА
    165. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (биография)
    166. РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" - СУРОВЫЙ ПРИГОВОР
    КРЕПОСТНИЧЕСТВУ
    167. СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА
    168. ТЕМА СТАЛИНИЗМА
    169. А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН"
    170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР".
    ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
    171. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ПО РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"
    172. ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"…………………………………………281 173. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
    174. НАРОД И ЛИЧНОСТЬ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
    175. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЕННО-БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"
    176. "НАТАША РОСТОВА И МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ"
    177. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ ВОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВА
    178. АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "Рудин", "Отцы и дети"
    179. ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
    180. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА
    181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

    182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")
    183. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА
    184. БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
    185. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА………………………………………302 186. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873 rr.)
    187. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.Т.ТВАРДОВСКОГО.
    188. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).
    189. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 и 2 половина
    XIX века)
    190. РАССКАЖИТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА".
    191. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    192. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (анализ 2-3 произведений)
    193. САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА 30-х ГОДОВ……………………………………317
    1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве".
    "Слово о полку Игореве" уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом при- тягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений. Это произведение волнует загадочной историей своего открытия и опубликова- ния, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена до конца.
    Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века была преподнесе- на Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделан- ный в XYIII веке.
    О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге. Сю- жет ее тоже загадочен. В центре внимания автора не победа, а пораже- ние. Поражение заштатного князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.
    В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предво- дительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опас- ность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.
    Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном по- ходе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать преданность союзу русских князей против половцев со своими союзниками без сговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать у по- ловцев утраченную Тьмутаракань.
    Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представле- ния о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе дейс- твовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья -
    Игорь и его брат Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.
    Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а "по- ганые" рыскали по Русской земле.
    Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год
    до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Ки- евским.
    "Слово о полку Игореве" было непосредственным откликом на со- бытия Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усо- биц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор "Cлова" смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требо- вательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их защищать
    Русскую землю. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в "Cлове" нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему.
    Таким образом, "Слово о полку Игореве" - это призыв к едине- нию. Каким же представлялось автору "Cлова" то единство Руси, к кото- рому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою. Нуж- на была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор "Cлова" - сто- ронник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В "Cло- ве" мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться единство Русской земли.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор "Слова о полку Игореве" воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем "Cлова" является не какой-либо из князей, а русский на- род. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувс- тва автора. Образ Русской земли - центральный в "Cлове".
    Автор "Слова о полку Игореве" рисует обширные пространства. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов
    - Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие - вся Русская земля находится в поле зрения автора, вве- дена в круг его повествования.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитаталей, как бы противопоставлен образу пустынной половец кой степи - "стране незнаемой", ее холмам, болотам, "грязевым местам".
    Автор "Слова о полку Игореве" рисует удивительно живой образ
    Русской земли. Создавая "Cлово", он сумел окинуть взором всю Русь це- ликом с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


    написать администратору сайта