ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ. Актуальность исследования связана
Скачать 18.09 Kb.
|
Интерес к исследованию образа города и городских текстов возник в литературоведении несколько позже, чем в искусствоведении, а именно в 70-х годах ХХ века. Он был обусловлен процессом интенсивного изучения специфики текста в теории литературы. Отношение к знаку и знаковости является одной из основных характеристик культуры. Такой подход стал толчком для исследований как текста почти всех произведений искусства и реалий культуры. Итак, сакрализация городского пространства неизбежно привела к его семиотизации и к созданию разных текстов, которые так или иначе связаны с городом. Но городом, не просто оказавшим большое влияние, а фактически перевернувшим жизнь писателей ХIХ – ХХ вв. стал Париж. Текст Парижа прочно связан с культурным наследием предшествующих эпох, с литературой, философией и художественной культурой Франции. В сознании европейца Париж – это средоточие исторической памяти, столица искусств и моды. В произведениях Золя сформировался особый парижский текст, текст города, структуру и функции которого можно выявить и описать в их соотношении с художественным миром писателя в целом. Актуальность исследования связана с обращением к проблемам исследования проявления урбанизма в зарубежной литературе XIX-ХХ вв., в особенности в творчестве Эмиля Золя, позволяющем определить основы культуры и мировоззрения писателя, исследовать процессы отражения культурно-эстетической традиции в индивидуальном художественном сознании, а также с тем, что изучение сверхтекстовых образований, складывающихся вокруг топонимов и антропонимов. Объект исследования: роман «Чрево Парижа» Э. Золя («Le ventre de Paris», 1873). Предмет исследования: структура и художественные функции парижского текста в романах Э. Золя. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании структуры и принципов функционирования парижского текста, его роли в моделировании художественного мира Э. Золя. Целью работы определяются её основные задачи: 1) Раскрыть теоретические аспекты исследования городского текста и аспекты его интерпретации; 2) Рассмотреть историко-литературный ракурс парижского текста; 3) Определить основные структурные компоненты (субтексты) парижского текста в романе «Чрево Парижа» Э. Золя; 4) Исследовать специфику функций парижского текста в художественном мире писателя. Теоретической основу исследования составили работы по истории и теории взаимодействия видов искусства: М.П. Алексеева и В.В. Ванслова, труды по теории и анализу сверхтекста Ю.М. Лотмана, Н.Е. Медниса, работы по теории интертекстуальности Л.А. Кристева, Р. Барта, а также исследования, посвященные истории и теории французской литературы и творчеству Э. Золя., П.Д. Боборыкиной, Е.Ю. Кудриной, А.Н. Веселовский, Р. Alexis, B. Ferdas, Е. Rod, G. Maupassant, Е. Wolf, R. Sherard и др. Междисциплинарный подход выпускной квалификационной работы к заявленной проблемы определяет методологию исследования, в основу которой положены описательный, системно-структурный, топологический историко-литературный методы. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые: − понятие городской текст во французской литературе рассмотрено с точки зрения включенности в поле европейской действительности. − предпринята попытка целостного анализа парижского текста в зарубежной литературе XIX века на примере творчества Эмиля Золя; − раскрыты основные компоненты, доминантные черты в зарубежной литературной рефлексии Парижа; Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы связана с комплексным подходом к изучению образа города, а также исследованием парижского текста в контексте русско-французского диалога культур. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в разработке курсов по истории зарубежной литературы XIX в, а также спецкурсов по теории городского текста. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования и интерпретации городского текста в произведении и историко-литературный ракурс парижского текста. Вторая глава представляет собой рассмотрение эстетических позиций Э. Золя в ракурсе городского текста. В третьей главе проведен анализ структуры, определены функции парижского текста в романе «Чрево Парижа» Э. Золя. Положения, выносимые на защиту: 1. Парижский текст в романах Золя представляет собой структуру, характеризующуюся смысловой и языковой общностью, ограниченную темпорально (история и современное состояние Парижа) и локально (территория и топография Парижа) В структуре парижского текста Золя выделяются определенные компоненты (субтексты, субстраты), связанные с материальной, духовной и природной сферами, а также с сюжетами, мотивами и образами, традиционно ассоциирующимися с Парижем. 2. Специфика парижского текста Золя обусловлена комплексом субъективно- личностных, биографических, философско-эстетических и социальных факторов. 3. Репрезентация парижского текста в романах Золя основана на художественной коммуникации с литературными, театральными, живописными и архитектурными текстами, в число которых входят романы Гюго, французский быто- и нравоописательный очерк конца XVIII - первой половины XIX вв, а также вся долговременная история французской литературной рефлексии по вопросам быта и бытия человека в мире (от Монтеня до Флобера); современная французская драма, живопись импрессионизма, архитектурные памятники и достопримечательности Парижа (от собора Нотр-Дам до архитектурного комплекса Центрального рынка). В результате взаимодействия предтекстов с парижским текстом возникают дополнительные смысловые оттенки, сообщающие романам Золя новую глубину и многозначность 4. В парижском тексте Золя отмечаются импрессионистические элементы, обусловленные общим для натуралистов стремлением к максимально точному воспроизведению действительности, индивидуально авторской способностью улавливать нюансы внешнего и внутреннего мира, их взаимодействие и диффузию, а также творческим взаимодействием с современной автору живописью импрессионизма 5. Функции парижского текста в романе «Чрево Парижа» состоят в следующем: • На уровне идей парижский текст провоцирует осмысление концептуальных вопросов о путях развития европейского искусства, о коллизиях веры и разума, идеализма и позитивизма, природы и технического прогресса, столицы и провинции, приватного и всеобщего, эгоистического и альтруистического, обеспечивает смысловую многомерность художественного текста • Парижские локусы (Центральный рынок «Чрево Парижа») становятся условием возникновения и базисом сюжетных перипетий, создают эмоциональную атмосферу, содержат мотив предвестия, определяют экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и финал романных сюжетов • Парижский текст участвует в характеристике персонажей романа Э. Золя, демонстрирует их место и роль в системе образов, акцентирует их ценностные ориентиры и нравственные качества, имплицитно и эксплицитно мотивирует их поступки и устремления, служит средством выражения авторской модальности. |