Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.В.Гоголь. 21. Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.

  • Н.В.Гоголь. 22. Сатира Гоголя.

  • Н.В.Гоголь 23. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест- венные особенности поэмы.

  • А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы


    Скачать 2.22 Mb.
    НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    Дата29.03.2022
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniya.pdf
    ТипКнига
    #425267
    страница6 из 52
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
    Н.В. Гоголь.
    20. Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспо- щадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
    Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.
    Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма

    "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепост- ников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Ши- нель", показывающие глупость людей, управляющих государством.
    Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Су- ществовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на при- мере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает по- мещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановим- ся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, вы- сасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведен- ных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и поро- ки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делаю- щий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте че- рез пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.
    В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этот образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Нас- тасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она бо- ится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее мо- рочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред- ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.
    Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порож- денную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчет- ливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем
    Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".
    Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности
    - к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает его за женщину), стал "прорехой на человечестве".
    Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам дру- гих, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.
    Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.
    Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все че- ловеческое, растлевает его, омертвляет его душу.
    В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непо- рядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной пустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, который можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города
    Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взя- точник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвас- товство, стремление выдать желаемое за действительное.
    В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только соци- ально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, по- тому что бессмертны человеческие пороки.

    Н.В.Гоголь.
    21. Две России в поэме Гоголя "Мертвые души".
    "Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.
    В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому:
    "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!
    Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произве- дения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрица- тельные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел
    Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь пока- зывает отрицательные стороны русской жизни.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы совре- менных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь пока- зывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Ма- нилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек.
    Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы восклик- ните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.
    В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского поме- щика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства.
    Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо откры- тое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность
    Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серь- езном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "на- гадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".
    Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель.
    Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему уда- ется обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; не- даром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
    Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве"
    Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада чело- веческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.
    Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфе- ре жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит
    не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер
    Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре
    Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Ере- мее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?
    Как перебивались?"
    Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли".
    Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Ру- си? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы по- является художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.
    "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".
    Н.В.Гоголь.
    22. Сатира Гоголя.
    В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти- хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого- ля, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто обще- человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу- жить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской дейс- твительности".
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи- санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто- жество обывателей. "Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба",
    "Нос", "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность.
    Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го- голя главой новой реалистической школы: "Со временем выхода в свет "Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях
    Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек- расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб- разия".
    Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувс- твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся
    от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:
    "Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва- нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению
    России вперед.
    В "Ревизоре" Гоголь "собрал в одну кучу все дурное в России", вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В "Ревизоре" все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека "с необыкновенной легкостью в мыслях", преображение Хлестакова из трусливого "елистра- тишки" в "генерала" (ведь окружающие принимают его именно за генера- ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да- мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Поло- жительным началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравс- твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал "смех", единственное "честное лицо" в комедии. Это был смех, пи- сал Гоголь, "который весь излетает из светлой природы человека... по- тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля- ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека".
    Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен- ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро- де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате- лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.
    Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут,
    И только труп его увидя,
    Как много сделал он поймут
    И как любил он, ненавидя.
    Н.В.Гоголь
    23. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест-
    венные особенности поэмы.
    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы яви-
    лась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нра- вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижа- ло истинное значение этого произведения, переводило в область авантюр- ного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
    Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще рабо- тая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.
    Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно со- поставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпо- хи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей
    Родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная коме- дия", которая называется "Ад".
    Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспе- вающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическое повествование.
    Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литера- турного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопро- сов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Роди- ны и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
    Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
    С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность его сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи
    Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи пост- роены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, ес- ли его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как по- ложительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позво- лять"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробоч- ки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
    По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
    Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество
    Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".
    В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.
    Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".
    Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизнен- ный характер: она обличает правительство.
    Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За
    страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
    Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
    Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме
    Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи,
    Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Го- голь использует и излюбленный прием - характеристика персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно де- тали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, напри- мер, описание имения и дома Манилова. Когда Чичиков въезжал в имение
    Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосив- шуюся беседку, на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей под- водят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает, что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запус- тение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так вос- хищался А.С.Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выс- тавлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".
    Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуман- ные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и бу- дущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыс- лам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поез- дкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России :
    "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


    написать администратору сайта