Главная страница

колоквиум Понятие культурологии 2. Адилбек кызы Айсулуу ттп119 1 Определения понятия культуры


Скачать 274.26 Kb.
НазваниеАдилбек кызы Айсулуу ттп119 1 Определения понятия культуры
Дата20.10.2022
Размер274.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаколоквиум Понятие культурологии 2.docx
ТипЗакон
#745143

Адилбек кызы Айсулуу ТТП-1-19

№ 1 Определения понятия культуры

Культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. К культуре Э.Б. Тайлор относит всю совокупность предметов и явлений, свойственных человеку как виду.

Культура – научаемое поведение, свойственное человеческому виду, распространенное в обществе и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности.

Культура – не поведение как таковое, а его абстракция, абстракция конкретного человеческого поведения, но не само поведение. Рэдклифф Браун сообщает, что слово «культура» «обозначает не конкретную реальность, а абстракцию, и чаще всего весьма расплывчатую абстракцию».

По Линтону, «культура сама по себе неуловима и не может быть адекватно воспринята даже теми индивидами, которые участвуют в ней непосредственно».

Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды – культура, для других ни один материальный предмет таковым не является.

Спиро приходит к заключению, что согласно господствующей позиции современной антропологии культура не имеет онтологической реальности. Когда культура превращается в абстракцию, она не только становится невидимой и неуловимой, но и вообще перестает существовать как таковая.

Когда символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их «культурой», а изучающую их науку — «культурологией».

Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т.е. в экстрасоматическом контексте, то эти предметы и явления станут для нас культурой – культурными элементами или культурными чертами, а мы займемся культурологией.

Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура состоит из предметов и явлений, рассмотренных в экстрасоматическом контексте.

Корнелиус Осгуд определил культуру как состоящую из идей в сознании антропологов: «Культура состоит из идей о производстве, о поведении, о сущности человека – идей, которые возникли, были переданы и осознаны субъектом». М.Е. Спиро также настаивает на том, что «культура – это логическая конструкция, абстракция человеческого поведения, и в качестве таковой она существует лишь в сознании исследователя».

Определение, наиболее соответствующее моему пониманию культуры: согласно Э. Тайлору, культура в широком этнографическом смысле слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

т. к внимание привлекается к наследованию, традициям, доставшимся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, культура рассматривается как образ жизни, как ценности и идеалы, как материальные и социальные ценности людей, в том числе институты, обычаи, установки, поведенческие реакции.

№ 2 Новые слова и их определения

Символизирование – это вид поведения. К нему способен только человек.

Рассмотрение предметов в соматическом контексте т. е взаимосвязь с организмом человека.

В экстрасоматическом контексте, т.е. во взаимосвязи с другими подобными предметами и явлениями, а не с организмом человека.

«symboling» мы подразумеваем придание какого-либо значения предмету или действию, а также восприятие такого значения, приданного кем-то иным.

Результат функционирования способности человека к символизированию можно назвать «символатом». Предметы или явления, зависящие от способности человека к символизированию.

Слово является предметом (звуком, комбинацией звуков или значков) или действием, зависящим от способности человека к символизации.

Патрилокальный брак (от лат. pater — отец и locus — место), установившееся в этнографии наименование формы брачного поселения, при которой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа.

Матрилокальный брак (от латинских mater, родительный падеж matris — мать и locus — место), матрилокальное поселение, распространённая в условиях материнско-родового строя форма брачного поселения, при которой муж переходит на жительство в общину жены.

Культура есть вещь («процесс») sui generis.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

№ 3

Я понимаю абстракцию как, некий идеал существующий в сознании, т.е не конкретно существующий предмет. «Абстракция» концепт, разработанный ученым наблюдателем и существующая лишь в его сознании. Что же касается их «онтологической реальности», то, обитая в умах ученых, концепты не становятся менее реальными – ведь более реальной вещи, чем, например, галлюцинация, не существует. Каждый глиняный горшок, утверждают далее А.Л. Крёбер и К. Клакхон, реален, но полностью «идеал» не может быть воплощен ни в одном реальном горшке. Некий «средний американец» может быть таковым: рост –5 футов 8 1/2 дюймов, вес – 164,378 фунтов, женат, имеет 2–3 детей и т.д. Вот что они считают абстракцией.

В антропологии под культурой понимают общепринятые представления, проявляющиеся в действиях и артефактах, которые характеризуют то или иное общество. Культура, таким образом, — это абстракция, то есть образец, которому подчиняются значения, придаваемые одному и тому же действию или объекту разными членами общества.

№ 4

Вся культура находится в зависимости от символа. Именно использование способности к символизации и привело к возникновению культуры, и именно использование символов приводит к тому, что культура может себя продолжать. Без символа не было бы культуры, а человек был бы просто животным, а не человеческим существом. Для человека "ключ к этому миру и средство соучастия в нем — символ".

Корни культуры состоят в способности человека произвольно придавать вещам такое символическое значение, которое не присуще им, взятым самим по себе. К числу символов относятся, например, слово, религиозный ритуал, обряд, разного рода фетиши и др. В каждом символе неразрывно связаны две стороны: физическая форма и значение. В свою очередь, значение определяется культурной традицией. В качестве иллюстрации Л. Уайт приводил пример со святой водой, которая по составу не отличается от обычной: “самые прекрасные органы чувств не смогут уловить, в чем заключается ценность святой воды. Но это было сделано несенсорными средствами, лишь благодаря способности к символизированию.”

№ 5

Культура как процесс sui generis, «культура есть вещь (удачнее было бы сказать «процесс») sui generis», т. е. имеющий причиной самого себя. «Культура есть вещь sui generis и может быть объяснена только в своих собственных терминах...». Иначе говоря, культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять же культурными причинами, а социология культуры – социальными причинами. К примеру, атом нельзя понять, рассматривая лишь его компоненты. Атом — это система, которую следует понимать в терминах ее самой. Живую клетку нельзя рассматривать в терминах составляющих ее молекул, а биологический организм – в терминах клеточного вещества. Индивиды или организмы не выявляют свойств общества. Каждый тип системы существует в терминах собственной структуры и функционирования, в терминах собственных принципов и законов. Люди и общества суть социокультурные системы, они, как и прочие системы, должны рассматриваться в собственных терминах.

№ 6



написать администратору сайта