Тема отцеубийства в романе А. Белого Петербург. Тема отцеубийства в романе Петербург_Статья. Тема отцеубийства в романе А. Белого Петербург Как и в романе Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы
Скачать 34.5 Kb.
|
Тема отцеубийства в романе А. Белого «Петербург» Как и в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», тема отцеубийства в произведении А. Белого «Петербург» является одной из главных, на которой строится сюжет всего романа. Поэтому очень интересно проследить, как эта тема трансформируется в творчестве Андрея Белого. Сравним действующих персонажей этих двух произведений. Аполлон Аполлонович без каких-либо затруднений может быть соотнесён с Фёдором Павловичем Карамазовым, только в чём-то он измельчал, а в чём-то, наоборот, вырос. Как и от Фёдора Павловича, от Аблеухова-старшего сбежала жена. От Аполлона Аполлоновича Анна Петровна сбежала с итальянским артистом, оставив сына, и от Фёдора Павловича первая жена Аделаида Ивановна сбежала с нищим семинаристом-учителем, также оставив сына Митю. Аполлон Аполлонович – глава Учреждения, а Фёдор Павлович – помещик, почти приживальщик. Аполлон Аполлонович вырос по своему социальному статусу по сравнению с Фёдором Павловичем, но опустился в статусе семейном: у него всего один сын, а у Фёдора Павловича – три сына от двух жён. Николай Аполлонович в начале романа, как и Митя Карамазов, хочет убить своего отца, но это остаётся только в теоретических рассуждениях. На практике и тот и другой пасуют. Объединяет образ Николая Аполлоновича с образом Мити и их разгульный характер: Митя – это буйный тип, воплощающий явление карамазовщины, а Николай Аполлонович с виду спокойный, но, преобразуясь иногда в "красное домино", он демонстрирует подлинные черты своего скрытого "я". Идейным вдохновителем убийства Аполлона Аполлоновича является Липпанченко, который соотносится с Иваном Карамазовым. Получается, что фигура Ивана в романе «Петербург» значительно измельчала. Иван из теоретика-интеллигента превращается в обыкновенного предателя-провокатора (образ Липпанченко восходит к предателю Азефу). Но с образом Ивана соотносится и Александр Иванович Дудкин, идейный террорист. Именно он принёс бомбу к Аблеуховым и этим толкнул Николая Аполлоновича к преступлению. Заметим, что перед убийством Фёдора Павловича таким же образом поступает и Иван Карамазов, который уезжает в Чермашню и тем самым развязывает руки Смердякову. На сходство с Иваном, вероятно, указывает и отчество Дудкина – Иванович. А сцена беседы с Шишнарфнэ напрямую отсылает к сцене беседы Ивана Карамазова с Чёртом, о чём уже писали многие исследователи. Получается, что в романе «Петербург» два героя, которые соотносятся с образом Ивана Карамазова. Идея двойников воплощается А. Белым по-символистски: Иван Карамазов раздвоился в пространстве Петербурга. При этом один из двойников убивает другого. Если вспомнить, что Смердяков и Чёрт – это двойники Ивана в романе «Братья Карамазовы», то получается, что Липпанченко и Шишнарфнэ являются точно такими же двойниками Дудкина. Получается, что Чёрт – это Шишнарфнэ, а Липпанченко – это Смердяков. Липпанченко и Дудкин – это как бы тёмная и светлая сторона Ивана Карамазова. И светлая сторона в конце романа побеждает тёмную. Но образ Дудкина ещё более сложен. Он совершает убийство и поэтому, как и Липпанченко, соотносим с образом Смердякова. Получается, что Дудкин-Смердяков убивает своего идейного вдохновителя Липпанченко-Ивана, оказавшегося обыкновенным провокатором. Дудкин также может быть соотнесён с образом Алёши Карамазова. Именно Дудкин хочет предотвратить убийство Аблеухова-старшего, как и Алёша – убийство своего отца. Таким образом, образ террориста Дудкина вмещает в себе образы Алёши, Ивана и Смердякова; Николай Аполлонович – образ Мити, Липпанченко – образы Ивана и Смердякова. Обращение к образцам романа «Братья Карамазовы» давало А. Белому возможность выразить своё отношение к некоторым проблемам современности, но сделать это не напрямую, а опосредованно. |