Главная страница
Навигация по странице:

  • Враждебная агрессия

  • Экспрессивная агрессия

  • Альтруистическая установка

  • Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи

  • Агрессия и альтруизм как формы социального поведения.. Агрессия и альтруизм как формы социального поведения


    Скачать 28.41 Kb.
    НазваниеАгрессия и альтруизм как формы социального поведения
    Дата23.04.2023
    Размер28.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАгрессия и альтруизм как формы социального поведения..docx
    ТипДоклад
    #1083094

    БПОУ ВО «Вологодский областной медицинский колледж»

    Сообщение на тему:

    «Агрессия и альтруизм как формы социального поведения»

    Доклад выполнила: студентка 2 ФА группы

    Лукина Татьяна

    Вологда, 2020


    1. Концепции агрессии


    Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
    Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.
    Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.
    Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.
    И последнее теоретическое направление, рассматривает агрессию прежде всего, как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:


    • на то, каким путем агрессивной модели поведения была усвоена;




    • на факторы, провоцирующие ее проявление;




    • на условия, способствующие закреплению данной модели поведения



    1. Классификация видов агрессии.


    Наиболее структурированной является классификация Э.Басса. Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к. человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.
    Представленные виды Э.Басс разделяет по определенным критериям:


    • по направленности на объект,

    • по причине появления,

    • по целенаправленности,

    • по открытости проявлений,

    • по форме проявления.


    По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. Гетероагрессия - это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы – это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, - это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.
    По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами.
    Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает, как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию – внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.
    По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.
    Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
    Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.

    Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики, (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное — становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).
    Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.
    Физическая агрессия- это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая - активная – прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая - активная – непрямая» -это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая - пассивная – прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец, «физическая - пассивная – непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств.
    Еще одна классификация была дана С.Фешбахом, который ввел одну важную переменную, связанную с мотивированием поведения, в свою классификацию. На основании этого критерия он выделяет три вида агрессивного поведения:


    1. Враждебная агрессия - имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения.

    2. Инструментальная агрессия - целью такого поведения является не само причинение вреда, а решение определенной проблемы.

    3. Экспрессивная агрессия - является формой выражения себя с помощью применения насилия.


    Третья интересная классификация - Д.Зиллмана. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделяет 8 типов агрессивного поведения:

    1. наступательная агрессия - нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;

    2. защитная агрессия - нанесение повреждений другому объекту в ответ на применение им насилия;

    3. ответная - нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесение ему этим субъектом повреждения;

    4. спровоцированная агрессия - подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;

    5. неспровоцированная агрессия - агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;

    6. агрессия, вызванная раздражением — агрессивные действия, первичная функция которых - редуцирование или снятие состояния раздражения;

    7. побудительная агрессия - агрессивные действия, первичная причина которых - получение внешней стимуляции;

    8. санкционированная агрессия - агрессивные действия, служащие социальным и не выходящие за их рамки.




    1. Альтруистическая установка и ее формирование.


    Альтруистическая установка — готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.
    Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими.
    Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.
    Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.
    Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде самоожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций или социальных установок.
    Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они с необходимостью должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, понятых как переработанных социальных, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить поэтому, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности.
    В связи с этим мы предполагаем, что альтруистическое поведение может быть адекватно понято в свете теоретических представлений об иерархической природе установки, базирующейся на теории деятельности, согласно которой каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность.
    Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем - через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и в разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности - значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл - это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающийся в его (субъекта) отношении к осознаваемым субъектом явлениям.
    Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражаются ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчеркнуто А. Н. Леонтьевым. Он писал по этому поводу следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным - существующим в форме готовности, в форме установки


    1. Факторы, влияющие на проявление альтруизма.


    Альтруистические действия связанны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства.
    В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм:


    • взаимность;

    • справедливость;

    • социальная ответственность.


    Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом и предполагает, что люди прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог.
    Относительно норм справедливости, то ими проверяется благо и недостаток этого блага. Более того, людям свойственно верить в справедливое существование. Поэтому каждый получает то, что заслуживает. Конечно, индивид сочувствует и прибегает к альтруистическому действию тогда, когда судьба другого кажется ему незаслуженно плохой.
    Социосистемный подход означает учет благоприятных и сдерживающий факторов, влияющих на альтруизм.
    Исследователи выделили такие сдерживающий факторы, которые ослабляют альтруистический поступок:


    • безответственное поведение жертвы,

    • гипертрофированное понимание внутригрупповой солидарности,

    • внешний вид жертвы и др.


    Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи.
    Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа.
    Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи:


    • размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех);

    • общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие);

    • боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи).

    • С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.


    Рассмотренные выше подходы к проблеме альтруизма имеют много общего. В частности, каждая из перечисленных теорий предлагает два типа просоциального поведения: обмен по схеме «я - тебе, ты - мне». Каждая из них также предлагает широкие возможности понять мотивы и причины двух типов альтруизма: основанного на взаимном обмене и того, который не предусматривает никаких дополнительных условий.
    Считается, что альтруизм может передаваться детям, во-первых, как часть семейного сценария, привычная модель поведения, во-вторых, путем подражания; в-третьих, через телевизионно-просоциальные модели влияния.
    Практика показывает, что более эффективным является то обучение альтруизму, которое не прибегает к средствам наружной стимуляции: поощрение и наказание - ведь добрые дела не приобретаются, а осуществляемые по велению сердца, совести и чести. Знание причин, что тормозят проявление альтруизма, а также условий, способствующих альтруистическому поведению, помогают людям стать более внимательными к окружению.


    В целом можно назвать ряд рекомендаций, которые станут полезным тому человеку, который хочет научиться помогать:


    • уважать того, кому помогает, иметь к человеку, который нуждается в помощи, гуманные, теплые чувства;

    • стараться быть независимым от того, кому помогает и не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогает;

    • предоставить человеку право оставаться таким, каким он есть;

    • помнить, что помощь должна соответствовать потребностям реципиента.


    написать администратору сайта