Главная страница

Абай Кунанбаев. Абай Кунанбаев вклад в развитие казахской культуры Куантканов Алиби


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАбай Кунанбаев вклад в развитие казахской культуры Куантканов Алиби
АнкорАбай Кунанбаев
Дата05.10.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла83de39425a8bbae7.pptx
ТипБиография
#714771

Абай Кунанбаев: вклад в развитие казахской культуры

Выполнил: Куантканов Алиби

Биография Абая Кунанбаева

Абай Кунанбаев появился на свет в 1845 году в Чингизских горах, настоящие имя поэта Ибрагим, но известным он стал именно под именем Абай. Семья Кунанбаевых относилась к местной знати, дед и прадед возглавляли свой род, как бии. Абай Кунанбаев с детства изучал восточные языки, а также посещал русскую школу. Поэт еще в детстве начинал писать свои первые стихи, но только к сорока годам он создаст свои взрослые стихотворения. Мировоззрение Абая формировалось благодаря восточным ученым и поэтам, а также русским классикам. Он перевел знаменитых русских писателей, таких как Крылов, Лермонтов, Пушкин и многих других. Поэт подчеркивал важность знания русского языка и культуры. Абай писал в назидание: “Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру”. Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Поэтом и писателем создано около 170 стихотворений и сделано 56 переводов.

Абай Кунанбаев как поэт

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз», или же “Слова Назидания”, состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. Труды Абая Кунанбаева были переведены на многие языки мира. “Слова назидания” – это обращение к читателю, как бы диалог, своеобразный плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, и философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа.
В этих назиданиях раскрывались проблемы истории, педагогики и морали. Поэт протестовал против насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях любовь к науке. Абай считал, что процесс обучения должен приносить радость познания. Изучение науки должно способствовать правильному позна­нию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. Поэт и мыслитель предостерегал молодежь от несерьезного отношения к науке.  “Знать русский язык – значит открыть глаза на мир” – говорит Абай в 25 Слове. “Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне”. Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: “Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира. Владея этим ключом, можно намного облегчить жизнь нашего народа”.

Абай Кунанбаев как композитор

  • Абая можно назвать и казахским композитором, он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи. Он был ценителем казахского народного творчества, он прекрасно знал казахские песни и кюи, чтил песни Биржана, Ахана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений. Каждая мелодия Абая соответствовала своему стихотворению. Для песен поэта характерно равновесие текста, что в песенном творчестве являлось действительно новым явлением. Песни Абая занимают самое почетное место в современной светской казахской музыке. Он говорил, что песня сопровождает человека всю жизнь. Радостные и веселые песни поются, когда человек рождается, а когда он умирает, звучат песни скорбные и печальные.

Абай Кунанбаев как общественный деятель

  • Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности в общественной деятельности и великого просветителя. Летом 1885 года Абай принимал участие в разработке степного положения, известного в народе под названием «96 статей Абая», или «Чарское положение», так как чрезвычайный съезд «тюбе», бием которого был избран Абай, проходил на берегу реки Чар в местечке Карамола. На съезде присутствовали более 100 биев из Каркаралинского, Павлодарского, Семипалатинского, Усть–Каменогорского уездов и Зайсанского приставства, они являлись представителями всех родов Среднего жуза. Благотворительная деятельность Общества не осталась незамеченной в регионе, и вступая в него, Абай внес свой вклад в благое дело. Он не раз высказывался по поводу устройства казахского общества, был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.


написать администратору сайта