Практическое занятие 1 по теме 1 «Творческая и авторская деятельность журналиста». Александра Александровна Моисеева москва 2022 Практическое занятие
Скачать 164.38 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основы журналистской деятельности Группа 21Ж113 Студент Александра Александровна Моисеева МОСКВА 2022 Практическое занятие 1 по теме 1 «Творческая и авторская деятельность журналиста» Ответьте на вопросы: Раскройте понятие «творчество». Ответ: Творчество – довольно широкое понятие, которое сложно в полной мере уместить в одно определение. Более того, разные сферы знаний предлагают «творчество» к рассмотрению с разных сторон. Например, в рамках философии творчество определяется как любая человеческая деятельность, которая преобразует природу и действительность социума. Психология рассматривает творчество в двух смыслах – широком и узком. Определение творчества в широком смысле близко к определению, которое даётся в философии. Разница в том, что философия смотрит на творчество как на преобразование, а психология – как на создание нового. Творчество в узком смысле определяется в психологии как создание чего-то качественно нового, что представляет некую общественную и историческую ценность. Также творчество определяют как процесс создания субъективных ценностей. В культурологии творчество определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». [1] Существует даже целая отдельная отрасль знания, которая изучает творчество – эвристика. Е.В. Черникова отмечает, что журналистика, как вид творчества, принципиально отличается от других видов творчества. Поскольку является специализированным, особым, ориентированным. Журналист неизменно сталкивается с ограничениями в выборе информации, поскольку должен ориентироваться не только на свои предпочтения, но и на её востребованность у аудитории, поскольку продукт журналистской деятельности – информация, – является, в известном смысле, товаром. Кроме того, формы журналистской деятельности гораздо многообразнее, чем в других видах творчества. [2] Назовите основные формы организации творческой деятельности. Ответ: Существуют две основные формы организации творческой деятельности: любительское творчество и творчество профессиональное. Первый этап любого творчества – любительское. На этом этапе творческая деятельность существует вне серьезной ответственности за качество продукта (результата), вне обязанностей и без специальной подготовки автора. Область творчества человек выбирает исходя из своих интересов, увлечений, склонностей. Профессиональное творчество формируется на основе любительского. Но оно уже требует навыков и компетенций, уровня профессионального мастерства, подготовки, необходимого объема знаний, которые человек получает в ходе длительного специального обучения, а также связано с общими профессиональными целями, с исполнением каких-либо должностных или иных обязанностей, с ответственностью за качество продукта творчества. Иными словами, наши первые «литературные» опыты для стенгазеты, школьного сайта или блога на Дзен, – это любительство. А после окончания университета мы должны выйти готовыми к профессиональной работе в СМИ. Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста? Ответ: С.Г. Корконосенко в своей книге «Основы творческой деятельности журналиста» пишет: «Особенность журналистики состоит в том, что она, а следовательно, и те, кто работает в СМИ, активно участвуют в социокультурном творчестве. Сверхзадача журналиста — изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» социальных процессов». [3] Поле функционирования журналистики – осуществление массовой коммуникации. Специфика творчества журналиста в том, что (в отличие от художника) журналист участвуют не в художественном, а в социально-культурном творчестве. Модель выглядит следующим образом: социальная действительность – коммуникатор – редакция (журналист) – текст (в широком смысле) – преображенная действительность. Т.е., социальная реальность отражается в тексте через призму понимания и мировоззрения журналиста, попадает к аудитории, пройдя через этот «фильтр». Это, особенно в условиях медиаконвергенции (интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс), предъявляет к профессии особые требования. Особенность творческой деятельности журналиста – активное взаимодействие с социальной действительностью, особое требование здесь к объективности материала. Журналист также должен обладать коммуникативными, интеллектуальными и литературными способностями, развитым мировоззрением, быть социально ориентированным. Специфика журналистики требует сочетания специализации и универсализации. Сегодня журналист работает в системе глобальных коммуникаций, у него больше нет монополии на распространение информации, и ему необходимо адаптироваться к новым информационным технологиям, уметь их использовать. Расширение границ профессии требует не просто владения определенным минимумом технических навыков, но и выполнения разных ролей и видов работ одновременно, параллельно. Например, помимо написания текстов. управлять сообществами в соцсетях, продвигать контент, использовать сотворчество аудитории и т.д. Других подходов требует и работа с основой журналистики – текстом. Сегодня создаваемый журналистом продукт – не только вербальный текст. Необходимы навыки и знания контентного дизайна – аранжировки сообщения разными смысловыми средствами: текстом, картинками, звуком, видео. Требуются навыки написания короткого текста, броских заголовков (приемы кликбейта) … Неизменной особенностью журналистики остается ограничения творческой деятельности, творческого самовыражения, что может быть связано с редакционной политикой издания, отсутствие возможности писать лишь на интересующие темы, отсутствие условий для полной творческой самореализации (например, редкая периодичность издания, ограниченный гонорарный фонд), не сложившиеся отношения с руководством СМИ и т.п. Резюмируя, можно отметить, что творческой деятельности журналиста присущи такие особенности, как комплексный, индивидуально-коллективный характер, производственно-творческая направленность, оперативность, непрерывность, сочетание универсальности и специализации, сочетание стереотипности и креативности. Назовите и охарактеризуйте основные способы и методы творческой деятельности журналиста. Ответ: Творческий процесс в журналистике можно разделить на две стадии: получение информации (изучение ситуации) и подготовка текста (изложение этой ситуации для аудитории). К системе получения журналистом информации можно отнести такие формы и источники, как пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы органов власти, организаций, общественных объединений и т.п., специальные информационные бюллетени, экстренные сообщения пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров органов власти, различных ведомств и общественных объединений, сообщения в социальных сетях, слухи. Кроме того, следует отметить и эксклюзивные источники информации (личное знакомство с водителем или секретарем персоны, которая является важным, ценным ньюсмейкером и т.п.). Каждый источник требует своего подхода. Например, слухи или информация, появившаяся в соцсетях, требует тщательного фактчекинга – проверки достоверности факта, его источника, корректности изложения. Ценность пресс-релизов и информационных бюллетеней снижается тем, что в них, как правило, факты интерпретируются так, как это выгодно распространителю. Основные способы и методы творческой деятельности журналиста детально описаны в работах С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной и ряда других исследователей. Корконосенко пишет: «В группе методов получения сведений ясно различаются две подгруппы: традиционные журналистские методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований. К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение и беседа». [4] Он также отмечает и социологические способы получения информации: «В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование». [5] Точно такой же классификации методов и их описания, добавляя к способам получения информации еще и метод эксперимента, придерживается Г.В. Лазутина (часть III учебного пособия «Основы творческой деятельности журналиста» ее авторства). Отметим, что ни один из методов не является исчерпывающим, их необходимо сочетать, комбинировать. Например, чтобы правильно понять суть, смысл и последствия попавшего в руки журналиста документа, необходима беседа (интервью, комментарий специалиста, эксперта и т.п.), а для того, чтобы выводы из наблюдения были верными, их потребуется подтвердить тем или иным документом, комментарием эксперта. Используя метод проработки документов, журналист получает разные сведения: законы, решения властей, описание событий, инцидентов, научных открытий и т.п. С.Г. Корконосенко отмечает, что освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. Метод наблюдения, как отмечает Г.В. Лазутина, «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности».[6] Этот метод позволяет журналисту получать информацию непосредственно из текущей реальности. При этом журналист должен быть именно наблюдателем, а не активным участником событий, соблюдать профессиональную этику и правила. Ценность метода в том, что при его помощи у аудитория создается эффект присутствия, что придает материалу бóльшую достоверность. Метод беседы позволяет получить, фактические данные, объяснения, мнение о событии, прогнозы и предложения. Кроме того, беседа (интервью) через те или иные речевые обороты, мимику, жесты, раскрывает, характеризует личность. Анкетирование – метод получения данных с помощью опроса. Эксперимент – метод, когда моделируется ситуация и выясняется реакция людей на это. Лазутина определяет его как «метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик». [7] В системе методов изложения материала, который предлагается аудитории в качестве готового контента, журналист также использует набор методов. Представляя аудитории сам факт события, журналист может использовать самый простой метод – констатацию. Другим методом предъявления факта является описание. В этом случает о событии говорится с упоминанием характерных эмоциональных деталей, которые подтверждают, что журналист был очевидцем событий. Повествование – метод, когда событие представляется не через детали, а через основные моменты произошедшего в их последовательности. Метод характеристики рассказывает о событии не через внешние проявления, а о его сущности. Журналист предлагает аудитории результат своих размышлений, анализа. Метод рассуждения по Лазутиной, как и характеристика, «служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспектив. <…> вместе с журналистом адресат информации проходит весь путь постижения существа дела». [8] Метод типизации предполагает обобщенную подача сведений: условные картины, суммарные факты или образы. Этот метод близок к художественным и используется в беллетристике – материалах, занимающих промежуточное положение между журналистикой и художественной литературой. Распространенными методами являются цитирование и апеллирование, т.е. ссылка на широко известное событие, факт в истории, культуре и т.п. В широком смысле в рамках творческой деятельности журналиста есть две основные группы методов – художественные и рационально-познавательные. Художественные методы отличаются тем, что в них применяется фантазия автора, с помощью которой создаются различные художественные образы, несущие в себе некую истину. В рамках художественного метода используют следующие приемы: эпитет, метонимия, сравнение, аллегория, олицетворение, синекдоха, метафора, литота и гипербола. Рационально-познавательные же делятся на эмпирические и теоретические. Эмпирические методы основывается на ощущениях, представлении, восприятии. Среди эмпирических методов есть наблюдение (бывает открытое, закрытое, включённой, невключенное, кратковременное, длительное), анализ документов (бывает качественный и количественный), интерактивные методы (интервью, опрос, анкетирование) и эксперимент. Теоретические методы основаны на рациональном познании, логике, суждениях, понятиях и умозаключениях. Теоретические методы, в свою очередь, делятся на следующие подгруппы: содержательно-логические (используют анализ, синтез, гипотезу, историзм, типология), формально-логические (используют индукцию, дедукцию, сравнение, аналогию). Выполните задания: Задание 1. Методы журналистской деятельности. Вам потребуется выпуск газеты или журнала за текущий год или электронная версия издания (также можно использовать архивы теле- или радиопрограмм). Найдите примеры использования журналистами методов: – теоретические (индукция, дедукция, сравнение, аналогия, классификация, гипотеза – по 1 примеру на каждый метод); – эмпирические (наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент – по 1 примеру на каждый метод). Укажите заголовки статей, название издания и № выпуска (дату эфира для теле- или радиопрограммы), кратко изложите суть и поясните использование того или иного метода, по возможности процитируйте фрагменты публикаций. Ответ: Для работы над данным заданием я выбрала журнал «National Geographic» (https://www.nationalgeographic.com/magazine). Теоретические методы. Индукция. Пример индукции я нашла в статье «Однажды мы объединились, чтобы спасти ламантинов. Можем ли мы сделать это снова?» от 8 декабря 2022 года: «Тем не менее, несмотря на успехи, ламантины по-прежнему сталкиваются с серьезными угрозами. Три четверти из 22 миллионов человек Флориды живут вдоль побережья, многие в местах обитания ламантинов, где напряжение человеческого присутствия привело к деградации зачарованных источников, водных путей и водно-болотных угодий штата». В этом отрывке проблему вымирания ламантинов разложили на конкретные причины. Дедукция. Пример дедукции я нашла в статье «ДНК возрастом 2 миллиона лет показывает потерянный арктический мир» от 7 декабря 2022 года: «По словам команды, этот арктический ландшафт не имеет современного эквивалента; это не бореальный лес, как в современной Скандинавии, и не лес умеренного пояса, а уникальное сочетание. Они обнаружили следы более ста различных видов растений, насекомых, морских видов и, что самое интересное, девяти видов позвоночных, окаменелости которых никогда не встречались в Гренландии, от мелких грызунов до пружинистых предков кроликов и единственного следа мастодонта». Вывод о целостной структуре сделан на основе ряда обнаруженных следов (останков, ДНК) и их сочетании. Сравнение. Пример сравнения я нашла в статье «Добро пожаловать в мировую столицу белых медведей: ‘Это своего рода эпос’» от 22 декабря 2022 года: «Основная часть медвежьего туризма проходит в тундре недалеко от города, на борту специально разработанных багги, которые могут вместить около 40 человек одновременно и немного напоминают автобусы на колесах Monster truck». Багги сравнили с автобусами Monster truck. Аналогия. Пример аналогии я нашла в статье «Что делает стеклянных лягушек прозрачными? Секрет у них в крови» от 23 декабря 2022 года: «Это потому, что много эритроцитов в одном месте обычно образуют сгусток, который может закупорить кровеносный сосуд и привести к потенциально опасному для жизни состоянию, такому как тромбоз. Но лягушки, по—видимому, могут конденсировать и расширять свои эритроциты по своему желанию – без каких-либо негативных последствий». Классификация. Пример классификации я нашла в статье «7 самых захватывающих историй о раке 2022 года» от 2 января 2023 года: «Сначала большая часть работы заключалась в изучении бактериального компонента микробиома этой опухоли, но в этом году ученые обратили свое внимание и на грибковую фракцию, идентифицировав грибы в опухолях от 35 различных видов рака и идентифицировав связанные с опухолью грибы в семи разных частях тела, результаты, которые удивили некоторых рабочих. В полевых условиях. С тех пор исследователи отметили то, что общая совокупность, обнаруженная в опухоли, которая включает вирусы, бактериофаги и простейшие, а также бактерии и грибы, часто уникальна для данного типа рака». Гипотеза. Пример гипотезы я нашла в статье «Можно ли вылечить старение? Ученые пытаются это сделать» от 28 декабря 2022 года: «Горбунова считает, что в течение одного поколения у нас будут методы лечения, которые продлят продолжительность человеческой жизни на десятилетие или два. Чтобы выйти за рамки этого, потребовалось бы коренным образом изменить операционную систему человека, и это может быть не так дико, как кажется. “Я думаю, это возможно”, - говорит она». Эмпирические методы. Наблюдение. Пример наблюдения я нашла в статье «Это древнее Гималайское царство было изолировано от мира — до сих пор» от 13 декабря 2022: «При ближайшем рассмотрении я заметил, что многие картины распадаются. Один был весь в оспинах. Другой был испещрен трещинами, и местами штукатурка вздулась, как волдырь. На протяжении веков в этом регионе вблизи Тибетского нагорья выпадало мало дождей, но климат здесь быстро меняется, и конструкция из утрамбованной земли сталкивается с уровнем влажности, на который она никогда не была рассчитана». Анализ документов. Пример анализа документов я нашла в статье «Эта американская диета может прибавить вам 10 лет жизни» от 6 декабря 2022 года: «За последние 20 лет, работая для National Geographic, я определил и изучил самые долгоживущие районы мира, которые я называю голубыми зонами. В этих местах — на Окинаве, Япония; на Сардинии, Италия; в Икарии, Греция; в Никоя, Коста-Рика; и в общинах адвентистов седьмого дня в Лома—Линде, Калифорния, - больше всего долгожителей и самая высокая средняя продолжительность жизни. Почему? Жители живут целеустремленной жизнью в удобных для ходьбы условиях, которые поддерживают естественную активность людей и их социальные связи. И они придерживаются диеты, состоящей в основном из цельных продуктов растительного происхождения». Автор обратил внимание на статистику, сопоставил факты и сделал вывод, основанный на имеющихся данных. Опрос. ПРО ЛЕСА!!! Эксперимент. Пример эксперимента я нашла в статье «Чтобы раскрыть секреты долголетия, Крис Хемсворт поставил на кон свое тело» от 18 ноября 2022 года: «В течение нескольких мгновений Хемсворт переживает аспекты старости. Он носит разработанный Массачусетским технологическим институтом костюм, который увеличивает вес и ограничивает движения, слух и зрение, имитируя то, как он мог бы чувствовать себя в конце 80-х. Он слушает людей, которые близки к смерти, и размышляет о том, что важно. Затем его подводят к явно пожилой женщине, сидящей к нему спиной, и в ту секунду, когда он касается ее плеча, он узнает свою жену, Эльзу Патаки, под обширным старящим макияжем. Она поворачивается к нему, и они обнимаются. Команда шоу не предупреждала Хемсворта об этой встрече; они хотели его чисто естественной реакции. Внезапно он пытается смириться с приближением конца своих дней, и становится очевидным, почему он будет потеть, мерзнуть и голодать. Неужели все сводится к любви? “Совершенно верно”, - говорит Хемсворт, и его лицо расплывается в улыбке. “Один из первых вопросов, который я получил от Питера Аттиа, был: «Как выглядит ваша жизнь через 20 лет … через 30?» Как выглядит твоя смерть?” Хемсворт делает паузу. Затем он говорит: “Хорошей смертью для меня было бы прожить хорошую жизнь”». Задание 2. Методы журналистской деятельности. Метод опроса. Проведите журналистский опрос на любую тему (минимум 15-20 или более человек, выбрав респондентов в соответствии с тематикой опроса), оформите полученные данные в виде материала, предназначенного для публикации в одном из российских СМИ. Ответ: Я провела опрос на тему, которая особенно сейчас волнует многих – будущее. Так как в мире всё ещё держится напряжённая обстановка, часть населения страны не уверена, останется ли жизнь прежней: кто-то ищет способ скорее покинуть территорию России, кто-то не может принять однозначное решение, кто-то твёрдо намерен остаться, а кого-то больше волнует вопрос, как покупать одежду в H&M после ухода бренда из страны. В социальной сети VK студенты второго курса ответили на вопрос «У вас есть планы на будущее?». В опросе приняло участие 17 человек. Помимо опроса в социальной сети, некоторые участники дали более развёрнутые ответы вживую. 53% процента участников опроса, то есть 9 человек, ответили, что их планы на будущее в данных обстоятельствах не изменились. Респонденты дали следующие комментарии: Участник 1: «Я никогда не хотела уезжать из России, это никак и не поменялось. Учусь в ВУЗе, подрабатываю, всё хорошо». Участник 2: «Моему отцу предложили работу в Китае, поэтому мы с братом думаем поехать туда учиться. Этот план возник ещё до февраля, поэтому, можно сказать, ничего не поменялось». Участник 3: «Мне с детства хотелось перебраться в тихий и уютный городок в стране с подходящим для меня климатом. С моим здоровьем Россия – не лучшее место для проживания, я понимала это ещё тогда, когда была совсем маленькой. Холодная зима и жаркое лето очень плохо сказывались на моём состоянии. В общем, да, мой план уехать не поменялся, просто сейчас, думаю, это будет сделать сложнее». 24% опрашиваемых ответили, что планов у них никогда и не было. Участник 4: «Я стараюсь никогда не строить планы, никогда не знаешь, что произойдёт в будущем, поэтому я могу только примерно прикидывать, чем буду заниматься до конца недели. Остальные планы скорее всего поменяются, поэтому не вижу смысла их строить». 18% участников опроса сказали, что из-за сложившейся ситуации в мире их планы на будущее изменились. Участник 5: «Раньше я думала, что останусь в России, но теперь для меня тут просто небезопасно. Дело не только в том, что происходит с февраля 22-го года, но ещё и в недавно принятых законах, которые ограничивают мою свободу. Хочу уехать. Сейчас вот много работаю, коплю деньги. Жаль, что так получилось. До принятия закона о пропаганде я правда хотела остаться». Только один человек (6% от общего числа участников) ответил, что не знает, чего ожидать в данных обстоятельствах, поэтому не строит никаких планов. Участник 6: «Мы с братом хотели поехать на учёбу в Китай, но пока вот тут учимся. Не уверен, что теперь получится куда-то уехать, да и с учёбой у меня не очень… Если отчислят – понятия не имею, что тогда делать». Задание 3. Методы журналистской деятельности. Метод наблюдения. Напишите «Пять наблюдений» (только собственные наблюдения – в университете, метро, на улице, в магазине, библиотеке и др.). Можно сделать универсальную подборку или ограничить наблюдения по времени – «Пять наблюдений одного дня», локализацией – «Пять наблюдений в современной библиотеке», тематикой – «Пять наблюдений о художниках» и т.д. Ответ: «Пять наблюдений в секонд-хенде» Я являюсь большим фанатом секонд-хендов, поскольку «закупаться» в них дёшево, экологично и весело. Помимо базовых знаний о секондах, которые можно узнать в интернете, у меня накопилось большое количество наблюдений. Для начала стоит упомянуть ряд фактов о секондах, чтобы даже неподготовленный читатель мог понять все наблюдения. Обычно в секонд-хендах есть разные дни скидок. Например, в день завоза (и несколько дней после него) вещи продаются без скидки, но чем ближе становится день следующего завоза, тем больше становится и скидка (в день перед завозом она самая большая). В секондах попадаются не только бывшие в употреблении вещи, но и совершенно новые, с этикетками. Нужно всегда уделять внимание осмотр вещей на предмет дефектов (дырочки, пятна). Отметив эти базовые принципы походов в секонд-хенды, можно перейти и к наблюдениям. Наблюдение 1. Чем меньше скидка, тем выше исходная цена вещей, висящих в зале. Я заметила, что даже в дни между завозами (когда, по идее, ассортимент не меняется) вещи висят совершенно разные. Когда скидка маленькая (например, 20%), в зале находится одежда, исходная цена которой близка к цене новых вещей из обычного магазина. Дефектов на такой одежде также меньше. На время больших скидок (от 70% до 90%) в основном вывешивают то, что продаётся плохо – дешёвые вещи с дефектами или особо изношенные. Тем не менее, я предпочитаю ходить на скидки 60%-70%, в этот период цена вещей становится довольно низкой, но при этом в зале всё ещё висит некоторое количество одежды «подороже». Наблюдение 2. Размер на бирке ничего не значит. В секондах попадается много разной одежды с разными размерными сетками. Иногда на вещи может быть указан размер L, хотя в действительности она соответствует размеру S. В обратную сторону это тоже работает – вещь размера XS может подойти человеку, который носит M-L. В секонд-хендах лучше ориентироваться на глазомер, но и он может подвести. Поэтому я обычно беру в примерочную даже те вещи, в размерах которых сомневаюсь. Наблюдение 3. Странное на вешалке может оказаться красивым на теле. Иногда вещи могут казаться смешными, странными или, наоборот, скучными, но что-то в них привлекает. В таких случаях всё равно стоит их примерить. Наблюдение 4. Ожидания мешают качественному шопингу. Чем меньше мы ставим целей (думаем о конкретных предметах одежды) для похода в секонд, тем больше интересных и нужных вещей найдём. Наблюдение 5. Вещи перемешиваются. Нередко вещи из разных отделов секонда перемешиваются. Например, мужская одежда иногда попадает к женской, а большие размеры – к маленьким. Даже если кажется, что в некоторых отделах «нечего ловить», лучше потратить лишние 15 минут, потому что всегда есть шанс найти вещь мечты именно там. Ссылки: Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997. С. 476. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие. Москва, 2012. С. 20-25. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. С-Пб. 1998. С.273. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. С-Пб. 1998. С.71. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. С-Пб. 1998. С.92. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспект Пресс, 2001. С.132. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспект Пресс, 2001. С.136/ Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспект Пресс, 2001. С.144/ |