Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое психотерапия Что такое "экзистенциальный анализ" Что такое "экзистенция"

  • 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ

  • 3. ЧТО ТАКОЕ "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ"

  • 4. ЧТО ТАКОЕ "ЭКЗИСТЕНЦИЯ"

  • Лэнгле - Психотерапия _ научный метод или духовная практика_. Альфрид Лэнгле психотерапия научный метод


    Скачать 200 Kb.
    НазваниеАльфрид Лэнгле психотерапия научный метод
    Дата23.08.2022
    Размер200 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛэнгле - Психотерапия _ научный метод или духовная практика_.doc
    ТипЛитература
    #651231
    страница1 из 3
      1   2   3

    Альфрид Лэнгле

    ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД

    ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА?


    о соотношении между имманентным и трансцендентным

    на примере экзистенциального анализа

    Перевели О.М.Ларченко и В.Б.Шумский
    Schmidinger H. (Hrsg.). Geist – Erfahrung – Leben. Spiritualitat heute. Innsbruck, Tyrolia, 2001. s. 177-206

    Московский Психотерапевтический Журнал 2003, №2
    Введение


    Что такое психотерапия?


    Что такое "экзистенциальный анализ"?


    Что такое "экзистенция"?

    Четыре конститутивные области экзистенции

    Соотнесение с трансцендентным в экзистенциальном анализе

    Случай из практики

    Первое фундаментальное условие экзистенции: мочь быть

    Второе фундаментальное условие экзистенции: нравится жить

    Третье фундаментальное условие экзистенции: иметь право быть собой

    Четвертое фундаментальное условие экзистенции: долженствовать действовать

    Спиритуальность с экзистенциально-аналитической точки зрения

    Литература


    Предложение написать статью на данную тему послужило поводом для того, чтобы я вновь обратился к вопросу о соотношении психотерапии, религии и духовных факторов (Spiritualitat). Заниматься этой темой не особенно принято в нашей профессии – ведь мы, в основном, имеем дело с клиническими картинами и их генезисом, постановкой диагноза и лечением, эмпирическими данными и их статистическим анализом, вопросами психологии, философии и антропологии. Психотерапия, скорее, старается держаться на расстоянии от своей "предшественницы" и "конкурентки" – религиозной заботы о душе и поэтому она не столь охотно озадачивается проблемой собственного отношения к трансцендентному и собственными духовными основами. Между тем, можно думать, что обращение к этой теме является едва ли не "основным вопросом" психотерапии, поскольку в значительной степени выступает обоснованием различий между ее отдельными направлениями.
    Ко всем этим соображениям общего характера добавляется также и то, что у нас, в Международном Обществе Экзистенциального анализа и Логотерапии в Вене (GLE-lnternationaf), по отношению к религии соблюдается определенная сдержанность, потому что тема смысла, являясь ключевой в логотерапии, так или иначе, уже близка религии. Названия книг Виктора Франкла – "Бессознательный Бог", "Врачебная забота о душе" – и центральные понятия его теории "само-трансценденция" и "духовное само-дистанцирование от обусловленного влечениями психического" часто становились причиной для критики, главный тезис которой заключался в том, что под видом логотерапии мы преподносим религию в психологической "упаковке".
    1. ВВЕДЕНИЕ

    Тот, кто обращается к психотерапевту, ищет специфическое предложение: решение психологической проблемы, помощь в разрешении конфликтной ситуации, избавление от душевных или психосоматических страданий.
    14-летний школьник не в состоянии больше запоминать учебный материал, потому что при одной только мысли о школе, а тем более об экзамене, его сразу же бросает в дрожь; от ужаса перед школой он потерял сон, не хочет больше расставаться с матерью. Этот мальчик нуждается в поддержке, разгрузке, успокоении. Он просто хочет снова обрести способность учиться, а не умирать ежедневно от страха.
    30-летний молодой менеджер, хорошо устроенный в жизни и прекрасно зарабатывающий, прилежный, целеустремленный, холостяк, который всегда всем показывал, насколько он успешен, и у которого однажды "сдают нервы", поскольку в истинном смысле слова он "измотался, переживает нервный срыв, после чего скорая помощь доставляет его в психиатрическую клинику. Он приходит к психотерапевту с чувством неописуемой безнадежности и крайнего отчаяния, истощенный и подавленный. Самоубийство представляется ему единственно возможным выходом, потому что вся его жизнь проходила "неправильно", он вводил в заблуждение и обманывал всех, в том числе и самого себя, и теперь у него нет будущего. Его мысли вращаются в пустоте, и он все глубже и глубже вгоняет себя в депрессию. Его интересует не какая-то там духовность, не вера, не философия, а единственно лишь то, существует ли какая-либо приемлемая помощь, которая могла бы изменить его положение, или же он должен, не медля, покончить с собой.
    Человек, находящийся в состоянии душевной беды и, тем более, духовного отчаяния, так переполнен болью, что его более ничто не занимает, кроме проникнутого страданием общения с основами своего существования. Он ищет средства, которые помогли бы ему справиться со своим бытием, чтобы оно, по крайней мере, было выносимо и имело бы еще некоторый смысл. Душевное и духовное страдание переживается как непереносимое и полностью поглощает человека. Поэтому оно носит в высшей степени императивный характер: надо скорее что-то изменить, чтобы от этого "избавиться".
    Но, страдая, человек сталкивается с чем-то для себя новым и на некоторое время открывается навстречу тому, что ему могло бы помочь. Однако не следует сразу же относить данный эффект к проявлениям высокой духовности, поскольку, ввиду императивно-экзистенциального характера страдания, человек вполне оправданно очень прагматичен: он открыт для всего, но при условии, что это поможет.
    И только если помощь не приходит и человек делает вывод, что ничего нельзя изменить, он в большей степени склоняется к тому, чтобы понять причину своего страдания и пересмотреть свое отношение к жизни. Он либо сводит счеты с жизнью, либо покоряется, либо, при благоприятном исходе, обретает новое, углубленное отношение к экзистенции. Поэтому душевно-духовное страдание в особой степени способно или сломить человека или же сделать его более глубоким. И в этом смысле оно экзистенциально.
    Ну а если пациент, придя к психотерапевту, ищет точно такую же прагматичную помощь, какую ждут от врача астматик, человек с заболеванием сердца либо страдающий ревматизмом, то возникает вопрос: играет ли духовность и тем более религия в этой помогающей профессии какую-либо роль рядом с таким прагматизмом? Остается ли вообще духовному какое-либо место в данной профессии? А может быть, напротив, оно еще более сильно в нее вплетено, чем мы осознаем, и психотерапевт, воспринимающий свою работу как духовную практику, или религиозный психотерапевт могут помочь наилучшим образом? Можно ли отнести психотерапию, в конечном итоге, к духовной или религиозной сфере деятельности?
    Однако одновременно возникают и другие вопросы: может ли духовное измерение вообще быть включено в рамки психотерапии? Не будет ли подобная попытка рассматриваться как недопустимое воздействие на мировоззрение человека или как злоупотребление его религиозными потребностями со стороны дисциплины, которая собственными средствами не способна обеспечить обещанное исцеление?
    Но далее возникает череда новых вопросов. Не приведет ли отказ от духовного и религиозного измерений к расщеплению и утрате человеческой целостности? Не произойдет ли в этом случае такое обеднение экзистенции человека, что у него в душе уже никогда не возникнет желание вырваться из плена чисто физической обусловленности и витальной фактичности, чтобы вступить в живой, открытый и действенный диалог с самим собой и окружающим миром? Диалог, который лежит в основе психического здоровья и реализованной духовности.
    Постановка проблемы требует, чтобы сначала было дано определение того, что такое психотерапия. Затем коротко представим экзистенциальный анализ, в парадигме которого рассмотрим возможное соотношение между психотерапевтической работой и духовным измерением, а также путь от имманентного (внутренне присущего) к трансцендентальному опыту.


    2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ?

    Психотерапия – это научно обоснованный и эмпирически проверенный вид деятельности, направленный на помощь людям при психических, психосоматических и социальных проблемах или состояниях страдания и использующий для этих целей психологические средства (напр., Kriz, 2001; Strotzka, 1984; Stumm, 1994; 2000; §1 Австрийского закона о психотерапии). Передача духовности в религиозном смысле этого понятия – как выражения более высокого измерения бытия не входит в ее задачи и не является ее целью. Психотерапия четко отличается от любой формы помощи, имеющей религиозную подоплеку.
    Существуют многочисленные исследования, посвященные изучению того, что действительно может психотерапия, т.е. ее эффективности (Eckert, 1996; Eckert at al., 1996; Frank, 1981; Grawe at al., 1994; Garfield & Bergin, 1986; Lang, 1990). To, на что она должна быть способна по определению, – помощь при наличии психогенных проблем и страданий. Здесь следует провести отграничение этой формы помощи от заботы о душе и от религии, как и от сект и всякого рода идеологий. Психотерапия ничего не предсказывает и не указывает путь к спасению от страдания и трагедий, которыми наполнена жизнь. Она не гарантирует благополучия, не обещает жизни после смерти. Ей, собственно говоря, известна только статистика фактов улучшения состояния пациентов и их выздоровления. Психотерапия связана не с трансценденцией, а с методическими подходами к помощи и субъективными человеческими ресурсами, требуя от пациентов работы, которая иногда может быть весьма болезненной. Таким образом, если воспользоваться традиционной дифференциацией, психотерапия не может дать здоровья, она может только побудить к выздоровлению (Frankl, 1959, s.704).
    Психотерапия не только не предназначена для того, чтобы давать спасение, она на это и не уполномочена. Любую попытку эксплицитного или имплицитного обещания спасения следует рассматривать как духовное злоупотребление надеждой пациента и манипулирование его религиозными исканиями и устремлениями. Психотерапия не может заменить религию и не должна посягать на это, ибо она не способна дойти до всей глубины установлений, которые составляют суть религии. И главное, ни одно из психотерапевтических направлений не имеет Божественного задания на спасение.
    Психотерапия – это созданное человеком ремесло. Как таковая она может открыть путь, но не обещать достижения цели. Опираясь на доступные средства, она способна сопровождать человека в трудные периоды жизни, побуждать к чему-либо, мобилизовывать его способности и силы, предоставляя в его распоряжение свои знания и методы, техники и опыт (Strotzka, 1984). Психотерапия не является магией, она не обладает сверхъестественной силой. Как ремеслу ей можно обучиться, и она может применяться по отношению к любому пациенту, независимо от его мировоззрения. Различия касаются лишь используемых методик, способностей и опыта терапевта, а также способностей самого пациента.
    Всякое иное представление о психотерапии, покидающее почву подобной вещественности, надлежит лишать мистического ореола, потому что он приносит вред. Психотерапия может ровно столько, сколько пациент в состоянии привнести в терапевтическую ситуацию из своих ресурсов, и ровно настолько, насколько глубоко он может чувствовать и проживать в этих условиях свою проблему. Граве (1995; Grawe at al., 1994) актуализацию проблем и активизацию ресурсов рассматривал как основные действующие факторы психотерапии вне зависимости от ее школ и направлений. Сюда же он добавил еще два фактора: предоставление пациенту помощи в преодолении проблемы и руководство в понимании себя.
    Только то следовало бы называть психотерапией, что использует четко определенный инструментарий и подлежащие проверке средства, оставаясь в рамках конкретных теоретических представлений о человеке, его эмоциональной и поведенческой сферах. Такое представление о психотерапии не обесценивает и не умаляет значения всего другого, что также идет на пользу человеческой душе, – культуры, цивилизации, религии, – однако освобождает эти сферы от характера ремесла и работы. Ценность для души хорошей музыки, вкусной еды, интересного путешествия или молитвы неоспорима.


    3. ЧТО ТАКОЕ "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ"?

    Экзистенциальный анализ – направление психотерапии, работающее с душевными проблемами человека и такими психическими нарушениями, как страхи, депрессии, зависимости, психосоматические заболевания, психозы. Оно было основано в 30-е годы венским психиатром и невропатологом Виктором Е. Франклом, основные публикации которого приходятся, прежде всего, на годы после Второй мировой войны (Frankl, [1947] 1987; 1959; [1948] 1984).
    Экзистенциальный анализ концентрируется на том, чтобы привести к исполнению сущность человека среди вызовов беспокойного мира. Такова его специфическая "точка приложения". Должно активизироваться, "стать живым" то, чем человек по своей сути является, чем он может и должен стать. Выигрыш для пациента (а также и для окружающих его людей) состоит в том, что, благодаря терапии, он привносит себя в наполненный дыханием диалогический обмен с миром. В этом диалоге он находит себя и свое призвание – для чего он рожден, "создан" и где он более всего нужен.
    Цель экзистенциально-аналитической психотерапии заключается в том, чтобы помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия. Во внутреннем согласии проявляется аутентичность человека, его персональная подлинность. Внутреннее согласие свидетельствует о реализации свободы Person,* которая своими чувствами говорит "Да" человеческим действиям.
    * Согласно антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе и логотерапии, под "Person" понимается духовное измерение человека, или, по Франклу (1959), "свободное в человеке" (более подробно об этом понятии см.: Лэнгле, 2001; 2002b и, в особенности, 2002а – Прим. ред.).
    Главное для достижения этой цели – активизация доступа к переживаниям. В переживании, утверждающем ценность, или в активном участии в том, что представляется ценным, человек – в соответствии с экзистенциально-аналитической антропологией – приводит свою экзистенцию к исполнению.
    Таким образом, феноменологически-персональная психотерапевтическая работа помогает человеку эмоционально и духовно свободно проживать свою жизнь, занимать аутентичные позиции и ответственно обходиться с самим собой и окружающими миром.
    В современном экзистенциальном анализе "дешифровка чувств" стала центральной составляющей психотерапевтической работы.* Надлежит их ощутить – как радость, так и печаль, ненависть, мужество, надежду. Следует также понять, что отражают чувства, о чем они говорят, что они означают. Далее психотерапевтический процесс проходит через этап, на котором клиент или пациент занимает определенную позицию по отношению к самому себе или окружающему миру. При этом должно быть выявлено Собственное, которое выступает в форме оценочного суждения, обосновывающего персональную позицию. По мере того, как человек устанавливает связь со своим Собственным, он становится настоящим партнером по диалогу. И, наконец, экзистенциально важно целенаправленно и соответственно ситуации привносить себя во внешний мир: речь идет о поступке как осуществлении экзистенции. Таковы вкратце основные шаги "Персонального Экзистенциального Анализа" (Langte, 2000).
    * Дальнейшее, после Франкла, развитие экзистенциального анализа в GLE заключалось в использовании данного метода в качестве психотерапии, соотнесенной с собственным опытом пациента. В отличие от этого, Франкл понимал свою логотерапию как "метафизически-религиозно обоснованную антропологию и психотерапию" (Espinosa, 1998, р.9). Несмотря на поворот к субъективному опыту, в современном экзистенциальном анализе метафизика считается не только допустимой, но даже необходимой. Однако, в отличие от Франкла, она рассматривается не как отправная точка для мышления, а как реальность, которая принципиально познаваема и, значит, может быть постигнута субъективно-индуктивным путем. Одна из целей настоящей работы – показать, что в эмпирически обоснованном подходе также может найтись место обращению к духовным факторам. Метафизика в современном экзистенциальном анализе следует за опытом. Она теперь не исходный, а конечный пункт, на который выходит бытие (см. дальнейшие разъяснения в (Langte, 1994a) и в последующей дискуссии (Langte, 1995)).
    Необходимо упомянуть, что Франкл, помимо экзистенциального анализа, начиная с 30-х годов, занимался также разработкой логотерапии – ориентированного на поиск смысла метода консультирования и лечения. Фрустрация стремления человека жить осмысленно и понять свою жизнь в более масштабной системе взаимосвязей стала симптомом нашего времени ("экзистенциальный вакуум", по Франклу). Логотерапия посвящена анализу, профилактике и терапии подобных проблем (об истории экзистенциального анализа и логотерапии см. (Langte, 1998a)).


    4. ЧТО ТАКОЕ "ЭКЗИСТЕНЦИЯ"?

    Коротко говоря, экзистенцией можно назвать исполнение Person в человеческой жизни. Антропологическими предпосылками для экзистенции Франкл (1984) считал "самодистанцирование" и "самотрансценденцию": человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдаться внешнему миру с его предложениями и задачами. Третьим основополагающим элементом экзистенции для Франкла выступал смысл, или "призыв часа": человек дает ответ на обращенные к нему запросы бытия, распознавая, что в данных обстоятельствах надлежит сделать.
    Диалогическая открытость и диалогический обмен с внутренним и внешним миром являются теми средствами, благодаря которым достигается исполнение экзистенции. Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием. Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности исполнение экзистенции немыслимо. Ни один человек не может быть счастлив без своего на это согласия.
    Экзистенцию характеризует то, что человек видит обращенный к нему запрос во всем, что он воспринимает и переживает, – запрос, который призывает его занять персональную позицию. С этой точки зрения, все становится для него задачей: он сам, окружающий мир, какая-то его проблема. Все это бросает ему вызов и требует от него созидающего способа действий.
    Чем глубже человек соотносится с данностями бытия и проникает в их суть,

    тем больше он становится самим собой (аутентичным, уверенным в себе);

    тем более исполненным становится его бытие;

    тем более зрелым он становится как Person.

      1   2   3


    написать администратору сайта