Главная страница

Административно-правовой статус религиозных объединений. КР-Адм.право. Административноправовой статус религиозных общественных объединений


Скачать 55.91 Kb.
НазваниеАдминистративноправовой статус религиозных общественных объединений
АнкорАдминистративно-правовой статус религиозных объединений
Дата25.01.2022
Размер55.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКР-Адм.право.docx
ТипДокументы
#341715
страница3 из 5
1   2   3   4   5

3. Социальное партнерство государства и религиозных объединений


В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно РПЦ, приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях - от благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических конфликтов. Одним из основных принципов регулирования государственно-конфессиональных отношений в России является разделение религиозных объединений на "традиционные" и "иные", хотя юридически такая классификация в российском законодательстве не установлена.

В России твердо укоренилась традиция "разностатусности" религиозных объединений. Во все периоды истории в нашей стране существовал "табель" статуса религиозных объединений, законодательно утвержденный (до 1917 года) либо неофициально установленный властью (с 1917 года). Этот табель менялся в разное время, но обязательно присутствовал. В настоящее время на федеральном уровне устоялся перечень "традиционных конфессий". Этот перечень включает РПЦ - наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские объединения и Традиционную буддийскую сангху России. С теми или иными отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. В регионах, где сильны исламские традиции (Республики Татарстан и Башкортостан, республики Северного Кавказа), наибольшее влияние имеют епархия РПЦ и исламские объединения. В регионах с традициями буддизма (Калмыкия, Тува, Бурятия) власти отдают приоритет РПЦ и буддистам. В субъектах Российской Федерации, где традиционно проживали немцы и старообрядцы, как правило, не возникает проблем с властями у лютеран и старообрядцев.

В настоящее время в обязательном порядке во многих регионах России в светских государственных и муниципальных школах вводятся основы православной культуры. Не менее чем в 20 субъектах Российской Федерации к 2002 году по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православного вероучения в светских школах. Порой основы православия вводятся в школах по рекомендации местных властей. Например, решением Главы Администрации Ногинского района Московской области такой курс был введен во всех школах района. Преподавание "Основ православной культуры" было введено в школах Балашихинского и Мытищинского районов Московской области.

Власти г. Москвы неоднократно оказывали финансовую помощь православным организациям и в форме прямого финансирования, и предоставляя льготы по уплате арендных платежей. В частности, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 2 февраля 2004 года №114-рп храму Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе РПЦ за счет лимита, выделенного на строительство третьего транспортного кольца, решено выделить средства на строительство ограды.

Установлена льготная арендная ставка для церковно-научного центра "Православная энциклопедия" (Постановлением Правительства г. Москвы от 22 апреля 2003 года №285-ПП), для некоторых православных учебных заведений (Постановление от 15 апреля 2003 года №269-ПП), религиозной организации "Душепопечительский Православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского" (Постановление от 9 сентября 2003 года №755-ПП).

В 2004 году Постановлением Правительства г. Москвы от 27 января 2004 года №27-ПП указанным субъектам данная льгота была продлена, и такая же льгота была предоставлена Отделу внешних церковных сношений РПЦ Постановлением Правительства г. Москвы от 2 марта 2004 года №121-ПП. Аналогичных льгот иным религиозным объединениям власти Москвы не предоставляли.

Особый статус наиболее влиятельных религиозных объединений находит свое отражение в действующих нормативно-правовых актах. Так, Постановлением Правительства России от 4 января 2000 года №2 Патриарху Московскому и Всея Руси, руководителям Центрального духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, а также Главному раввину России - Председателю Объединения раввинов СНГ, было предоставлено право устанавливать на служебные легковые автомашины особые государственные регистрационные знаки. Это право предоставлено им наряду с высшими государственными чиновниками и руководителями учреждений и организаций, тесно сотрудничающих с государством, таких, как РАО "ЕЭС России" и "Газпром". С принятием 17 сентября 2005 года Постановления Правительства России №482 подобное право было предоставлено и главе буддийской традиционной сангхи России Дамбе Аюшееву. Постановление об этом за подписью Премьер-министра России Михаила Фрадкова опубликовала в канун празднования Нового года по лунному календарю "Российская газета". Разрешение было выдано по просьбе руководства буддийской традиционной сангхи (общины).

В соответствии с Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 21 марта 2003 года №60 право пользования залами для официальных лиц и делегаций аэропортов г. Москвы и Московской области предоставлено Патриарху Московскому и Всея Руси, постоянным членам Священного синода РПЦ, руководителям иных основных религиозных конфессий Российской Федерации, перечень которых не приведен. Создание "православных" детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий.

Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что "нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские. Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща".

Таким образом, религиозные организации, особенно РПЦ, приобрели привилегированный статус. Осуществление функций государства по контролю над их деятельностью порой подменяется "партнерством особого рода", в рамках которого государственные органы отказываются от контроля над деятельностью избранных религиозных объединений и совместно с ними соглашаются ограничивать распространение иных вероучений.

Органы власти сотрудничают с религиозными объединениями без должного правового основания. Ведущие религиозные объединения России сотрудничают с государством во многом на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами. Так, в Белгородской области система "особых" отношений региональной власти и РПЦ основывается на личных отношениях чиновников и иерархов РПЦ, в том числе через "духовных наставников" высших чиновников области. В Архангельской области в 1997 - 2000 годах конфессиональная политика превратилась, по словам Г. Гудим-Левковича, в "системы “личных отношений” чиновников и священнослужителей РПЦ, которые воспроизводились на всех уровнях. Из этой системы оказались исключены все неправославные религиозные объединения и складывающееся религиоведческое сообщество".

В этих условиях легче организовать публичное мероприятие, чем социальную помощь малоимущим. Для расширения социального служения религиозных объединений гораздо большее значение имеют развитие нормативной правовой базы, собственные усилия, направленные на расширение миссионерства и благотворительности в рамках законодательства, чем получение какого-либо привилегированного статуса. Последнее приобретает решающее значение, если поставлена цель ограничить деятельность иных конфессий, получить доступ к управленческим и материальным ресурсам государства.

Отсутствие правовой основы, позволяющей наладить четкие взаимоотношения органов власти и религиозных объединений, и следующее из этого большое значение личностного фактора в их формировании имеет еще один негативный аспект. Это не позволяет в полной мере обобщить и использовать положительный опыт во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. В результате государство очень часто оказывается неспособным обеспечить соблюдение Конституции России и прав религиозных меньшинств. А религиозные объединения вынуждены формировать свои отношения с органами власти в каждом регионе, в том числе с каждым ведомством. А это создает благоприятные условия для развития коррупции.

Итак, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:

  • в настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства - правовая форма государственно-конфессиональных отношений.

  • предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы - введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений - не позволит полностью устранить проблему - возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта