Главная страница

Административно-правовой статус религиозных объединений. КР-Адм.право. Административноправовой статус религиозных общественных объединений


Скачать 55.91 Kb.
НазваниеАдминистративноправовой статус религиозных общественных объединений
АнкорАдминистративно-правовой статус религиозных объединений
Дата25.01.2022
Размер55.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКР-Адм.право.docx
ТипДокументы
#341715
страница5 из 5
1   2   3   4   5

5. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном российском государстве


В России государственно-конфессиональные отношения прошли длительную эволюцию: от веротерпимости с приоритетом «первенствующей» и «господствующей» церкви в период абсолютизма до закрепления принципов свободы совести с равенством всех конфессий и их религиозных объединений между собой и перед законом в Советском государстве. Сегодня отношения государства и церкви развиваются совсем иначе. Очень многие исследователи отмечают расхождения между статьями Конституции РФ и тем, что происходит в действительности.

Например, в ст.14 Конституции РФ утверждается, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», хотя на самом деле особое место среди религиозных объединений занимает Русская православная церковь Московского патриархата. Она даже заключила договоры о сотрудничестве и взаимопомощи с Министерствами образования, обороны, внутренних дел. Министр образования В.М.Филлипов привлек РПЦ к экспертизе «духовно-просветительских программ, проектов, учебной литературы» и пояснил, что эта экспертиза «призвана освободить государственные образовательные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма». Фактически это позволяет ввести церковную экспертизу общеобразовательных светских программ, что недопустимо.

Из этого следует, что религиозные объединения совсем не равны между собой, а как раз наоборот. Их правовое положение различно, поскольку осуществление прав и исполнение обязанностей религиозными объединениями, и напрямую зависит от общественной значимости и влияния религиозного объединения. Но крупнейшей религиозной организацией в России является Русская православная церковь, на долю которой приходится около 60% зарегистрированных религиозных объединений - 8002,309 монастырей, 38 образовательных учреждений, 136 братств и сестричеств, 5 миссий, а значит и ее правовое положение выше остальных и можно определить как официально признанной церкви.

Даже в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года сказано: «Федеральное Собрание Российской Федерации, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, принимает настоящий Федеральный закон».

Но почему православная церковь стоит на первом месте, а другие религии просто «уважают»? Ведь в преамбуле Конституции РФ обозначено, что народ Российской Федерации многонациональный, следовательно, религий исповедуется много. Декрет РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1918 году в законодательном порядке закрепил право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. Нам же навязывают одну религию, что противоречит и Конституции РФ (статья 28), и декрету РСФСР.

Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» (М.,1994) утверждает, что современный человек - это манипулятор, независимо от его социального статуса. Выделяя православной церкви особое место, нами попросту манипулируют. Делается это для того, чтобы Русская православная церковь расширялась и потихоньку «выселяла» все остальные религии. А законно это или нет, никого не интересует, так как страдает от этого простой народ, которому нет дела до, каких бы то ни было, нормативных актов.

Можно предположить, что если такая политика государства и дальше будет иметь место, то Русская православная церковь станет не просто признанной, а государственной церковью с правом решать вопросы, не имеющие к религии никакого отношения.

Протоиерей Цыпин Владислав пошел дальше. В своей работе «Правовой статус РПЦ в современном российском государстве» он определил статус Русской православной церкви в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», причем выбирая те положения, которые не противоречат взглядам церкви. Например, разобрав пункт 2 статьи 4 Закона, протоиерей отметил, что «отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой никаких ограничений членов таких объединений в гражданских и политических правах, в том числе и права участвовать в управлении делами государства».

«В Законе содержится запрет на создание религиозных объединений в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления, воинских частях, а также в государственных и муниципальных организациях. Проблематичным, с точки зрения основных конституционных прав человека и гражданина, представляется включение в этот перечень воинских частей, поскольку, во-первых, значительная часть военнослужащих находится в воинских частях не на добровольной основе, а по призыву, а во-вторых, режимный характер воинских частей может затруднять военнослужащего в возможности участвовать в богослужении вне своей части. Данное положение Закона противоречит 2-й статье Конституции, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», статьям 28-й и 17-й, содержащим положение о том, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права», ибо 18-я статья «Всеобщей декларации прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков». Таким образом, гарантированная 28-й статьей Конституции свобода совести в свете «Всеобщей декларации» включает и запрет ставить человека в такие условия, при которых он окажется ограниченным в праве на участие в религиозных обрядах, предписываемых вероучением, к которому он принадлежит».

Со всем этим нельзя не согласиться, но нужно помнить и о том, что в Конституции РФ также имеется пункт 3 статьи 55, где написано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Также В. Цыпин заявляет, что законодательный опыт Германии в области установления правового статуса религиозных общин, когда Католическая, Евангелическая и некоторые другие Церкви имеют статус корпораций публичного права, в то время как другие религиозные общины от государства полностью отделены и рассматриваются как частные корпорации, может быть поучителен и для российского законодателя.

Иными словами, некоторые религиозные объединения не полностью отделены от государства и имеют существенные привилегии по сравнению с иными религиозными объединениями. Именно поэтому немецкие ученые и теологи называют немецкую модель отношений церкви и государства частичным, или "хромающим", отделением церкви от государства.

А вот игумен Иоанн (Экономцев) расценивает как положительный опыт создание православных групп в государственных детских садах. И подобные факты не единичны. Создание "православных" детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что "нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские. Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща".

Следует обратить внимание, что Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в письме епархиальным архиереям №5925 от 9 декабря 1999 года рекомендовал в случае, если попытки убедить директоров и педагогов школ ввести преподавание основ православного вероучения будут неудачны, назвать такой курс основами православной культуры.

Но в некоторых школах все же ввели преподавание "Основ православной культуры (Балашихинский и Мытищинский районы Московской области). В названных примерах инициатива введения преподавания православной культуры исходит от органов власти, а не самих учащихся, что не соответствует ни букве, ни духу части 4 статьи 5 Закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Тем более, что все учащиеся просто не в силах поддержать православие, а вступать в полемику с православием на уроках православной культуры довольно не красиво. В этой ситуации неверующие ученики и последователи иных вероучений будут вынуждены либо скрывать свои взгляды, либо вступать в открытый конфликт с большинством, что в любом случае создаст почву для конфликтов на религиозной почве.

Исходя из этого, нужно отметить, что Русская православная церковь имеет особый правовой статус в современном российском государстве. Он четко обозначен в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года сказано: «Федеральное Собрание Российской Федерации, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, принимает настоящий Федеральный закон».

Также статус РПЦ определен рядом положений Основного закона - Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Косвенным образом роль Православной Церкви, затронута уже в преамбуле Основного закона, в которой выражена мысль о том, что «многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России», тем самым декларируется преемственность новой России по отношению к той России, в которой Православная Церковь, как известно, пользовалась исключительно высоким статусом.

Заключение


Целью контрольной работы явилось исследование государственно-религиозных отношений и влияние церкви (особенно РПЦ) на политическую и общественную жизнь страны. В ходе исследования был изучен и обобщён опыт деятельности законодательных органов власти в сфере религиозной политики. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

а) на основе материалов периодической печати автором обозначены основные проблемы специфических особенностей административно-правового статуса религиозных общественных объединений. Исследование показало, что реализация этих проблем требует создания обновленной законодательной базы;

б) в работе исследованы административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений и вопросы формирования социального партнерства государства и религиозных объединений. Как показало исследование, существуют такие общественные отношения в сфере конфессиональной деятельности:

  • При определении статуса религиозной организации в качестве юридического лица;

  • В процессе ликвидации конфессионального объединения, запрета его деятельности или контроля за ним;

  • При наделении религиозных организаций правом собственности на культовые здания и сооружения;

  • При осуществлении священнослужителем светских прав и обязанностей, прежде всего воинской обязанности;

  • При осуществлении религиозных обрядов и церемоний;

  • В процессе осуществления преподавательской, образовательной и иной творческой деятельности в системе государственного образования;

Также следует выделить особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений:

  • Выход сотрудничества государства и религиозных объединений за рамки правового поля светского государства

  • Развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений

в) основываясь на анализе правового статуса Русской Православной Церкви в современном российском государстве установлено, что религиозные объединения не равны между собой. Их правовое положение различно, поскольку осуществление прав и исполнение обязанностей религиозными объединениями, напрямую зависит от общественной значимости и влияния религиозного объединения. Это связано с тем, что даже в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в то время как другие религии просто «уважаются».

Изучение поставленных в работе проблем, выводы, к которым привели результаты исследования, дают основания сформулировать рекомендации для местного уровня. Среди них:

  • необходимость разработки более точной законодательной базы, не противоречащей Основному закону РФ Конституции РФ;

  • необходимость обеспечения на уровне законов и на подзаконном уровне установления гарантий реализации свободы совести каждого и создания благоприятных условий для благотворительной деятельности религиозных объединений;

  • четкое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями;

  • сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование отношений между государством и религиозными объединениями. Их реализация, по мнению автора, будет способствовать улучшению правового статуса всех религиозных объединений России, независимо от их размера и общественного влияния.

Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 113 с.;

  2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

  3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ;

  4. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.;

  5. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.;

  6. Каневский К.: «Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования» от 9 июня 2005 г. – 112c.;

  7. Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России // Правоведенье 2003. №1. – 31c.;

  8. Писманик М.Г. Светская школа и религия // Социально-гуманитарные знания. 2000. №4. – 74c.;

  9. Шершнева-Цитульская И.А. Правовой статус религиозных объединений: понятия и виды // Гос. и право 2005. №3. -113c.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта