Административно-правовой статус религиозных объединений. КР-Адм.право. Административноправовой статус религиозных общественных объединений
Скачать 55.91 Kb.
|
ОглавлениеВведение 2 1. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений 4 2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений 6 3. Социальное партнерство государства и религиозных объединений 12 4. Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений в России 18 5. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном российском государстве 23 Заключение 28 Список литературы 31 ВведениеКак известно, итогом длительного развития мировой религиозно-философской мысли стало формирование церкви как политического института гражданского общества. Несмотря на то, что светский характер Российского государства исключает возможность влияния церкви на политическую жизнь общества, вопрос о свободе совести и ее правовом регулировании постоянно находится в нашей стране в центре внимания государства и его органов политических партий. В настоящее время антиконституционные процессы в сфере свободы совести в Российской Федерации приняли характер государственной политики, несовместимый с демократическими принципами. Была создана законодательная база, которая не только предопределяет нарушения основных прав и свобод человека в РФ, но и стимулирует национально-религиозную напряженность, углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, а также изменению конституционного строя России. Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена повышением роли религиозных объединений в жизни общества. В настоящее время церковь (особенно РПЦ) принимает участие во всех сферах деятельности государства, в том числе и в политической жизни страны, что противоречит законам Российской Федерации. Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема правового статуса религиозных объединений находится в центре внимания не только политиков, но и учёных. Данный вопрос нашёл своё отражение в трудах таких исследователей, как: Балашов А.И., Рудаков Г.П., К. Каневский, Шершнева-Цитульская И.А., Писманик М.Г., Комкова Г.Н., Васильев В.Л. В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытии таких проблем, как: проблемы правового регулирования государственно-религиозных отношений; понятие правового статуса религиозных объединений; отношения светской школы и религии; реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии; психологические аспекты манипулирования людьми. Однако анализ вышеуказанных источников показал, что авторы недостаточно осветили такие проблемы, как: административные отношения государства и религиозных объединений, правовой статус Русской православной церкви в современной Российском государстве. Это и предопределило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи. Объектом исследования является правовой статус религиозных объединений в современной России. Предметом - государственно-религиозные отношения и анализ влияния Русской православной церкви на все сферы общественной жизни. Целью исследования является анализ существующей законодательной базы по вопросам религиозной политики и определение приоритетных путей ее совершенствования. Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач: выявление специфических особенностей административно-правового статуса религиозных общественных объединений; характеристика административно-правовых отношений в сфере деятельности религиозных объединений; исследование вопросов формирования социального партнерства государства и религиозных объединений; анализ правового статуса Русской Православной Церкви в современном российском государстве. 1. Административно-правовой статус религиозных общественных объединенийРелигиозное объединение - добровольное объединение лиц, образованное в целях совместного осуществления гарантированного конституцией права на свободу вероисповедания. Конституция РФ установила два основных принципа, характеризующих статус этих объединений: они отделены от государства и равны перед законом. Первый из этих принципов означает, что государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в сферу отношения граждан к религии, в законную деятельность религиозных объединений или поручать им выполнение каких-либо государственных функций. Но и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Однако члены религиозных объединений имеют равные с остальными гражданами права на личное участие в политической жизни. Религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни общества. Второй принцип предопределен тем, что в России имеется несколько конфессий (православие, мусульманство и т.д.), но ни одна из них не может претендовать на особый статус: все религии и религиозные объединения равны перед законом. Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви до недавнего времени регулировалось российским законом о свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» ознаменовало новый этап развития церковно-государственных отношений в России. За прошедшее с 1990 года время произошли глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, во многом предопределившие содержание нового закона. Если в качестве основных задач прежнего закона стояли высвобождение религии от государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру, нынешний закон закрепил ряд принципиальных положений в области взаимодействия государства и конфессий. Внимание государства к организованным формам религиозной деятельности прослеживается уже непосредственно из названия закона. В преамбуле признается особая роль православия в «истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», заявляется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Лейтмотив Федерального закона от 26 сентября 1997 г. заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предоставлении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных сект», исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий. В этом состоит основное отличие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от аналогов национальных систем законодательства многих зарубежных государств, исключающих любые формы воздействия исполнительной власти на процесс создания конфессионального объединения, когда правоохранительные органы лишь констатируют факты преступных действий. |