Главная страница
Навигация по странице:

  • А.Н. Островский. 25. Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и А.П. Чехова "Вишневый сад".

  • А.Н.Островский. 26. Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза".

  • А.Н. Островский. 27. Протест Катерины в драме "Гроза" Островского.

  • А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы


    Скачать 2.22 Mb.
    НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    Дата29.03.2022
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniya.pdf
    ТипКнига
    #425267
    страница7 из 52
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   52
    Н.В.Гоголь.
    24. Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор".
    Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые души", был подарен Гоголю А.С.Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической систе- мы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал : "Я помешался на комедии".
    В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помо- щи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, не- вежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал
    и "электричества чин". "Электричества чин" и породил ту трагикомичес- кую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.
    В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных слу- жебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.
    При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персона- жей.
    Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фа- милия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих пер- сонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критичес- кие характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характерис- тики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладо- вой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер:
    "Простодушный до наивности человек".
    Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлеста- кова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ер- молке".
    Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ива- новича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больны- ми по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую вой- ну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петер- бургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурд- ности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то го- роде живет Петр Иванович Бобчинский" и т.п.
    Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяс- нение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, го- раздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему при- дется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..."
    Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", об- ращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репли- кой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит да- леко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъ- ятные просторы. Ведь, недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что
    Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

    Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинци- ального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добро- детель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вя- жется с общим духом этой гениальной комедии.
    После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней
    Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в "Театральном разъезде":"...Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех".
    А.Н. Островский.
    25. Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и
    А.П. Чехова "Вишневый сад".
    Пьесы А.Н. Островского "Гроза" и А.П. Чехова "Вишневый сад" различны и по проблематике и по настроению, и по содержанию, но худо- жественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Че- хова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.
    В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравни- вать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где рас- положен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской ре- кой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Виш- невый сад - это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, сла- бый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на кра- соту Волги - матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине ду- ши боятся ее. Так, для Дикого гроза - это кара божия за грехи.
    Герои "Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.
    У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение
    Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние
    Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

    Для Раневской и Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая ро- дина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их луч- шие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишне- вого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сох- ранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизнен- ным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.
    Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его старое прошлое. Вишневый сад - это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь.
    Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.
    В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: "темное царство" затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы.
    Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекра- тила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из то- го тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.
    Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.
    А.Н.Островский.
    26. Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза".
    А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русс- кой бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пь- ес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница","Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди - сочтемся", "Гроза" и многие другие.
    А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым реши- тельным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безг- ласности доведены в ней до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы". Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.
    Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она - оппонент Катери- ны. Главное ее правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом:
    Катерина - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.
    Варвара - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится.

    И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
    Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
    Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...", - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитс- твом, знанием "купеческого заведения". Кудряш - второй Дикой, только он еще пока молод.
    В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых тра- диций и законов и станут источником новых законов жизни и честных пра- вил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
    Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства".
    Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное сущест- во. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет чет- кой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соот- ветствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относится к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъ- ездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нра- воучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.
    Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а ду- ша ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но по- любила его Катерина по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть-чуть пообразованнее Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства ( а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
    В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.
    Но не все так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Ди- кого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".
    Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осужде- ние "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жесто- кие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..."
    Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспо- собился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в "темном царстве".
    Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в
    пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Ка- терину на берег Волги, к собственной смерти.
    А.Н. Островский.
    27. Протест Катерины в драме "Гроза" Островского.
    А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву счита- ют "певцом купеческого быта". И сидит он у входа Малого театра, изва- янный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем- ном,смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых,
    Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
    Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, по- любила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая при- нять мораль "темного царства"("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она признается в своем поступке всенародно, в церкви.
    После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островско- го "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве".
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском до- ме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, безза- ботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
    Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманы- вать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.
    Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной".
    Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была спо- собна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".
    Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни.
    Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню.
    Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям.
    Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие
    ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попадая в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к се- бе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Кате- рина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее мо- лодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс растет... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством". Доб- ролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Вот ис- тинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться!
    Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!"
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие глав- ные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   52


    написать администратору сайта