Главная страница
Навигация по странице:

  • I вариант (для одного игрока) I этап.

  • II этапу

  • II вариант (для нескольких игроков) I этап.

  • Примерный перечень картинок для игры «М»

  • Чтение с увлечением. Александра Евгеньевна Соболева Светлана Викторовна Краснова


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеАлександра Евгеньевна Соболева Светлана Викторовна Краснова
    АнкорЧтение с увлечением
    Дата22.06.2022
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаChtenie_s_uvlecheniem.doc
    ТипДокументы
    #610686
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Глава III

    Учимся воспринимать каждую букву в отдельности и слово целиком



    Часто при чтении ребенок путает буквы, переставляет слоги, заменяет одни слова другими. В каждом частном случае – причины этих проявлений разные, но в общем, ответ один – у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. (Соболева А. Е., Емельянова Е. Н., 2008) Что же скрывается под этим определением?

    Образ слова – это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в семью каких однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. (Глозман Ж М., 2009)

    Таким образом, пропуск буквы при чтении и написании возникает по следующим причинам:

    • первый раз слышу это слово;

    • слово слышал, но не знаю, что оно обозначает;

    • знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.

    В данной главе мы предлагаем игры и задания с целью формирования образа буквы и слова и, следовательно, помогающие решить проблему.

    «Трудными» на этапе обучения чтению целыми словами считаются слова:

    • состоящие из комбинации более трех открытых слогов (в открытом слоге первая буква – согласная, вторая – гласная MA-, ЛО-, РЫ-, ТУ-) например, пи-ра-ми-да, ко-лю-чи-ми;

    • состоящие из комбинации открытых слогов и закрытых (в закрытом первая буква – гласная, вторая – согласная АР-, УТ-, АВ-), при этом возникает стечение гласных, например, пообедал, поиграли, театр;

    • представляющие комбинации слогов со стечением согласных (ПРА-, ВБИ-, СТА-) и открытых слогов, например, прилягут, проверни;

    • комбинации слогов со стечением двух, трех и более и согласных: прекрасно, пунктир;

    • состоящие из слогов, при соединении которых возникает стечение гласных и согласных, а также слогов с мягким знаком: диаметр, растрепались.

    Игровое упражнение «Зрительный диктант» – одна из форм занятий, позволяющих не только развивать внимание ребенка, закрепляя образ слова, но и систематически работать над лексическим (что означает) и грамматическим (как пишется в определенном роде, падеже, числе и т. д.) значением слова, а это правило всех методик: системность и еще раз системность.

    Перед тем как предложить вашему вниманию несколько игр, которые помогут детям научиться различать буквы, предлагаем несколько несложных упражнений, направленных на тренировку удержания порядка следования букв в слове, а также на уточнение зрительно-пространственных дифференцировок (Садовникова И. Н., 1997),5 то есть отличий букв алфавита.

    Для этих игровых упражнений подходит мозаика, счетные палочки, шнурки, кубики.

    Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова



    • МОЗАИКА •

    Игра тренирует внимание ребенка, развивает зрительно-пространственную память, концентрацию внимания, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности. Игра представляет собой модификацию игры из книги под редакцией Ж. М. Глозман.6
    I вариант

    Материалы: игровое поле в клетку (15x15), набор цветных кружков четырех цветов: 12–15 красных,12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

    Количество игроков: от 2 до 5.

    Возраст играющих: от б лет.

    I этап. Правила игры: ведущий выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 цветных кружков на строчке. Игрок по команде ведущего должен «пробежать» по дорожкам слева направо, сверху вниз, по диагоналям: слева сверху – вниз вправо, называя последовательность цветных кружков, например: Желтый, красный, красный, зеленый… и т. д.

    II этап. Правила игры: в роли ведущего выступает тот игрок, который победил в прошлой игре. Ведущий заранее выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 кружков. Игрок по команде ведущего должен сначала слева направо, затем сверху вниз назвать последовательность цветных кружков. На каждом занятии следует увеличивать число кружков на дорожках.

    III этап. Материалы: листы бумаги в клетку, цветные карандаши (например, красный, синий, зеленый, желтый).

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    Правила игры: ведущий раздает карандаши и листы в клетку игрокам.

    Пример заполненного поля мозаики вы увидите на рис. 1 «Мозаика» на цветной вклейке.

    Двое участников игры рисуют каждый на своем листе «мозаику», а затем ведущий предлагает соперникам обменяться рисунками. Теперь каждый игрок по очереди после команды ведущего «начали!» должен называть «цветные точки» слева направо, сверху вниз, по диагонали слева сверху – вниз направо. Один из игроков называет точки, другой – находится рядом и следит, чтобы не было ошибок. В случае ошибки говорит громко: «Ошибка!», исправляет ее и получает за это поощрительный балл. Затем игроки меняются ролями.
    II вариант

    Материалы: картонное игровое поле, в клетку (15x15), пластилиновые шарики четырех цветов: 12–15 красных, 12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

    Количество игроков: 2–3.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    Правила игры: ведущий предлагает одному из игроков составить рисунок мозаики. Игрок расставляет пластилиновые шарики на поле и предлагает другим по очереди называть цвета шариков слева направо, сверху вниз, по диагонали.

    • ПОДБЕРИ И НАЗОВИ •

    Игра направлена на повышение скорости распознавания образа буквы.

    Материалы: картинки с изображениями различных предметов и явлений (см. Примерный перечень картинок для игры), буквы алфавита, вырезанные из картона. Образцы картинок – на рис. 4 «Подбери и назови» на цветной вклейке, их можно вырезать и использовать в игре наряду с другими картинками.

    Количество игроков: 1–3.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    I вариант (для одного игрока)

    I этап. Правила игры: ведущий выкладывает на столе 8 картинок и, например, букву «М». Затем ведущий говорит игроку: «Перед тобой картинки и буква «М». Отложи вправо все картинки, названия которых начинаются на букву «М». Игрок смотрит на картинки и называет слова, которые начинаются с буквы «М». Затем ведущий берет другую букву (например, «К»), добавляет 5–8 соответствующих картинок из набора, предлагает игроку назвать слова на букву «К» и отложить соответствующие картинки влево. Чем больше «правильных» картинок на буквы «М», «К» найдет ребенок, тем больше баллов ему присуждает ведущий. Через 2–3 занятия можно приступать ко II этапу игры.

    II этап. Правила игры: ведущий выкладывает картинки (8-15 штук) на столе, букву «М» и говорит игроку: «Посмотри на картинки. Отложи вправо только те из них, в названиях которых буква «М» последняя». Чем больше слов верно назовет игрок, тем больше баллов получит.

    III этап. Правила игры: ведущий выкладывает картинки на столе и говорит: «Тебе нужно назвать все предметы, изображенные на картинках, в которых буква «А» находится на втором месте». Игрок называет слова. Можно присуждать за каждое верно названное слово балл, а за ошибку – один балл ведущий может присудить себе. Это нововведение нужно будет обязательно обсудить с игроком перед началом игры.
    II вариант (для нескольких игроков)

    I этап. Правила игры: ведущий выкладывает 8-15 карточек на столе и, например, букву «В», затем говорит игрокам: «Назовите все предметы, изображенные на картинках, которые начинаются на букву «В». Тот игрок, который первым нашел соответствующую картинку, берет ее и громко называет слово, например, «велосипед», получает за это балл, переворачивает картинку изображением вниз, она «выходит» из игры. Ведущий говорит игрокам, что они должны внимательно рассмотреть картинки и назвать как можно больше слов, чтоб получить больше баллов. Игра продолжается, пока игроки не перевернут все подходящие карточки. Затем ведущий берет другую букву и новые картинки из набора – и игра продолжается, пока участники игры не отыграют пять букв, предложенных ведущими.
    Примерный перечень картинок для игры

    «М»: мороженое, мышка (зверек), мышка (компьютерная), малина, матрешка, монетка, мячик, майка, Мальвина.

    «К»: кукла, кровать, конура, книга, корабль, капуста, клубок, карусель, конфета, коврик, котенок, картина, карман, корзинка, кит.

    «Б»: Буратино, барабан, батон, бегемот, булавка, берет, ботинок, бабочка, бочка, барашек, бутерброд, блины, букет, бант, бусы, банан.

    «В»: вагон, велосипед, веник, вилка, веревка, воротник, ворота, волк, винт, виноград, воробей, ворона, вишня, ветка, весы, всадник.

    «А»: арбуз, арфа, аист, айсберг, абрикос, акула, ананас, апельсин, автобус, аквалангист.

    «У»: утка, утюг, улитка, удочка, узелок, улыбка (клоуна), уголь, учебники, утконос.

    «Т»: тюльпан, торт, тарелка, тележка, тетрадь, туфли, тапочки, термометр, тигр, тыква, телефон.

    Дорогие родители, учителя и психологи! Мы уверены, что вы с удовольствием продолжите этот перечень.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта