АВИЦЕННА. Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сино (латинизированная форма имени Авиценна) родился в селении Афшана, близ Бухары
Скачать 61.18 Kb.
|
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи ибни Сино легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение ибни Сино было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма. До самой смерти ибни Сино не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах "Ал-Инсаф" ("Справедливость"). Особенно велики заслуги ибни Сино в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30. По содержанию их можно разделить (за исключением «Канона») условно на три группы: 1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов; 3) труды по лекарствоведению. «Канон врачебной науки» Однако главным медицинским трудом ибни Сино, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса - лида» и др.) ибни Сино не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной фармации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то ибни Сино предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом ибни Сино считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Авиценна связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибни Сино описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи. Являясь порождением древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская медицина в значительной степени определила уровень и своеобразие медицины арабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских врачей во многом способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские медицинские Энциклопедические труды были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии медицины в Европе. Это прежде всего относится к «Канону врачебной науки» ибно Сино, несомненно, являвшемуся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке. На протяжении нескольких веков «Канон» служил основным учебным пособием в европейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые - философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественнонаучной сущности медицины как области научной и практической деятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение ибни Сино о невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др. Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших в современной им медицине суеверий, отвергали астральные представления, магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу «гласом вопиющего в пустыне». Большинство представителей медицинской профессий охотно применяли, а иногда и предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностики и терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха. Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те из среднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость медицины Средней Азии- Бируни,Масихи, ибни Сино, ал-Джурджани (ок. 1080-1141), Фахраддин Рази, Умар Чагмини и др. - не смогли полностью преодолеть сковывавшего влияния феодального мировоззрения. Труды древних, за исключением некоторых частностей, они почитали высшим авторитетом. Ни один из них не усомнился в справедливости натурфилософского учения о четырех соках. Все придерживались анатомо-физиологических представлений Галена. Ни один из них не занимался анатомией, без развития которой было немыслимо построение рациональной физиологии и патологии. Причины, не позволявшие врачам мусульманского Востока изучать анатомию человека, хорошо известны, а гуморолистические концепции, содержащие элементы диалектики и материалистическое, хотя и эклектическое, объяснение жизнедеятельности и механизмов развития патологических процессов, неизмеримо прогрессивнее «медицины пророка». Эпоха не позволила им «перешагнуть через себя». И, если для истории медицины наиболее выдающимися достижениями крупнейших врачей Средней Азии являются прежде всего их неоцененные новые идеи, значительно опережавшие свое время, то для современников и ближайших потомков наиболее существенными и значимыми были их достижения в области практической медицины- диагностики, клиники, лечения, гигиены. Творчество ибно Сино занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения ибни Сино пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы, не смотря на то, что основное его философское произведение «Книга исцеления» было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя «Канон врачебной науки» многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и медицинских школ арабского Востока. Из 274 трудов ибни Сино медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался ибни Сино, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего «Канон врачебной науки» принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл). В Книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения практической медицины. В ней дается определение понятия медицины, раскрываются задачи этой науки, приводятся учение о соках и натуре (темпераменте), сжатый анатомический очерк так называемых «простых» органов человеческого тела - костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваются причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Подробно излагаются учения о питании, образе жизни (общая диететика) и сохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена). Книга вторая - это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции, Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из них стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям ибни Сино, что само по себе характеризует значение «Канона» в истории лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной времени ибни Сино. Многие лекарства, предложенные ибни Сино, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день. В Книге третьей трактуются «частные» или «местные» болезни органов человека, начиная с головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В нее входят описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психических болезней), глаза, ухо, носа, полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла, легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа. В Книге четвертой рассматриваются «общие» болезни тела, не присущие лишь одному органу. К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения и прочие поражения нервов, повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей. В этой Книге говорится также о хронических и острых заразных болезнях: оспе, кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы учения о ядах (токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты тела (косметика). Книга пятая «Канона» представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. В первой части Книги описываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д., а во второй части указываются испытанные средства, предназначенные для лечения конкретных заболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи. Фармация Абу Али ибни Сино - это не механическое соединение данных полученных из разных источников, а попытка объединить их в систему, связать с клиническим наблюдениями, со всей медициной. Он дополнил имеющиеся наблюдения собственными наблюдениями и опытом. В частности описал средства народной медицины и лекарства арабского и индийского происхождения. В период средневековья увеличение числа медикаментов и сложность их приготовления привели к возникновению аптеки затем выделению их в особую отрасль. Это послужило сильнейшим толчком к развитию фармации. Еще в конце IX века были выработаны первые правила для приготовления лекарств, и аптеки образовали особую организацию. Огромный авторитет и влияние ибни Сино закрепили и упрочили самостоятельность науки и практики фармации. Современную фармацевтическую спецификацию Авиценна значительно расширил за счет включения большого числа лекарственных растений Индии, Ирана, Средней Азии и побережья Средиземного моря. Продолжая традиции своих предшественников, он создал гениальный труд, который многие столетия служил источником знаний для врачей и фармацевтов Востока и Запада. Абу Али ибни Сино во второй книге «Канона» описывает сущность простых веществ, эффект которых определяется преобладанием в них того или иного из элементарных качеств. Наряду с определением качества лекарств при помощи органов чувств, Абу Али ибни Сино считает крайне важным определение при помощи сравнения и эксперимента. Определение натуры лекарства производится, как мы говорим, «органолептически», прежде всего по вкусу, а отчасти по запаху. Да и в современной аналитической химии, в контрольно-аналитических лабораториях, в аптеках широко используется «органолептический» метод наряду с фотоэлектроколометрическим, потенциметрическим и другими методами анализа лекарств. Абу Али ибни Сино указывает на возможность ошибки определении качества лекарства даже по достоверному ощущению - по вкусу, поэтому для характеристики природы лекарства (фармакологического эффекта) ведущим является основное его влияние на организм. Арсенал рекомендуемых Авиценной лекарственных средств очень богат и разнообразен. Источником получения их являлись средства растительного, животного и минерального происхождения. Если Гиппократу было известно около 200 лекарственных растений, Галену - более 400, то Авиценна в своих трудах упоминает около 850 простейших лекарств, из них более 600 растительного происхождения. Он делает попытку объяснить природу растения по сравнению с природой животного и человека. Во время описания лекарств упоминает об их дозировке. При назначении лекарств больным он подходил индивидуально и уделял большое внимание ядам и противоядиям. В большинстве случаев приводит не только описание лекарств, но и о сырье, из которого оно добывается, а так же способы его изготовления и употребления. Все это написано коротко, конкретно и очень убедительно. Это свидетельствует о том, что Абу Али ибни Сино прекрасно владел в то время вершинами комплекса фармацевтических дисциплин, как технология лекарств, фармацевтический анализ, фармакология и фармакогнозия. Благодаря трудам Драгендорфа, Монтеверди, Гаммерман и других все арабские или иранские названия растений, указанные в трудах ибни Сино, сопоставлены с ботаническими и фармакогностическими данными этих растений, которые в настоящее время используются в научной медицине. Упомянутые ибни Сино препараты минерального происхождения, такие, как тальк, сера, гипс, ртуть, купорос, мышьяк, железо, серебро и другие прочно вошли в практику современной медицины и регламентированы государственной фармакопеей 10-го издания. А такие лекарственные растения, как шиповник, солодка, алоэ, донник лекарственный, полынь горькая, крапива, дурман, душица, белена, орех грецкий, водяной перец, тимьян, миндаль, тмин, душица, мята, мать-и-мачеха, девясил, кассия, барбарис, подорожник, боярышник, зверобой, ноготки, хвощ полевой, тысячелистник, алтей, полынь цитварная, марена красильная, гармала, гранатовое дерево, одуванчик, живокость и многие другие в настоящее время широко применяются в народной и научной медицине. Пятая книга «Канона» разделяется на теоретическую часть (главы), где описываются основы технологии лекарств, и на сложные лекарства, которые испытывались при отдельных заболеваниях. Многие рекомендации Абу Али ибни Сино в настоящее время находят научное обоснование. В частности, ибни Сино применял каперцы колючие при геморрое, желтухе, головной и зубной боли, воспалении седалищного нерва и при загрязнении ран. По данным А.П. Орехова, корни каперцев содержат алкалоид каппаридин, он же в небольшом количестве обнаружен и в надземных частях (П.С. Массагетов). Установлено, что 10-20% отвар корней при внутреннем введении в эксперименте понижает давление, укорачивает время свертывания крови и т.д. Следовательно, назначение ибни Сино корней каперцев при определенных заболеваниях тысячу лет назад оказывается вполне разумным и оправданным. В пятой книге ибни Сино описывает также наливки, пилюли, отвары, пластыри и др. Особое место отводится сиропам и сгущенным сокам. Фармация и фармакология Авиценны более современны, чем те же науки XVI и XVII веков. Фармация ибни Сино - это комплекс наук о лекарствоведении, дальнейшее изучение которых поможет развитию фармацевтической науки и практики. Наследие ибни Сино прочно вошло в жизнь и плоть народа, о чем свидетельствует богатый опыт народной медицины таджиков, их умелое применение различных видов растений при лечении болезней. Физические упражнения он называл «самым главным условием» сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы «Канона врачебной науки» ибни Сино посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» Является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности ибни Сино, его таланте и опыте. В диагностике ибни Сино пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений. Ибни Сино много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии ибни Сино: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания ибни Сино о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, ибни Сино считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для ибни Сино особый интерес: в «Каноне» содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями («сильным горем», гневом, огорчением и т. п.). |