А.С. Даргомыжский Соломатин. Александр Сергеевич Даргомыжский 14. 02. 1813 17. 01. 1869
Скачать 1 Mb.
|
Александр Сергеевич Даргомыжский14.02.1813 - 17.01.1869Соломатин Кирилл 3 курс ДХО Кто?Александр Даргомыжский – музыкант, композитор, дирижёр. При жизни большинство музыкальных произведений маэстро так и остались непризнанными. Даргомыжский входил в творческое объединение «Могучая кучка». Он оставил после себя гениальные фортепианные, оркестровые и вокальные сочинения.Детские и юношеские годыА.С. Даргомыжский родился в семье мелкопоместного дворянина. Его родители не имели отношения к творчеству. Когда у Александра появились склонности к музыке, они были весьма удивлены.Переехав в Санкт-Петербург Александр берёт уроки по фортепиано. Вскоре он понимает, что ему ближе импровизация. В этот период времени он презентует первое музыкальное сочинение. Родители скептически относились к музыкальным произведениям сына. Они не видели в нём большого таланта.Музыку Даргомыжский не оставил и продолжил пополнять репертуар новыми произведениями.В 1819 году с Сашей начала заниматься по фортепиано Луиза Вольгенборн, которая практически ничему его не научила. В 1821 году - новый педагог по фортепиано: Адриан Трофимович Данилевский. После нескольких занятий он уже поставил Саше руки. Александр Сергеевич делал большие успехи в занятиях. Одновременно он сочинял различные произведения. Но его новый учитель преследовал и даже уничтожал его сочинения. В скором времени появляется еще один педагог-скрипач, крепостной П.Г. Воронцов. Он поощряет его сочинительские опыты. C 1828 по 1831 г.г. Шоберлехнер занимался с Сашей, оттачивая его пианистическое мастерство, передал ему свою любовь к музыке Бетховена. Нередко они вместе участвовали в домашних концертах В 30-х годах в Петербурге Даргомыжский уже считался блестящим пианистом. Уже в 18-19 лет Даргомыжским – было написано, конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов. С помощью лёгкой руки Михаила Глинки начался творческий путь Александра Даргомыжского. Глинка взялся за обучение начинающего композитора. Он помог понять тонкости составления композиции на примере работ зарубежных коллег.Окрылённый новыми знаниями, Даргомыжский регулярно посещает оперные театры.ОперыНа закате 30-х годов маэстро задумал написать собственную оперу. Он обратился к произведению «Собор Парижской Богоматери»«Эсмеральда» - трагическая опера в четырех действиях.В 1847 году на сцене московского театра «Эсмеральда» всё-таки была поставлена. Оперу прохладно встретили критики и публика. Больше «Эсмеральду» не ставили.Даргомыжский впал в отчаяние. На время он принял решение отойти от сочинительства. Александр начал преподавать музыку и вокал. Но вскоре композитор все же возвращается в этот жанр.Оперы"Торжество Вакха" (1843-1848 гг.)Стихотворение Пушкина "Торжество Вакха" Даргомыжский первоначально взял за основу кантаты.Здесь, как и в "Эсмеральде", критики отмечали влияние Глинки, в особенности сцен "Руслана и Людмилы". Вторая опера Даргомыжского не похожа ни на одно другое произведение композитора. В "Торжестве Вакха" изображена встреча бога вина и плодородия, сопровождаемая танцами и прославлением Вакха. Законченная в 1848 году, опера не ставилась почти двадцать лет, а переживания из-за ее судьбы подорвали здоровье композитора. Премьера "Торжества Вакха" состоялась на сцене Большого театра в 1867 году, а из дальнейших постановок можно отметить премьеру в Петрограде в 1921 году.оперы"Русалка" (1848-1855 гг.)Оперу на сюжет пушкинской трагедии Даргомыжский начал писать, вернувшись из заграничной поездки во второй половине 1840-х годов. В этот период композитор увлекся русским фольклором. Над "Русалкой" Даргомыжский работал семь лет – с 1848 по 1855 год – с небольшими перерывами. Даргомыжский сам взялся за написание либретто и старался максимально сохранить авторский текст. "Русалка" стала первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы, и драматический накал – во многом заслуга именно Даргомыжского, тщательно работавшего над образами.РусалкаОперу поставили в Петербурге уже через год.Одна из особенностей драматургии«Русалки» – обилие больших, развернутых, действенных ансамблей. В них сосредоточена основная динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника).Особое место в опере занимают хоровые эпизоды:«Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», «Сватушка»."Русалка" - самая известная опера Даргомыжского – ставилась чаще остальных. При жизни композитора состоялись две постановки в Петербурге и одна – в Москве. После "Русалку" еще пять раз ставили в Большом театре – автор последней на сегодняшний день постановки 2000 года – Михаил Кисляров. Кроме того, в разные годы оперу показывали в Копенгагене, Париже, Праге, Берлине, Монте-Карло, Сан-Франциско и Лондоне.Романсы и песниКамерная вокальная музыка была для Даргомыжского одним из главных жанров творчества. Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Он воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П.Вейнберга). Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.НаследиеНаследие:– оперы (4): «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».– камерно-вокальный жанр: более 100 романсов и песен, свыше 20 камерных ансамблей; 13 камерных хоров a cappella.– симфоническая музыка: «Болеро» для симфонического оркестра, «Баба-Яга, или С Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия».– камерно-инструментальный жанр: пьесы для фортепиано и для скрипки.Особенности композитораДаргомыжский – выдающийся музыкальный портретист. Особенно привлекало его изображение человеческих характеров, художественная передача многообразных и тонких процессов внутренней душевной жизни, выражение эмоциональных состояний, нюансов мысли и чувства. В итоге романсы композитора содержат целую галерею «музыкальных портретов» современников. Новые искания Даргомыжского были органично связаны с общими тенденциями искусства 40 – 50-х гг. XIX в, проявившимися в литературе и живописи этих лет. Даргомыжский – первый представитель критического реализма в музыке. Новаторство Даргомыжского в области музыкального стиля связано с особым акцентом на речевой выразительности, в сближении музыки с речевым интонированием. В этом Даргомыжский – прямой предшественник Мусоргского.Интересные факты)1. Александр был зажатым человеком. Композитор предпочитал проводить время в одиночестве.2. Он ловил вдохновение в стенах отчего дома. Только здесь ему было максимально комфортно и уютно.3. После кончины отца он не смог находиться в родительском доме. Смерь близкого человека мучала его. Он поселился в доме своей сестры, а затем снял комнату в её доме.4. Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали практически всем Питером. Маэстро указал, что цена его произведения – 3000 рублей. Императорский театр предложил композитору чуть больше 1000 рублей.Спасибо за вниманиеОпера «Русалка» Соломатин Кирилл 3 курс ДХО |