А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
Скачать 2.22 Mb.
|
И.С.Тургенев. 33. Аркадий и Базаров. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла- герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева- ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав- ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време- ни". Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при- шел на смену передовому дворянству. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од- ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли- тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс- твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно- чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко- торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра- жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса- ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде. В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи- ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав- ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та- ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто- рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано- ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс- твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен- ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак- тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос- сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со- вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться. Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы- тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы- ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите- ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду- ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База- ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов". Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче- ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа- совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов". Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся. Н.А.Некрасов. 34. Настоящее и будущее России в произведениях Н.А.Некрасова. Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только рос- сийского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютче- ва, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости. В чем же секрет актуальности поэзии Некрасо- ва? Разгадка - в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в широком освещении актуальных проблем современности, и, наконец, в прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России. Бесспорно, многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных путях развития России и давали на них исчерпывающие ответы. Видение же Некрасовым насущных проблем России и ее будущего было глубоко граж- данственным. Настоящее в произведениях Некрасова - время, когда нужно сде- лать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее - в осво- бождение людей от гнета и крепостных пережитков. Творческое кредо поэ- та особенно ярко выражено в стихотворении "Вчерашний день, часу в шес- том", где поэт сравнивает свою музу с молодой крестьянкой, называет их родными сестрами: "И музе я сказал: Гляди - сестра твоя родная!" Я ду- маю, что это стихотворение раскрывает и взгляды Некрасова на Россию: поэт считал основным вопросом современной ему России вопрос крестьянс- кий. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место в ряду произведений поэта: "Мороз, красный нос", "Орина, мать солдатская", "Несжатая полоса", "Размышления у парадного подъезда", "Дед Мазай и зайцы", и, наконец, поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо". В этих произведениях Некрасов показывает страдания простых людей, их беспра- вие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопережи- вании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для себя "незримые, невидимые миру слезы", стремления сельских жителей к "мужицкому счастью". Например, стихотворение "Забытая деревня". В нем автор раскрывает нам страницу тяжелой крестьянской жизни: показы- вает бабушку Ненилу, ждущую "доброго барина", чтобы попросить у него немного леса для покосившейся избенки, крепостную девушку Наташу, меч- тающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но самое страшное состоит в том, что эти простые желания крестьянских женщин никогда не сбудутся: барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его разрешения предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам абсурд- ность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по прихоти владельца крепостных душ. Возьмем еще одно лирическое стихотворение поэта - "Несжатая полоса". Некрасов рисует портрет измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состо- янии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Читатель ощуща- ет глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным крестьянам и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим России. Если в стихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на настоящее России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Так, истинно счастливыми людьми Нек- расов называет тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Буду- щее России, как полагал поэт, за такими как Гриша Добросклоно, которым "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, ча- хотку и Сибирь". То есть за теми, которые ставят общественные интересы выше личных, кто не может смириться с современным положение крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка на служение народу, его счастью, его будущему: Лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия убого и темного Родного уголка. Вера в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том, что сам поэт уже не застанет этой эпохи, выражена в стихотворении "Же- лезная дорога". Некрасов верит, что Россия "вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе, Жаль, только, что в эту пору прек- расную жить не придется ни мне, ни тебе". Н.А.Некрасов. 35. Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" . "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро- са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем- ли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить даль- ше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред- рассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус- топорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп- равная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли- цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде , крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В от- личие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди- лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро- да: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби- вой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непо- корным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа- рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на- род выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству- ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка- честв крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав- да, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещи- ками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун- тари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по- ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж- дой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об- разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо- лопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри- тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма- териале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса. Н.А.Некрасов. 36. Некрасов о предназначении поэта и поэзии. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель- бекера, Рылеева, Пушкина , Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра- сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про- роком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кю- хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту: Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю.Лер- монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде- ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тер- нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не- годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об- разом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья". Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс- тым: "Не могу молчать!" Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.). написанное в форме диалога, оно предс- тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Мы рождены для вдохновенья, Для звуком сладких и молитв. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани- ном быть обязан". Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на- чинается строками: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши, не стареет она. В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза- тельно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ". Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си- бирь". Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен- ном третьей годовщине его смерти, сказал: Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Му- за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки: Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни слова из ее груди, Лишь бич свистел, играя, И Музе я сказал: смотри- Сестра твоя родная. Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта. В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща- нии поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят- ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен... И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ- зии и навсегда останется в сердце и памяти народной. |