Главная страница

биотика. Ахмед Хоссам с-291 биоэтика. Ахмед Хоссам Абдельхади с291 Биоэтика как философия и наука выживания человечества


Скачать 30.78 Kb.
НазваниеАхмед Хоссам Абдельхади с291 Биоэтика как философия и наука выживания человечества
Анкорбиотика
Дата07.06.2022
Размер30.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАхмед Хоссам с-291 биоэтика.docx
ТипДокументы
#576395

Ахмед Хоссам Абдельхади с291

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

1. Философия обновления отношения к жизни.

Философский выбор в широком смысле – это выбор отношения к жизни и к самому себе. В более конкретном смысле, философский выбор – это построение модели внутреннего мира, в котором предстоит жить. Для этого надо осмыслить элементы внутреннего мира, какими они должны быть, и какими должны быть отношения между этими элементами. Это не столько планирование действий во внешнем мире, как планы наведения порядка внутри самого себя. Для этого – ни много, ни мало – требуется переосмыслить всю свою жизнь в части восприятия событий жизни и отношения к согражданам и к самому себе.

Первичное в философском выборе — это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни и к себе: более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить.

Философский выбор при всей его глобальности в отношении к жизни состоит из каких-то конкретных моментов и шагов: конкретных отношений по поводу конкретных явлений и т.п. Каждый из нас, видимо, хотел бы научиться, когда это нужно, делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Сделать это (изменить "философию выбора") можно, например, заставляя себя делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Делать, пожертвовав своим неудовольствием, делать неоднократно, а средство для этого - положительный контроль мгновений. Здесь надо всего лишь помнить, что реально наша жизнь состоит из мгновений.

  1. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей.

Становлению биоэтики как новой научной парадигмы предшествовали общеметодологические, аксиологические и естественно-научные повороты в познании жизни и заботе о ее сохранении. Биоэтика, объединяя биологические, медицинские знания и человеческие ценности, связанные с необходимостью защиты прав личности, представляет собой систематическое исследование в области наук о жизни, человеке в той мере, в какой концептуальные основания традиционной этики уже не могут сегодня ориентировать ученых, медиков, других специалистов в их исследовательской и практической деятельности. В новом этическом ракурсе формулируются научные цели и задачи расширенной трактовки биомедицинских исследований и актуализируются проблемы прав и свобод личности. С особой остротой звучат в биоэтике проблемы рациональной и нравственной аргументации сбережения жизни, затрагивающие интересы всех людей на Земле и будущего человечества. Речь идет о путях сохранения естественной жизни и, конечно, сбережении здоровья людей: физического, психического, ментального и нравственного в условиях техногенной эпохи.

Рационально-логическое обоснование и нравственное осознание новых ценностей в современной жизни, органично включающиеся в биоэтику и в научно-медицинское знание, должны транслироваться во все образовательные технологии и усваиваться студентами и молодыми исследователями в процессе обучения. Стратегическая задача, стоящая сегодня перед современной наукой и медициной, - не только включение в структуру познавательной деятельности проблем рационально-философского направления, но и нравственных смыслов и правовых подходов в самых различных областях исследования жизни. Биоэтика как разумно-нравственная парадигма, как своеобразный мост в будущее человечества, олицетворяет собой логическое единство научного рационализма и общественной морали, идеалы гармонии защиты жизни на Земле и сбережения человеческой личности: ее естественных прав и гуманистической ответственности за все творческо-инновационные деяния в природе, общественной жизни людей.

  1. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека.

В большинстве учений человеческая жизнь считается уникальной и отдельной от всех остальных живых организмов. Наряду с этим существует универсальный взгляд о конечности всех форм жизни на планете. Данный взгляд выражается в имплицитной идее о том, что у каждой жизни есть начало и конец, который обычно определяется как некая форма смерти. Это вне сомнения относится и к жизни каждого отдельного человека. Но в современную техногенную эпоху проблема жизни и смерти приобрела принципиально иной смысл. Дело в том, что человечество в целом оказалось на грани исчезновения в результате нарушения естественных жизненных форм существования людей. Выживание человечества в XXI веке стало актуальнейшей задачей. Оно зависит от того, сумеет ли оно обрести ценностное самосознание прежде, чем эгоизм людей и творческий фанатизм учёных смогут привести к гибели земную цивилизацию, а вместе с ней и первозданную жизнь на планете.

В обыденно-практическом сознании людей существует понимание этой опасности, которое неотрывно от осознания ими ценностно-ориентационной ответственности за всё происходящее. Морально-ценностное отношение людей к миру и жизни на Земле, будучи осмыслением человеком смысла своего бытия в его духовном и практическом преобразовании мира, становится этико-правовой ориентацией в практической жизнедеятельности: общественном поведении и научно-познавательной, и творческо-преобразовательной работе. Сказанное в первую очередь означает, что формирование современного морально-правового сознания необходимо для осознания всеми людьми ответственности за результаты творческо-преобразовательной деятельности, которая стало предметом специального внимания так называемой этики сохранения жизни на Земле и сбережения здоровья людей – биоэтики.

Человечество сегодня стоит перед двумя возможными сценариями своего будущего состояния: трагического или оптимистического. Согласно первому, если следовать целям достижения наслаждения людьми, бездумно и порой безмерно используя феноменальные результаты научно-технического и технологического прогресса, то в итоге можно потерять все человеческие качества: разум, честь, совесть, достоинство и т.д. Противостоит же этому пессимистическому сценарию будущей безрадостной судьбы человечества жизнеутверждающая современная гуманистическая этика – биоэтика, которая взывает к разуму и совести всех творческих, созидающих лучшие условия для счастливой жизни людей.

  1. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей.

В связи с современным, по сути, катастрофическим ухудшением состояния здоровья российского населения и происходящими в стране депопуляционными процессами, представляющими угрозу существованию российского общества, ученым и медикам предъявлен новый социальный заказ по совершенствованию медицины и в целом всей системы здравоохранения, которая в XXI в. должна стать высшим приоритетом цивилизованного общества. Именно поэтому и возникла необходимость изучения медико-этического фактора укрепления здоровья населения в связи с изменением условий его жизни и критичного состояния природной окружающей среды, прогнозирования возможного уровня заболеваемости людей и их смертности, а также воздействия социальных последствий в новых экономических и политических условиях. Это означает, что должны быть сконцентрированы усилия не только специалистов в области медицины и демографии, но и философов медицины, биоэтиков, социологов и представителей других сфер науки. На основе профессиональных и этико-медицинских исследований возможно проведение в жизнь инновационных проектов, направленных на сохранение жизни и укрепление здоровья людей.

На 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994 г. был утвержден первый «Этический кодекс российского врача». В нем зафиксированы такие морально-нравственные принципы и установки, как:

— профессиональная компетентность врача;

— недопустимость причинения вреда;

— запрет на злоупотребление врачом своим положением и знаниями;

— ответственность врача за качество оказываемой помощи;

— обязанность уважать права пациента;

— обязанность соблюдать моральные правила в общении с коллегами.

  1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней как потенциального источника создания социальной опасности.

Инфекция – это состояние зараженности организма, эволюционно сложившийся комплекс биологических реакций взаимодействия живого организма и возбудителя инфекции. Наиболее яркая форма выражения инфекции – инфекционная болезнь с определенной клинической картиной, но довольно часто инфекция клинически не проявляется т.е является скрытой (бессимптомной)

Когда инфекции принимают массовый характер, то они называются эпидемиями и пандемиями.

Рассмотрение БЭ аспектов на примере ВИЧ. ВИЧ- одна из важнейших проблем, возникших перед человечеством в конце XX века. В настоящее время в мире официально зарегистрировано более 40 миллионов ВИЧ-инфицированных.

В Декларации ООН от 27 июня 2001 года «О приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом» отмечено, что глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа, представляет собой глобальную чрезвычайную ситуацию и одну из самых серьезных угроз жизни и достоинству человека, а также эффективному осуществлению прав человека. Для детального рассмотрения вопроса о связи эпидемиологии и прав человека важное значение имеет раздел названной выше Декларации, который называется «ВИЧ/СПИД и права человека». В этом разделе, в частности, указано: «Реализация прав человека и основных свобод всех людей имеет крайне важное значение с точки зрения снижения подверженности риску инфекции ВИЧ/СПИДа. Уважение прав людей, инфицированных ВИЧ/СПИДом, вызывает активную реакцию».

Приведенные положения Декларации позволяют выделить следующие существенные, с биоэтической точки зрения, моменты:

1. Глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа – это одна из самых серьезных угроз жизни и достоинству человека, а также эффективному осуществлению прав человека.

2. Реализация прав человека и основных свобод всех людей рассматривается с точки зрения снижения подверженности риску инфекции ВИЧ/СПИДа.

3. Активно поддерживается принцип уважения прав людей, инфицированных ВИЧ/СПИДом.

4. Провозглашается стратегия борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией.

5. Отмечается сочетание принципов свободы и ответственности.

6. Роль личности в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества.

Нравственная свобода — это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями. В этическом смысле свобода человека есть не что иное, как его самообладание Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой аспектах ее бытия - природном и экзистенциальном - и предполагает осуществление человеком двух принципов формирования - аскетического и этического. Смысл аскетического принципа состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями. Власть личного «я» над чувствами и желаниями является существенно важным аспектом в самореализации человека. Осуществление человеком аскетического принципа, выражающегося через добровольное воздержание и выявляющего должное отношение его «я» к его природному началу, составляет основное, фундаментальное, содержание нравственной свободы личности.

Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента. Первый момент — это оригинальность и неповторимость личности, ее несводимость ни на что другое. Второй момент — это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности. Свобода не столько факт, сколько возможность - подлинное завоевание человеческой личности.

Ситуационная задача 1.

Врач оказывает медицинскую помощь, вне зависимости от социального положения пациента, а также независимо от своего собственного состояния (исключая те случаи, когда врач сам тяжело болен). В непредвиденных ситуациях вне медицинского учреждения врач не должен уклоняться от оказания медицинской помощи, в том числе по месту жительства, учебы и отдыха, при обращении к нему за экстренной медицинской помощью или советом.

Этические принципы: принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного, принцип соблюдения справедливости

Ситуационная задача 2.

Несмотря на трудность выполнения исследовании, врач обязан помочь пациента на столько, на сколько он способен.

1.4. «Нравственные проблемы» в биоэтике

1. Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений.

Первым шагом к пониманию является проблематизация применения инновационных технологий, в процессе которой происходит глубокое осмысление положительных и отрицательных последствий внедрения их в практику.

В области здравоохранения будут находить широкое применение новые биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и когнитивные науки.

Проблематизацию применения новых биомедицинских технологий важно рассматривать на разных структурных уровнях (от биосферного до атомарного), но наиболее остро в настоящее время стоит вопрос о самом человеке. Один из вариантов ответа на этот вопрос дал Ф. Ницше: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью». В наши дни вопросы «конструирования» и «совершенствования» человека, выход за пределы его обычных (природных) возможностей составляют проблемной поле нового направления, получившего название «трансгуманизм».

Трансгуманизм. В.А. Кутырев (2010) в работе, посвященной философии трансгуманизма, отмечает: «Транс - 1) через, за, сквозь, пере, после; 2) состояние за пределами сознания и понимания. Трансгуманизм - относительно новое теоретическое движение (возникло в США в последнее десятилетие ХХ века, в России оформилось в первые годы ХХI века), обосновывающее необходимость «усовершенствования» традиционного человека, вплоть до замены его иной формой бытия и превращения в «постчеловека». Оно опирается на достижения современной научно-технической революции.

2. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования.

1. Свободное, осознанное (информированное) согласие на участие в медико-биологическом эксперименте или клиническом испытании, зафиксированное в форме письменного договора между врачом, руководящим испытанием или экспериментом, и пациентом (или испытуемым), является строго, обязательным условием их проведения.

2. Испытания и эксперименты на человеке оправданы лишь в том случае, если планируемое значимое приращение знания не может быть получено другими путями: за счет тщательного и достаточного по объему изучения научной медицинской литературы, проведения экспериментов на животных или искусственных модельных системах, моделирования с помощью компьютеров и т. д.

3. Исследования на человеке допустимы лишь в тех случаях, когда планируемый научный результат надежно обосновывается как вероятный с точки зрения достигнутого уровня развития медицинской науки. Недопустимо проведение рассчитанных на счастливую случайность экспериментов методом «тыка».

4. Морально оправданы могут быть лишь такие исследования на человеке, которые по своей идеологии, методологии и методике соответствуют стандартам современной медицинской науки.

3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты.

Клинические испытания и медико-биологические эксперименты на человеке могут проводиться лишь возглавляемой врачом бригадой специалистов, соответствующей характеру исследования квалификации.

Прежде всего, исследователи должны быть осведомлены об этических, правовых требованиях, предъявляемых к исследованию с участием человека. Медицинские исследования с привлечением человека должны выполняться лицами, имеющими соответствующую научную подготовку и квалификацию. Исследования на пациентах и здоровых добровольцах проводятся под наблюдением компетентного и должным образом уполномоченного на то врача или другого медицинского работника. Ответственность за охрану здоровья субъектов исследования всегда лежит на враче или другом медицинском работнике, а не на субъектах исследования, даже если они дали информированное согласие. Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежат на каждом, кто инициирует руководит или занимается проведением данного эксперимента. Обязанность врача, участвующего в медицинском исследовании, — защищать жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни и достоинства испытуемого.

Ситуационная задача 1.

Информированного согласия. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать пациента (испытуемого).

Ситуационная задача 2.

Врач пытается сохранить жизнь ребенку, т. к. это необходимо сделать в кратчайшие сроки

Развитие биоэтических знаний.

Период развития медицинской этики

Основное содержание

1 этап (8-3 тыс. до н.э. (период неолита) – V-IV вв. до н.э. (клятва Гиппократа))

- зарождение понятия «формирующейся медицины» связано с эпохой неолита, в которой лечение больного стало профессией (медицина и магия имели неразрывную связь)

- Сократ полагал, что человек нравственен по своей природе, а тот, кто поступает безнравственно, то поступает по причине «недостатка этического знания» (постоянный принцип этики Сократа – постоянная направленность на добро)

- Платон выделил 4 основные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость, которые нужны всем, в том числе и врачу

- Аристотель ввел термин «этика» как название науки о назначении и смысле жизни, о моральных принципах и нормах поведения

- Гиппократ: маска Гиппократа, шапка Гиппократа, темпераменты человека по Гиппократу, клятва Гиппократа – древний документ, освящающий врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа (основной принцип – не навреди)

- данный этап завершился появлением трудов греческих философов

2 этап (становление монотеистических религий)

- формирование монотеистических религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам

- буддизм: этический принцип – стремление делать добро

- христианство: исцеляйте больных – научает Христос своих учеников (Лк. 10, 9); в истории церкви найдется немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов

3 этап

- появление официального медицинского образования

- профессия врача становится самостоятельной и распространенной

- в книге «Медицинская этика» Т. Персиваль изложил «свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношении к аптекарям, которые требуют знания законов»

4 этап (деонтологический)

- деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований; учение о нравственности в целом

- добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий

- нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «наибольшее счастье наибольшего числа людей».

- Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал «категорический императив»: «поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства»

5 этап (биоэтика)

- термин «биоэтика» предложен В. Р. Поттером в 70-х годах, который рассматривал биоэтику как «новую дисциплину»

- ключевые вопросы биоэтики: искусственный аборт, генная инженерия, эвтаназия, суррогатное материнство, клонирование человека, трансплантация, этические проблемы проведения медицинских экспериментов на эмбрионах и эмбриональной ткани


написать администратору сайта