Биография А.П.Бородин. Александр Порфирьевич Бородин. Александр Порфирьевич Бородин
Скачать 429.83 Kb.
|
Александр Порфирьевич Бородин «Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь». Б. Асафьев Александр Порфирьевич Бородин известен как в музыкальных, так и в научных кругах. Так, в музыке он стал основоположником русского эпического симфонизма, а в науке был известен как химик и медик. Он был внебрачным ребенком. Поэтому сказать, что он родился в семье, было бы неверно. Увы. Его отцом был 62-х летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов, а матерью — двадцатипятилетняя Авдотья Константиновна. И когда от их внебрачной связи родился ребенок, его нарекли Александром и приписали сыном крепостного слуги князя. И так получилось, что до восьми лет мальчик был крепостным своего же собственного отца. Но тот перед своей смертью подарил сыну вольную, а также подарил ему и его матери, которая вышла замуж за военного врача, четырехэтажный дом. В то время было не принято рассказывать о своих внебрачных связях, поэтому мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны. Людям низкого происхождения не пристало проходить обучение в гимназии, а потому пришлось Бородину проходить обучение по всем предметам гимназического курса дома. Он изучал иностранные языки и в конце концов все же получил достойное образование, как и подобает сыну князя. Александр Порфирьевич с ранней юности выказывал свою музыкальную одаренность. В девятилетнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение, посвятив его своей тогдашней любви — девушке по имени Елена. «Саше приходилось, танцуя с нею, обнимать ее колени, дальше роста его не хватало. Но как ревновал он ее, когда она танцевала с другими! В честь ее он тогда же сочинил польку Helene», — вспоминала впоследствии его жена, пианистка Екатерина Бородина (Протопопова). В 14 лет Бородин создал первое серьезное музыкальное произведение — концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847, утрачен). Уже через два года в петербургских газетах писали: «Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина… Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу». Сам Бородин при этом больше тяготел к химии: его комната была уставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для опытов. Мать при помощи взятки записала сына в купечество, что позволило ему закончить гимназию и продолжить образование в университете. Летом 1850 года Бородин сдал на отлично выпускные экзамены, а в сентябре семнадцатилетний «купец» поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 году. Параллельно с медициной продолжал заниматься химией. Его учителем был Николай Зинин — академик, первый президент Русского физико-химического общества. Зинин публично заявлял, что видит в Бородине своего преемника. После окончания медакадемии в марте 1857 года был назначен ординатором военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с офицером Модестом Мусоргским, находившимся там на лечении. В 1858 году получил степень доктора медицины. В 1859 году он уезжает за границу в научную командировку для усовер- шенствования в области химии. Осенью 1862 года молодой талантливый русский ученый возвращается в Москву. «Могучая кучка» На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Во вкусах, взглядах и устремлениях Бородина обнаружилось много общего с балакиревцами. Так же, как и они, он горячо любил музыку Глинки, с которой он познакомился еще в студенческие годы на любительских вечерах камерной музыки. В собственных композиторских опытах Бородин отдал дань русской песне: среди его ранних сочинений – струнное трио на тему песни “Чем тебя я огорчила,” а также песни, написанные в характере народных, для голоса с сопровождением фортепиано и виолончели – “Разлюбила красна девица,” “Слушайте, подруженьки, песенку мою.” У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музыкальный кружок познакомился с Римским-Корсаковым. Они, эти юноши, нашли друг друга в жизни, они знали, во что верить, чего добиваться; но они еще не нашли себя в искусстве, своих собственных, еще никому не ведомых путей; эти пути еще предстояло найти и во многом найти сообща. Впоследствии это тесное музыкальное содружество вошло в жизнь, а затем и в историю под названием “Могучая кучка”. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура ит.д.). Главные идеи «кучки» Именно жизнь, чаяния и интересы русского народа стали главной темой в творчестве членов кружка Балакирева. «Могучая кучка» композиторов (состав их не ограничивался пятеркой, потому что многие именитые сочинители того времени были знакомы или дружны с «кучкистами») записывала, изучала образцы народного творчества и фольклора, вплетала народные песни и сказания в «серьезную» симфоническую музыку и оперы. Не только в народ, но и для народа. Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции. 70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей — русских композиторов ХХ века. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства. Для последующих поколений эти пять гениальных художников стали не просто творческим содружеством, а настоящим созвездием талантов, прочно обосновавшимся на мировом музыкальном небосводе. |