Социология. социология 1 рк. Анализ этапов развития социологических теорий
Скачать 0.54 Mb.
|
Гражданский брак (сожительство) - совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д. Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились. Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах. Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли. Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. 15. Девиация и социальный контроль Различные нарушения социального порядка и аномия во многом связаны с девиациями. Под девиацией (лат. deviatio – отклонение) понимается отклоняющееся поведение индивида или группы от принятой в обществе системы ценностей и норм. Выделяется негативная и позитивная, индивидуальная и групповая, первичная и вторичная девиация. Негативная девиация в обществе отторгается, рассматривается как наносящая урон, вред индивидам и социуму. Положительная девиация , напротив, обществом принимается, признается важной для развития дарований и способностей индивидов, предоставляющей новые перспективы для общественного развития. Индивидуальная и групповая девиация может быть как негативной, так и позитивной. Индивидуальная девиация связана с отклоняющимся поведением того или иного отдельного человека. Групповая девиация связана с социальными отклонениями различных социальных групп-сообществ. Понятия первичной и вторичной девиации в научную лексику ввел американский криминолог Эдвард Лемерт (1951). Первичная девиация имеет место, когда нарушение социальных правил, норм не влечет за собой наказание. Многие люди так или иначе преступают некоторые социальные предписания, но окружающие люди смотрят на эти их деяния словно сквозь пальцы, не обращают на них внимания и не предают им какого-либо значения, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Многое меняется, когда социальное окружение замечает и оценивает отклонения в поведении людей. Нередко это приводит к вторичной девиации – ситуации, когда на человека навешивается ярлык девианта; окружающие начинают с ним обращаться как с девиантом, и он сам постепенно начинает считать себя девиантом и вести себя в соответствии с этой ролью. В структуре девиации можно выделить три компонента: 1) человек (или группа), которому свойственно определенное поведение; 2) ожидание или норма; 3) некий другой человек, группа, организация, общество, реагирующие на поведение. Первый элемент структуры девиации позволяет выделить субъекта девиации, второй связан с критерием оценки девиантного поведения, третий обозначает тех, кто реагирует на поведение, рассматриваемое как девиантное. Негативная девиация В литературе нередко подчеркивается, что девиантность – явление сугубо относительное, поскольку один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом восприниматься как социальная патология. Однако данный факт вовсе не отменяет того обстоятельства, что негативная девиация имеет свои объективные критерии: социобиологические. Негативные виды отклоняющегося поведения не просто нарушают всеми признанную норму, они развертываются в рамках постоянно возобновляющегося, нарастающего зла, которое ведет человека и человечество к деградации, гибели. Между тем идеальное состояние общественного организма – "максимально долгая жизнь максимального количества здравствующих людей в максимально благоприятных условиях"; социальные. Негативная девиация определяет планку, за которой начинаются процессы деградации личности, а общество из целостной системы превращается в хаотическую (например, рушатся семейные узы, невостребованными оказываются элементы духовной культуры, чуждыми и непонятными видятся требования этики). К негативным видам отклоняющегося поведения относятся: – преступления и правонарушения; – проституция, наркомания, алкоголизм, тунеядство; – самоубийство; – нарушение традиций, обычаев; – детская беспризорность, безнадзорность, побеги из дома, драки несовершеннолетних; – нецензурная брань, сквернословие; – аморальное поведение; – различные виды неуставных отношений в армии (дедовщина, землячество, культ силы); – игровая и компьютерная зависимость и т.д. Данный перечень видов негативной девиации не является исчерпывающим. Содержание указанных видов показывает, что индивиды в негативной девиации нередко устанавливают свои неофициальные и достаточно жесткие нормы поведения. Так, все виды неуставных отношений основываются на неформальных системах морального поощрения, физического и психического насилия, т.е. на поведении, которое укладывается в рамки "негативной свободы" – свободы, которая проявляет себя вне правового юридического пространства. 16. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологический, биологический, психологический, экономический и культурологический). А)Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение, в частности, преступное, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом. Б)Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность обусловлена психологическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общественные задачи изначально, как столкновение id («оно») и Super-Ego — системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию. Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации. В)Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс и др.): девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями и т. д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения. Г)Культурологические теории. Теории, основанные на социальной дезорганизации, рассматривают социальные силы, которые “толкают” человека совершать девиантные поступки. Так называемые культурные теории девиации по своей сущности напоминают теории социальной дезорганизации, но сосредоточены на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации. 17. Феномен религии: культурная и социальная перспектива. Религия – один из важнейших и в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институтов человеческого общества. Однако научное изучение религии началось практически лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии является то, что эта дисциплина совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению. Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру. Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное. Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному. Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют: религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим; религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих. Роль религии в культуре Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции. Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции. Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих. В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость. 18. Социально-этнические общности. Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса. Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти. Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.). Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности. Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве. Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями. Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам. 19. Этническая идентичность. У каждого есть культурное наследие, которое является неотъемлемой частью личности. У нас могут быть разные представления о той культуре, с которой мы себя идентифицируем, и также могут быть противоречивые чувства по отношению к самой этнической группе. Нередко случается так, что наше наследие состоит из множества переплетений культур, и не всегда бывает легко обрести свою идентичность. Этническая идентичность – это часть нашего самосознания. Этническое самосознание или этническая идентичность — эмоционально- когнитивный процесс осознания принадлежности человека к какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель Этническое самосознание основывается на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, участии в каких-либо исторических событиях, представлениях о «родном языке» и «родной земле». На поздних стадиях развития общества, большую роль в формировании развитии этнического самосознания играет национальная интеллигенция 20. Межэтническое и межконфессиональное согласие Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества. Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни. Сохранить межэтническое и межконфессиональное согласие в тяжелые 90-е годы экономического кризиса, было задачей не из легких. В этом большая заслуга Ассамблеи народов Казахстана. Идея ее создания была выдвинута Н. А. Назарбаевым на первом форуме народов Казахстана в 1992 году, посвященном годовщине независимости республики и воплотилась в жизнь в марте 1995 года. В ее лице нам удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем полиэтничным народом Казахстана. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога. В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который мы сообща внесли и продолжаем вносить в мировую практику решения межэтнических проблем. Не будет преувеличением сказать и то, что сегодня Ассамблея народов Казахстана – это не просто организационная структура, это – неотъемлемая часть нашей жизни, своеобразный символ нашего мира и единства. Итоги Первый итог. Наладив постоянный межкультурный диалог, Казахстан снял угрозу распространения экстремизма и терроризма на своей территории. Второй итог. В сложнейших условиях первых лет суверенитета, когда перед страной остро стояли задачи государственного строительства, в основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этничности. Третий итог. Обеспечено духовное возрождение страны и самое важное – общенациональное согласие и толерантность. Четвертый итог. Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религии |