Главная страница

АВИЦЕННА. Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сино (латинизированная форма имени Авиценна) родился в селении Афшана, близ Бухары


Скачать 61.18 Kb.
НазваниеАбу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сино (латинизированная форма имени Авиценна) родился в селении Афшана, близ Бухары
АнкорАВИЦЕННА.docx
Дата11.07.2018
Размер61.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАВИЦЕННА.docx
ТипДокументы
#21336
страница1 из 3
  1   2   3

АВИЦЕННА

(980-1037)

Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сино (латинизированная форма имени - Авиценна) - родился в селении Афшана, близ Бухары. Благодаря высокому положению семьи (отец - балхский таджик Абдаллах Хасан служил сборщиком и хранителем налогов при дворе Саманидов, мать - местная красавица Ситора-Бону), Сино получил хорошее образование, а позже в его бытность личным врачом эмира, был допущен в дворцовую библиотеку (знаменитая дворцовая библиотека Саманидов в Бухаре сгорела во время дворцового переворота). Его перу принадлежат такие знаменитые труды по медицине, как "Канон врачебной науки" и "Урджуаза" (Медицина в поэме), по философии - "Книга исцеления". Сино был не только непревзойденным врачом, незаурядным специалистом по логике, философии, знатоком музыки, но и одним из основоположников таджико-персидской поэзии.Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет слава гениального врача и знаменитого философа, судьба скитальца по караванным путям... Но и в детстве Авиценна поражал всех своими способностями к наукам.“...Когда мне исполнилось десять лет, рассказывал он сам, я уже покончил с изучением Корана (Коран - “священная книга” мусульман) и многих словесных наук, так что мне удивлялись”.В это время в Бухару прибыл ученый старец, который стал домашним учителем Авиценны. Под его руководством мальчик должен был изучить законоведение и математику, философию и астрономию. Очень скоро, “о каком бы вопросе он мне ни говорил, - рассказывал Авиценна, - я представлял себе этот вопрос лучше, чем он сам”. Ученому старику пришлось искать заработок в другом месте, а не по годам образованный мальчик принялся изучать науки самостоятельно. Лет четырнадцати он увлекся медициной, прочитал все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем самых трудных. Предполагают, что увлек его занятиями медициной известный в то время врач Абу Сахл Масихи, автор книги “Эмия, или Книга ста глав”, которая для многих врачей была тогда учебником медицины. Масихи - последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние на формирование взглядов Авиценны. Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего Авиценну. Лечение, предложенное юношей, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Авиценна же был назначен личным врачом эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. “Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался”, - говорил он. У юного Авиценны появляются ученики, нередко это седобородые старцы, они стараются записывать каждое слово своего учителя. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым - энциклопедистом Бируни. В 20 лет Авиценна - уже автор нескольких книг: обширной энциклопедии, рассказывающей о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящей из 20 томов, книги по этике, многотомного медицинского словаря. Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела... В это время умер отец Авиценны. Авиценна с торговым караваном отправился в далекий Хорезм. Местный правитель - Хорезмшах покровительствовал ученым, в его дворце они часто собирались для диспутов. Вслед за Авиценной в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой. Они ставили физические и химические опыты, наблюдали за падением метеоритов. Вместе с Масихи Авиценна тайно продолжал изучать строение тела человека. Это можно было делать только на трупах, а вскрытие трупов здесь, как и во многих странах, каралось тогда смертью. Через несколько лет жестокий и вероломный правитель огромного соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал ученых к себе в столицу, дабы они “обрели почесть присутствия” на собрании у султана. На самом деле многим самостоятельно мыслящим ученым и поэтам каждый день при дворе султан грозил смертью. Авиценна и старый врач Масихи отказались ехать к султану и той же ночью бежали через пески Кара-кум. На третий день пути на них налетел ураган. Они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи умер в пустыне. Авиценна похоронил его а сам спасся чудом. Султан Махмуд Газневи разослал по всем городам описание внешности Авиценны. Любой, кто указал бы местонахождение гениального врача, получил бы награду. Поэтому несколько лет Авиценна скитался, переходил из города в город, кормился лишь врачеванием на постоялых дворах. Ему приходилось называться чужим именем. Скитаясь, Авиценна продолжал напряженно работать и написал более десятка книг. Иногда он останавливался на год-два у какого-либо мелкого правителя, лечил его семью от всевозможных болезней. Но всюду Авиценну настигала зловещая тень султана, и ему приходилось снова скрываться. Наконец, в 1016 г. он остановился в городе Хамадане. Этот город назывался когда-то Экбатаной и был столицей древнего процветающего государства Мидии. Ко времени Авиценны город захирел и превратился в столицу захолустного маленького государства, которым правили полуграмотные эмиры. Авиценна скоро становится главным врачом правителя, а затем и главным министром - везиром. Как и прежде, все шесть лет жизни в Хамадане рабочий день его начинался рано утром и заканчивался, когда все уже давно спали. Здесь он кончил первый том своего главного труда - “Канона врачебной науки”. “Канон врачебной науки” состоит из пяти томов. Все медицинские знания, которые накопили к тому времени люди, вмещают эти книги. Первый том-теория медицинской науки; анатомия, диагностика, физиология, хирургия. В этой книге описываются острые и хронические болезни и способы их лечения. Во втором томе рассказано о простых лекарствах. Их почти восемьсот. Корни и кора многих деревьев могут помочь человеку бороться с болезнью. Третий и четвертый тома описывают болезни человеческих органов, рассказывают о способах лечения. Как лечить переломы черепа, носа, челюсти, ключицы, ребер - об этом тоже говорит Авиценна. В пятом томе рассматриваются сложные лекарства. В состав некоторых из них входит до 37 частей. Многие лекарства даны со ссылкой на древнейших врачей, европейских и азиатских. Другие - впервые приготовлены и опробованы Авиценной. Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, встречались в “Каноне” на каждой странице. Лишь более чем через 800 лет французский ученый Пастер подтвердил гипотезу Авиценны о вирусах как невидимых возбудителях “лихорадочных” (инфекционных) болезней. Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. “Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двух ударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой”,- говорится в “Каноне”. Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, и многих других. Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение. В “Каноне” Авиценна пишет о необходимости всестороннего воспитания ребенка с тем, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек. Очень скоро “Канон” становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка “Канон” печатают сразу вслед за Библией. В Европе и в странах Азии многие века учили по нему врачей. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают имя ученого “Ависен”, дают его рецепты. Последний том “Канона” был написан уже в другом городе - Исфахане. Между первым и последним томом - около десяти лет напряженной работы. И они не были для Авиценны годами покоя. Во время его везирства восстали военачальники, и Авиценна едва не был убит, его прятали друзья. После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме он продолжал много работать. За четыре месяца он написал три книги, одна из которых - философская повесть “Живой, сын Бодрствующего” - оказала влияние на многих средневековых писателей. Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные книги он писал как поэмы, звучными образными стихами. Вот начало поэмы о медицине “Урджуза”: «Поэты - принцы Вселенной, врачи руководят телом». Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю в стихах все мои знания этой науки”. Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат не разобранными, и, возможно, человечество их откроет. О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок. Авиценна умер в дороге. Полу знакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю. Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя. В 1954 г., по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Биография Авиценны

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибни Сино.

Ибни Сино был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие.

Через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги ибни Сино, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов "Канона врачебной науки".

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибни Сино родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана, близ Бухары. В своей биографии ибни Сино писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Ибни Сино принадлежал к населению Средней Азии,

говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья "для отдохновения души..."

Отцу ибни Сино Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой сын, - смеялся Абдаллах.- Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.

Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы". Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я

могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание - хафиз".

"Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались".

Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец ибно Сино, человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама).

Ибни Сино не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший ибно Сино философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.

Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии ибни Сино описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне, как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук... То же было и с книгой Евклида, пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал: "Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня".

Медициной ибни Сино заинтересовался очень рано, не имея еще 12 лет от роду, ибни Сино, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. "Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет".

Однажды заболел живший по соседству юноша. Не ел, не пил, лежал лицом к стене и на все распросы лишь изредка вздыхал. В общем, угасал на глазах.Пригласили Абу Али. Он внимательно посмотрел на больного, взял его за руку и, слушая пульс, стал перечислять названия кварталов Бухары, затем - улицы торгового квартала, пробормртал: "Ну вот, адрес нам известен..." - и принялся перечислять женские имена. На имени "Диляра" он остановился и, повернувшись к домочадцам, сказал: "Его болезнь носит имя Диляра, живет в новом доме возле бани, в большом торговом квартале. Видно отец прячит ее от посторонних глаз. Могу прописать верное средство: немедленное сватовство".

- Как ты узнал? - изумился больной. - Я скрывал эту тайну в своем сердце!

- Сердце и выдало тебя, - ответил Абу Али. - Когда ты слышал близкие тебе слова, сердце твое замирало и пульс при этом сбивался.

И каждый такой случай откладывался в памяти, тревожил воображение, направлял его поиски. Потом, уже на закате жизни, в "Каноне медицины" он напишет, что пульс может быть волнообразным и веретенообразным, двухударным, долгим, дрожащим, коротким, малым, медленным, муравьиным, а также мягким, напряженным, нервным, низким, пилообразным, полным, пустым и так далее до конца алфавита. Именно пульс открывает врачевателю болезни, скрытые от глаз. Природу пульса можно сравнить с природой музыки. По нарушению гармонии пульса можно понять, какой в больном сидит недуг. И не только любовный.

Изучал медицину ибни Сино под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, ибни Сино быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха Ибн-Мансура. В автобиографии ибни Сино вспоминает: "Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил ибно Сино, точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение ибни Сино получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибни Сино считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.

Труды ибни Сино

Библиотекой Саманидов ибни Сино пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для "Канона врачебной науки", над которым ибни Сино работал долгие годы.
  1   2   3


написать администратору сайта