Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Проза Валерия Брюсова

  • Критика и литературоведение.

  • Брюсов-журналист

  • 1.2. Поэзия Валерия Брюсова

  • Брюсов и символизм. Роль Брюсова в русском символизме. Актуальность моего проекта


    Скачать 32.23 Kb.
    НазваниеАктуальность моего проекта
    АнкорБрюсов и символизм
    Дата08.04.2022
    Размер32.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРоль Брюсова в русском символизме.docx
    ТипДокументы
    #455148

    Введение

     В настоящее время отечественная культура переживает процесс кардинальной смены мировоззрения.  На Россию, как на часть мирового сообщества, активно влияют современные мировые тенденции, поэтому возникает проблема сохранения национального и культурного своеобразия нашего государства. 

    Актуальность моего проекта заключается в том, что современная культурная ситуация в России характеризуется как переходная, кризисная. Продолжается процесс создания новой системы ценностей, начавшийся на рубеже 80-90-х гг. XX в. Поэтому наблюдается повышение интереса к переломным, противоречивым периодам истории и культуры, изучение которых помогает осмыслить современные процессы.

    Одной из кульминаций русской культуры был рубеж XIX - начало ХХ века. Это время перемен, неизвестности, разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Именно с этим связано проникновение в русскую поэзию идей символизма, который стал наиболее крупным литературным направлением данного периода.

    Символизм был явлением достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. Это Н. Минский, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

    Одно из главенствующих мест в русской литературе начала прошлого века занимал Валерий Яковлевич Брюсов. Являясь одним из основателей и теоретиков символизма, Брюсов не разделял взглядов своих единомышленников на символизм как на миропонимание. Он настойчиво отстаивал право художника на свободу, заявляя, что поэт должен стоять вне общественной, философской и религиозной борьбы.

    Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт: он был историком и литературоведом, переводчиком и драматургом, писал исследования по теории стихосложения. Стихи его отличаются тематическим многообразием, неустанным поиском новых форм.

    Именно поэтому целью моей работы является определение роли Валерия Брюсова как поэта в русском символизме.

    Объектом работы является творчество Валерия Брюсова в целом; предметом - роль его, как поэта, в русском символизме.

    Для достижения цели проекта было необходимо решение ряда задач:

    1. Проанализировать творчество В. Брюсова в разных жанрах:

    1) изучить наиболее известные прозаические произведения В.Брюсова;

    2) изучить роль вклада В. Брюсова в развитие стихосложения;

    3) определить основные черты поэтических произведений В. Брюсова.

    1. Проанализировав стихотворения разных периодов творчества В.Брюсова, определить его роль как поэта в русском символизме.

    Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем на уроках литературы в 11 классе, а также для подготовки к уроку или экзамену.

    1.Творчество В. Брюсова в разных жанрах


    1.1 Проза Валерия Брюсова

    Наиболее известны исторические романы Брюсова "Алтарь победы" (описывающий жизнь Древнего Рима) и - в особенности - "Огненный ангел". В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи; по мотивам "Огненного ангела" Сергей Прокофьев написал оперу. Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, поддерживаемого свежими, оживляющими силами. Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь ("Ночи и дни", сборник "Земная ось", 1907), значительно слабее романов; в них Брюсов отдаётся "философии мига", "религии страсти". Заслуживает внимания повесть "Обручение Даши", в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годов. Значительного внимания критики удостоилась и повесть "Последние страницы дневника женщины".

    Брюсов писал и фантастические произведения - это роман "Гора Звезды", рассказы "Восстание машин" (1908) и "Мятеж машин" (1914), повесть "Первая междупланетная", антиутопия "Республика Южного Креста" (1904-1905).

    Критика и литературоведение.

    Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника "Русские символисты". Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются "Далёкие и близкие". В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе; поэзии, как считает Брюсов, "можно и должно" учиться, ибо она - ремесло, имеющее важное воспитательное значение. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника. Интересны его работы по стихосложению ("Основы стиховедения" и др.).

    Из литературоведческих работ В.Брюсова наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, "Письма Пушкина и к Пушкину", "Пушкин в Крыму", "Сношения Пушкина с правительством", "Лицейские стихи Пушкина". В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста).

    Брюсов-журналист

    Брюсов-журналист. Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале далёком от литературных бурь - "Русском архиве", где с конца 90-х годов прошёл школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала П.И. Бартенева, а с 1900 по 1903 год состоял секретарём редакции журнала. Публикуется в "Ежемесячных сочинениях" И.И. Ясинского (1900-1902).

    Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале "Весы" (1904-1909), главном органе русского символизма. Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором "Весов". Кроме него там печатались Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.В.Я. Брюсов руководил также книгоиздательством "Скорпион" и участвовал в издании альманаха этого издательства "Северные цветы" (выходил в 1901-1903, 1905 и 1911 годах).

    Опыт Брюсова-редактора был учтён П.Б. Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала Русская мысль в 1910 году. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций "Весов". Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. С приходом нового литературного редактора на страницах журнала появляются: Алексей Толстой, Андрей Белый, Александр Блок, Александр Грин, Алексей Ремизов, Анна Ахматова, Николай Гумилёв. Современники иронизировали над тем, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это "юбилейные номера русского символизма". Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер "Русской мысли" 1910 года был арестован за порнографию. Причина - повесть Брюсова "Последние страницы из дневника женщины". Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого "Петербург", считавшего роман творческой неудачей - на печатании романа настаивал Брюсов. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года.

    В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова во вновь открываемый журнал "Летопись".

    1.2. Поэзия Валерия Брюсова

    В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к "завоеванию" жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, "сладостная нирвана", поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство "соблазнительно", а безумные оргии суть "сокровенные наслаждения искусственных эдемов"). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

    Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - "поэт мрамора и бронзы"; в то же время С.А. Венгеров считал Брюсова поэтом "торжественности по преимуществу". По Л. Каменеву Брюсов - "молотобоец и ювелир".

    Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры.

    Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.

    Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации.

    Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.

    1.3. Новаторство Брюсова в стихосложении


    Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, "вольный стих" в духе Верхарна, разрабатывал "длинные" размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: "Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра…", знаменитый 7-стопный хорей без цезуры: "Улица была как буря. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок…"), использовал чередования строк разного метра ("Губы мои приближаются // К твоим губам…"). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник - термин, им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но впоследствии дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова - "Грядущие гунны" (1904) и "Третья осень" (1920). В 1918 году Брюсов издал сборник "Опыты…", не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха.




    написать администратору сайта