Главная страница
Навигация по странице:

  • Классы Темы года Содержание Материал

  • Анализ рабочей программы. Анализ рабочей программы Музыка 18 классы. Под редакцией Ю. А. Алиева, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинского


    Скачать 36.99 Kb.
    НазваниеАнализ рабочей программы Музыка 18 классы. Под редакцией Ю. А. Алиева, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинского
    Дата15.12.2018
    Размер36.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ рабочей программы.docx
    ТипАнализ
    #60363



    Анализ рабочей программы «Музыка» 1-8 классы.

    Под редакцией Ю.А. Алиева, В.К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинского.

    1.Данная программа состоит из:

    I. Пояснительная записка

    Рассчитана на 8 лет обучения. Полностью учитывает главные положения государственного образовательного стандарта основной школы.

    Этот вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития учащихся 1-8 классов, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство». Значительно расширен материал золотого фонда классики и современной музыки, обновлен песенный репертуар программы. Кроме музыкального материала, включены произведения литературы, изобразительного искусства, театра и кино.

    Предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий.
    II. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    В этой программе автор старался применять принципы. Помогающие изучать музыку как живое искусство. В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой. В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
    1.Тематика учебных четвертей соответствует содержанию самой музыки. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается в какой-либо из четвертей того или иного класса.


    Классы

    Темы года

    Содержание

    Материал

    1 класс

    Тема года: «Музыка рассказывает о жизни»; ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Темы: «Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Темы: «Музыка о доме», «Музыкальные портреты», «Детские игры, танцы»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Музыка о животных»

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Сказка в музыке»

    В I классе дети, слушая и исполняя различные музыкальные произведения на близкие им темы, получают представление о связи музыки с жизнью.

    Следует познакомить учащихся:

    с музыкой разного эмоционального содержания;

    с музыкальными жанрами (марш, танец, песня); с произведениями двух- и трехчастными, с куплетной формой;

    со средствами музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм;

    с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка, флейта, балалайка, баян.


    Моцарт В. Скрипичный концерт № 1, третья часть*.

    Дунаевский И. Марш из кинофильма «Веселые ребята».

    Шаинский В. сл. М. Матусовского. Вместе весело шагать.

    Гречанинов А., сл. М. Лермонтова. Колыбельная.

    Блантер М., сл. М. Исаковского. Колыбельная*.

    Майкапар С. Сказочка.

    Калинников Вас., сл. народные. Киска.

    Морозов И., сл. А. Коваленкова. Про сверчка.

    Сапожников А. Брошенный щенок*.

    Кабалевский Д. Зайчик дразнит медвежонка. Ежик.

    Фрид Г. Про то, как заяц в лесу заблудился (вариации)*.

    Свиридов Г. Колдун

    Потоловский Н., сл. Н. Новикова. Баба-Яга*.

    Глинка М, Марш Черномора*

    Слонимский С. Марш Бармалея. Ройтерштейн М. Курочка Ряба. Музыкальная сказка.

    Прокофьев С. Сказочка

    Жубинская В. Сказка.


    2 класс

    II КЛАСС.

    Тема года: «Выразительные возможности музыки»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Музыка изобразительная»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Музыка выразительная»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: Кто исполняет музыку?

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: Кто исполняет музыку?

    Во II классе дети продолжают слушать и исполнять музыку, изображающую различные явления окружающей жизни и выражающую чувства и состояния человека (веселость, грусть, бодрость, таинственность, радость и т.д.); они учатся проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают и поют; для слушания им предлагаются различные инструментальные и вокальные произведения.

    Учащиеся знакомятся

    с новыми для них музыкальными жанрами и формами: симфонической сказкой, сюитой, рондо, этюдом, прелюдией;

    с музыкальными инструментами: виолончелью, контрабасом, трубой, валторной;

    со звучанием певческих голосов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас;

    с хорами: детским, женским, мужским, смешанным.

    Важно, чтобы при пении песен дети старались исполнять их выразительно, использовали усвоенные ранее умения и навыки.

    Второклассников знакомят с нотными знаками, с записью нотами простых мелодий, учат их сольфеджировать.


    Золотарев В. Молодые петушки.

    Чернов М. Колокольчик. Одуванчик—из цикла «Цветы».

    Шуберт Ф. Форель*.

    Лист Ф. Хоровод гномов.

    Лист Ф. Шум леса. Гроза. Метель (на выбор).

    Сен-Санс К. Карнавал животных*.

    Чайковский П. Подснежник —из цикла «Времена года».

    Прокофьев С. Шутка, соч. 3.

    Дунаевский И. Полька из кинофильма «Кубанские казаки»*.

    Моцарт В. Концерт для фортепиано с оркестром № 23, третья часть*.

    Грустная, спокойная, нежная

    Калинников В. Грустная песенка*.

    Фортепиано

    Чайковский П. Баба-Яга — из «Детского альбома».

    Метнер Н. Сказка, фа минор.

    Григ Э. Шествие гномов*.

    Скрипка

    Римский-Корсаков Н. Тема Шехеразады — из сюиты «Шехеразада»*.

    Стравинский И. Скрипичный концерт Ре мажор, вторая часть. Ария.

    Шостакович Д. Прелюдия № 2 или № 4 из цикла «Четыре прелюдии».

    Хачатурян А. Скрипичный концерт, финал*.

    Паганини Н. Соната № 3 или № 5 — из цикла «Шесть сонат для скрипки и гитары», соч. 2*.

    Виолончель

    Чайковский П. Сентиментальный вальс.

    Аренский А. Юмореска*.

    Рахманинов С. Вокализ, фрагмент.

    Сен-Санс К. Лебедь — из цикла «Карнавал животных».

    Кассадо Г. Танец огня*.

    Дуэт скрипки и виолончели

    Бетховен Л. Дуэт До мажор, первая часть, фрагмент и Дуэт Фа мажор, вторая часть, фрагмент — из цикла «Три дуэта для скрипки и виолончели».

    Флейта

    Прокофьев С. Птичка — из симфонической сказки «Петя и Волк».

    Дебюсси К. Серинге*.

    Бах И. С. Шутка.

    Глюк X. В. Мелодия.

    Гобой

    Прокофьев С. Утка — из симфонической сказки «Петя и Волк».

    Сен-Санс К. Соната для гобоя и фортепиано Ре мажор, третья часть*.

    Фагот

    Прокофьев С. Дедушка — из симфонической сказки «Петя и Волк».

    Римский-Корсаков Н. Рассказ царевича Календера — из сюиты «Шехеразада».

    Труба

    Чайковский П. Неаполитанский танец – из балета «Лебединое озеро».

    Пахмутова А. Концерт для трубы с оркестром, фрагмент.

    Сопрано

    Глинка М., ел. Н. Кукольника. Жаворонок*. Глинка М. — Балакирев М. Жаворонок (обраб. для фортепиано).

    Рубинштейн А. Ласточка.

    Шопен Ф., с л. С. Витвицкого. Желание,

    Меццо-сопрано

    Гурилев А., сл. И. Макарова. Колокольчик*. Бах И. С. Ария № 9 — из «Магнификата». Шуберт Ф. Форель*.

    Тенор

    Булахов П., сл. А. Толстого. Колокольчики мои*. Чайковский П., сл. А. Плещеева. Травка зеленеет.

    Бас

    Бетховен Л., русский текст С.Спасского. Сурок. Негритянская нар. песня «Спи, мой бэби».

    Хоры:

    Детский

    Рахманинов С, сл. Ф. Тютчева. Весенние воды. Дунаевский И., сл. С. Алымова. Пути-дороги*. Дунаевский И., ел. В. Лебедева-Кумача. Веселый ветер.

    Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен».

    Женский

    Римский-Корсаков Н. Что так рано, солнце красно— хор из оперы «Сказка о царе Салтане».

    Чайковский П. Девицы-красавицы— хор из оперы «Евгений Онегин».

    Мужской

    Русская нар. песня «Калинка».

    Смешанный

    Римский-Корсаков Н. Ай, во поле липенька — хор из оперы «Снегурочка».


    3 класс

    III КЛАСС.

    Тема года: «Музыкальные формы и жанры»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Малые формы инструментальной и вокальной музыки»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема. «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Музыка в балете»

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Опера, оперные голоса».

    В III классе обобщаются знания учащихся о строении музыкальных произведений, музыкальных формах и жанрах. Дети слушают произведения, написанные в жанрах песни, романса, баллады, этюда, прелюдии, каприса, сюиты, в формах двух- и трехчастной, рондо, вариаций.

    Они слушают также симфоническую музыку; знакомятся с составом симфонического оркестра, с группами его инструментов; с жанрами оперы, балета. Знакомятся с содержанием некоторых опер, балетов, слушают музыкальные фрагменты из них.

    Учат новые песни разного эмоционального содержания и характера; поют их выразительно, с соблюдением певческих правил.

    В процессе всех видов музыкальной деятельности продолжают изучать музыкальную грамоту; учатся петь по но там.


    Простая двухчастная форма (А—В) Матвеев М. Я разбила чашку.

    Трехчастная форма (А—В—А) Глинка М. Детская полька.

    Форма рондо (А—В—А—С—А) Кабалевский Д. Рондо-марш.

    Вариации(А—A1—А2—А3). Чайковский П. Камаринская.

    Песня. Романс. Баллада

    Песни. Куплетная форма.См. примеры из школьного репертуара (на выбор).

    Романсы

    Глинка М., сл. Н. Кукольника. Жаворонок.

    Римский-Корсаков Н., сл. А. К. Толстого. Звонче жаворонка пенье.

    Рахманинов С, сл. К. Бальмонта. Островок.

    Рахманинов С. Островок (перелож. для фортепиано).

    Баллада

    Шуберт Ф., сл. В. Гете, перев. В. Жуковского. Лесной царь.

    Шуберт Ф. — Лист Ф. Лесной царь (обраб. для фортепиано).

    Общее звучание оркестраГлинка М. Камаринская*.

    Римский-Корсаков Н. Сеча при Керженце — из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

    Моцарт В. Секстет деревенских музыкантов. Музыкальная шутка, вторая часть.

    Струнная группа

    Прокофьев С. Марш Пети — из симфонической сказки «Петя и Волк».

    Чайковский П. Анданте кантабиле — из струнного квартета, фрагмент.

    Моцарт В. Маленькая ночная серенада, четвертая часть.

    Группа деревянных духовых инструментов

    Чайковский П. Танец маленьких лебедей — из балета «Лебединое озеро».

    Чайковский П. Танец пастушков — из балета «Щелкунчик».

    Группа медных духовых инструментов

    Свиридов Г. Марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

    Вагнер Р. Полет Валькирий — из оперы «Валькирия».

    Общее звучание оркестраГлинка М. Камаринская*.

    Римский-Корсаков Н. Сеча при Керженце — из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

    Моцарт В. Секстет деревенских музыкантов. Музыкальная шутка, вторая часть.

    Струнная группа

    Прокофьев С. Марш Пети — из симфонической сказки «Петя и Волк».

    Чайковский П. Анданте кантабиле — из струнного квартета, фрагмент.

    Моцарт В. Маленькая ночная серенада, четвертая часть.

    Группа деревянных духовых инструментов

    Чайковский П. Танец маленьких лебедей — из балета «Лебединое озеро».

    Чайковский П. Танец пастушков — из балета «Щелкунчик».

    Группа медных духовых инструментов

    Свиридов Г. Марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

    Вагнер Р. Полет Валькирий — из оперы «Валькирия».

    Чайковский П. Четвертая симфония, скерцо (показ разных групп инструментов).

    Ударные инструменты

    Кажлаев М. Пьеса на одних барабанах.

    Арфа

    Дебюсси К. Лунный свет (перелож. для арфы).

    Чайковский П. Из балета «Лебединое озеро»: Тема лебедей*. Танец маленьких лебедей. Адажио*; из балета «Спящая красавица»: Вальс (в исполнении симфонического оркестра и в переложении для фортепиано); из балета «Щелкунчик»: Марш. Война Игрушек и мышей. Танец пастушков. Танец феи Драже*. Вальс цветов*.

    Стравинский И. Из балета «Петрушка»: сцены у Петрушки. Праздничное гуляние на Масленой; из балета «Жар-птица»: Вступление. Проклятое Кащеево царство.

    Прокофьев С. Вальс Золушки — из балета «Золушка».


    4 класс

    IV КЛАСС.

    Темы года: «Русская народная музыка» и «Музыкальная жизнь страны»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Русская народная песня», «Оркестр русских народных инструментов»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    Тема: «Использование русской народной песни в творчестве композиторов»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Музыкальная жизнь страны»

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Музыкальная жизнь страны» (продолжение)

    В IV классе детей знакомят с русскими народными песнями разных жанров: игровыми, плясовыми, шуточными, обрядовыми, календарными, с примерами использования народных песен в творчестве композиторов.

    Учащимся рассказывают о музыкальной жизни страны: оперных и балетных спектаклях, концертных выступлениях солистов и музыкальных коллективов, конкурсах.

    Продолжается работа по "расширению песенного репертуара учащихся, они поют песни одноголосные и двухголосные, различные по характеру и настроению.

    Учащиеся поют по нотам несложные мелодии песен.


    Песни

    Зимние обрядовые: колядки. Прялица.

    Весенние обрядовые: «Ой, кулики-жаворонушки». Веснянки. «Таусеньки-таусень». «Блины».

    Летняя обрядовая: «Ты коси, моя коса».

    Детские обрядовые: колядки, масленичные песни, веснянки (на выбор).

    Шуточные: «Заиграй, моя волынка» (в исполнении хора и в исполнении владимирских ложкарей). «Во кузнице». «Дуня-тонкопряха». «У ворот, ворот», обраб. и гармонизация А. Гречанинова.

    Инструментальные наигрыши: Пастуший наигрыш. Сгонный сигнал. Саратовская плясовая. Вариации для брёлки.

    Слушание русских народных песен в исполнении оркестра русских народных инструментов.

    Русская нар. песня «Камаринская» (балалайка).

    Чайковский П. Камаринская (фортепиано).

    Глинка М. Северная звезда. Камаринская (симфонический оркестр).

    Чайковский П. Четвертая симфония, финал (варьирование темы русской песни «Во поле береза стояла»).

    Римский-Корсаков Н. Сеча при Керженце (использована русская нар. песня «Поднялась с полуночи»).

    Лядов А. «Я с комариком» и «Во лузях» — из «Восьми русских народных песен для оркестра».

    Театры оперы и балета

    Большой театр:фрагменты из опер и балетов, известных по программе III класса.

    Концертные залы

    Симфонический оркестр:Глинка М. Камаринская, фрагмент; Чайковский П. Четвертая симфония, скерцо. Дирижер Е. Светланов.

    Академические ансамбли

    Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова: Моцарт В. Дивертисмент № 3 Си-бемоль мажор, третья часть; Андерсон Н. Пустячок.

    Государственный квартет им. А. П. Бородина: Шуберт Ф. Квартет До мажор, фрагмент.

    Сольные выступления

    С. Рихтер:Рахманинов С. Прелюдия соль минор, соч. 23, № 5; Прокофьев С. Наваждение, соч. №7.

    Э. Гилельс:Прокофьев С. Мимолетности № 3 и № 6—8; Григ Э. Соната для фортепиано ми минор, первая или третья части.

    М. Плетнев: Чайковский П. Марш. Танец феи Драже. Китайский танец — из балета «Щелкунчик»; Плетнев М. Прелюдии для фортепиано.

    Д. Ойстрах:Стравинский И. Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, вторая часть.

    Л. Коган: Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, фрагменты первой и второй частей.

    Б. Третьяков.Прокофьев С. Скрипичный концерт № 1, вторая часть; Сен-Санс К. Интродукция и рондо-каприччиозо, соч. 28.

    Театры оперы и балета

    Большой театр:фрагменты из опер и балетов, известных по программе III класса.

    Концертные залы

    Симфонический оркестр:Глинка М. Камаринская, фрагмент; Чайковский П. Четвертая симфония, скерцо. Дирижер Е. Светланов.

    Академические ансамбли

    Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова: Моцарт В. Дивертисмент № 3 Си-бемоль мажор, третья часть; Андерсон Н. Пустячок.

    Государственный квартет им. А. П. Бородина: Шуберт Ф. Квартет До мажор, фрагмент.

    Сольные выступления

    С. Рихтер:Рахманинов С. Прелюдия соль минор, соч. 23, № 5; Прокофьев С. Наваждение, соч. №7.

    Э. Гилельс:Прокофьев С. Мимолетности № 3 и № 6—8; Григ Э. Соната для фортепиано ми минор, первая или третья части.

    М. Плетнев: Чайковский П. Марш. Танец феи Драже. Китайский танец — из балета «Щелкунчик»; Плетнев М. Прелюдии для фортепиано.

    Д. Ойстрах:Стравинский И. Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, вторая часть.

    Л. Коган: Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, фрагменты первой и второй частей.

    Б. Третьяков.Прокофьев С. Скрипичный концерт № 1, вторая часть; Сен-Санс К. Интродукция и рондо-каприччиозо, соч. 28


    5 класс

    V КЛАСС. Тема года: «Разнообразие народной музыкальной культуры, глубокие связи профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Музыка России и ближнего зарубежья». «Лад, размер, фактура в музыке»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Народная музыка в творчестве композиторов»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «М. И. Глинка— основоположник русской национальной классической музыки» (народность его творчества, близость к поэзии А. Пушкина).«Традиции М. И. Глинки в русской музыке» («Новая русская музыкальная школа»)

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Традиции М. И. Глинки в русской музыке» (продолжение).«Стиль русской классической музыки.

    В V классе учитель продолжает знакомить учащихся с музыкой России и вместе с тем знакомит их с музыкой народов ближнего зарубежья, а также суверенных государств, вошедших в состав Российской Федерации. Это обусловлено тем, что наши культуры, в том числе и музыкальные, как и сама жизнь, тесно связаны, имеют много общего.

    С позиции национальной музыки пятиклассников знакомят с творчеством М. И. Глинки, великого русского композитора, заложившего основы профессиональной русской музыки, при этом особо подчеркивается связь его музыки с народной.

    К концу учебного года учащимся уже доступно обобщающее понятие «стиль национальной композиторской школы». Естественно, что в качестве примеров приводятся произведения русской классической музыки.

    В ходе уроков музыки пятиклассники осваивают также понятия: лад, размер, фактура; исполнительские средства выразительности.


    Русские народные песни

    Трудовые: Эй, ухнем. Не сама машина ходит.

    Хороводные: Во лузях. А мы просо сеяли.

    Свадебные: Как во горнице-светлице. Со вьюном я хожу.

    Былина: Из того ли города, из Мурома.

    Исторические: Бородино. Что пониже было города Саратова.

    Протяжные лирические: Горы Воробьевские. Вниз по матушке, по Волге.

    Городские: В темном лесе. Вечерний звон.

    Частушки: Балалаечка гудит.

    Песни народов ближнего зарубежья

    Украинские: Та туман яром котится. Ой, на горе на высокой.

    Белорусские: Бульба. Вишанька.

    Молдавские: Сырба виноградарей. Дойна.

    Эстонские: Пташка на горе. Я пойду.

    Литовские: Ой, ты, елочка. Поле мое. Зеленая рута.

    Латышские: Я на волке в Ригу ехал. Вей, ветерок.

    Армянские: Эмрух ти. Карот.

    Азербайджанские: Алманы атдым харала. Кавказ.

    Грузинские: Сакартвело. Долури.

    Туркменские: Сария. Сельбиняз гырк.

    Узбекские: Салом айтинг. Дилдор.

    Казахские: Айкенай. Кербез сулу.

    Киргизские: Ак-Зыйнат. Ой, булбул.

    Таджикские: Боди бахорон. Туи, ту.

    Чайковский П. Первый концерт для фортепиано с оркестром, финал.

    Стравинский И. Танец кучеров — из балета «Петрушка».

    Брамс И. Венгерский танец № 17 фа минор.

    Дворжак А. Славянский танец ми минор.

    Щедрин Р. Озорные частушки, концерт для оркестра.

    Амиров Ф. Шур, симфонический мугам (жанр народной музыки).

    Данькевич К. Симфоническая поэма «Тарас Шевченко».

    Глинка М. Из оперы «Жизнь за царя»: Речитатив и ария Сусанина. Хор «Славься».

    Из оперы «Руслан и Людмила»: Увертюра. Ария Руслана. Персидский хор. Рондо Фарлафа.

    Баллада «Ночной смотр», сл. В. Жуковского.

    Римский-Корсаков Н. Из оперы «Садко»: песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор «Высота ль, высота»; из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: «Сеча при Керженце».

    Балакирев М. Увертюра на темы трех русских песен.

    Глинка М. Камаринская.

    Даргомыжский А. Хор «Сватушка» — из оперы

    «Русалка».

    Римский-Корсаков Н. Пляска скоморохов — из оперы «Снегурочка».

    Бородин А. Из оперы «Князь Игорь»: ария Игоря. Половецкие пляски. Хор девушек «Улетай на крыльях ветра».

    Мусоргский М. Из оперы «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере), песня Марфы.

    Чайковский П. Из оперы«Евгений Онегин»: вступление. Ариозо Ленского. Ария Онегина. Хор девушек.

    Произведения из репертуара второй и третьей четвертей.


    6 класс

    VI КЛАСС. Тема года: «Стиль в музыкальном искусстве»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Музыкально-исторический стиль» (как определенная ступень развития европейского музыкального искусства).«Венская классическая школа(И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)и становление классической сонатной формы»

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ.Тема: «Романтизм в музыке» (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист)

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Индивидуальный стиль композиторов-классиков (Э. Григ, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Прокофьев),становление симфонического цикла в их творчестве»

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТЕЕРТЬ. Темы: «Индивидуальный исполнительский стиль» (Ф. Шаляпин, Д. Ойстрах, С. Рихтер).«Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры. Использование в целях музыкального самообразования радио- и телепрограмм, кино.

    После того как в V классе уже рассматривался стиль русской композиторской школы, учащиеся приступают к освоению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях. Это становится одним из ведущих средств формирования музыкальности, развития у детей интереса к музыкальному искусству и как результат — накопления ими необходимых знаний и умений для самостоятельного изучения музыкального искусства.

    Певческая деятельность учащихся направляется на разучивание песен и хоровых произведений различных музыкальных стилей.


    Гайдн Й. Детская симфония, первая часть.

    Моцарт В. А. Симфония № 40, первая часть, экспозиция.

    Моцарт В. А. Рондо «а ля турка» — из сонаты №11.

    Моцарт В. А. Ария Фигаро — из оперы «Свадьба Фигаро»

    Бетховен Л. Пятая симфония, первая часть. Бетховен Л. Краса родимого села — из «Шотландских песен».

    Шуберт Ф. Экспромт Соль-бемоль мажор, соч. 90.

    Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор, соч. 94.

    Шуберт Ф. Аве Мария.

    Шуман Р. Грёзы — из «Детских сцен».

    Шуман Р. Порыв — из «Фантастических пьес».

    Шуман Р. Киарина. Шопен. Эстрелла — из «Карнавала».

    Шопен Ф. Вальс до-диез минор, № 7.

    Шопен Ф. Этюд до минор, соч. 25, № 12.

    Лист Ф. Вторая венгерская рапсодия.

    Лист Ф. Кампанелла — из «Больших этюдов по Паганини».

    Бетховен Л. Третья симфония, первая часть.

    Бетховен Л. Соната № 14 («Лунная»), первая часть, финал.

    Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, первая часть, экспозиция.

    Григ Э. Шествие гномов.

    Чайковский П. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, первая часть, экспозиция.

    Чайковский П. Вступление к II действию — из балета «Лебединое озеро».

    Чайковский П. Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия, тема любви.

    Прокофьев С. Седьмая симфония до-диез минор, первая часть, экспозиция.

    Русская нар. песня «Вдоль по Питерской».

    Даргомыжский А., сл. П. Беранже, русский текст А. Курочкина. Старый капрал.

    Чайковский П., сл. народные. Соловей.

    Бетховен Л. Соната № 23 («Аппассионата»), первая часть.

    Прокофьев С. Наваждение.

    Скрябин А. Этюд до-диез минор, соч. 2, № 1.

    Григ Э. Соната № 1 фа минор, для скрипки и фортепиано, первая часть.

    Прокофьев С. Пять мелодий для скрипки и фортепиано, соч. 35-бис.

    Чайковский П. Концерт для скрипки с оркестром, первая часть.


    7 класс

    VII КЛАСС. Тема года: «Стилевые направления музыкального искусства в конце XIX — начале XX века»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Импрессионизм в музыке» (К. Дебюсси, М. Равель).

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Романтизм в музыке и его проявление в творчестве А. Скрябина и С. Рахманинова»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ.Темы: «Особенности музыкального неоклассицизма и их проявление в творчестве П. Хиндемита.»

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «И. Ф. Стравинский — композитор - новатор, оказавший влияние на развитие современной мировой музыкальной культуры». «Джаз как род современного музыкального искусства: его истоки и развитие в современном мире». «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры»

    В VII классе учащихся через творчество отдельных композиторов знакомят с такими направлениями в искусстве конца XIX — начала XX века и соответственно музыкальными стилями, как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм.

    От сочинений К. Дебюсси, через освоение творчеств; А. Шёнберга и А. Берга педагог подводит их к пониманию творчества И. Стравинского.


    Дебюсси К. Лунный свет — из «Бергамасской сюиты».

    Дебюсси К. Девушка с волосами цвета льна — и цикла «24 прелюдии».

    Дебюсси К. Сады под дождем — из цикла «Эстампы».

    Дебюсси К. Послеполуденный отдых фавна, фрагменты.

    Равель М. Игра воды.

    Равель М. Красавица и чудовище. Волшебный сад - из балета «Моя матушка гусыня».

    Равель М. Болеро.

    Шёнберг А. Просветленная ночь, струнный сексте - фрагмент.

    Шёнберг А. Пеллеас и Мелизанда, симфоническа поэма.

    Шёнберг А. Уцелевший из Варшавы, соч. для чтеца, мужского хора и оркестра.

    Скрябин А. Прелюдия № 10 До-диез мажор, соч. 11.

    Скрябин А. Прелюдия № 14 Ми-бемоль мажор, соч. 11.

    Скрябин А. Поэма Ре мажор, соч. 32.

    Скрябин А. Четвертая соната Фа-диез мажор, соч. 30, первая часть.

    Скрябин А. Поэма огня («Прометей»).

    Рахманинов С. Прелюдия до-диез минор, соч. 3, № 2.

    Рахманинов С. Прелюдия соль минор, соч. 23, № 6.

    Рахманинов С. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32, № 12.

    Рахманинов С. Прелюдия соль мажор, соч. 32, № 5.

    Рахманинов С. Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 39, № 5.

    Рахманинов С. Элегия.

    Рахманинов С. Второй концерт для фортепиано с оркестром, первая часть.

    Рахманинов С. Романсы: «Весенние воды», «Сирень», «Не пой, красавица, при мне...».

    Рахманинов С. Весна, кантата.

    Хиндемнт П. Пассакалья — из третьей части симфонии «Гармония мира».

    Xиндемит П. Бостон и Рэгтайм — из оркестровой сюиты «1922».

    Хиндемнт П. Траурная музыка для альта с оркестром, фрагмент.

    Барток Б. Микрокосмос, фрагменты из цикла.

    Барток Б. Музыка для струнных, ударных и челесты, третья часть.

    Барток Б. Детям, фрагменты из пьес для детей.

    Барток Б. Дивертисмент для струнного оркестра.

    Орф К. Кармина Бурана, сценическая кантата, раздел «Фортуна — повелительница мира»,

    первая часть – «Раннею весной», фрагмент.

    Орф К. «Орф-Шульверк», фрагменты.

    Бриттен Б. Военный реквием.

    Бриттен Б. Питер Граймс, опера: четыре интерлюдии, части «Воскресное утро», «Буря».

    Стравинский И. Из балета «Жар-птица»: Пляс Жар-птицы. Хоровод царевен. Поганый пляс Кащеева царства.

    Стравинский И. Из балета «Петрушка»: Уличная танцовщица. Танец кучеров. Танец кормилиц.

    Стравинский И. Пульчинелла, балет, фрагменты.

    Стравинский И. Весна священная, балет, фрагменты.

    Стравинский И. Свадебка, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. В. Киреевского.

    Переверзев Л. Беседа о джазе, учебная пластинка. Джазовые композиции в исполнении оркестра под управлением О. Л. Лундстрема и оркестра под управлением Л. О. Утесова.

    Гершвин Дж. Из оперы «Порги и Бесс»: Колыбельная песнь Клары, Марш (выход на пикник), Песня Порги.

    Гершвин Дж. Рапсодия в блюзовых тонах (повторение).

    Гершвин Дж. Американец в Париже.

    Кажлаев М. Концерт для джаза.

    Шнитке А. Первая симфония, фрагмент.


    8 класс

    VIII КЛАСС. Тема года: «Музыка «серьезная» и «легкая» —

    две составляющие единого музыкального мира современности»

    ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Тема: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства»(С. Прокофьев, Д. Шостакович)

    ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Выдающиеся представители современного музыкального искусства» (А. Хачатурян).

    «Музыка в кино и театре»

    ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Жанры и стили эстрадной музыки» (регтайм, фокстрот, рок-н-ролл, танго, диско, рок).

    «Авторская песня»(поэзия под аккомпанемент)

    ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Темы: «Музыкальная панорама нашего времени» (Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Шнитке).

    «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры»

    В VIII классе школьников знакомят с основными направлениями эстрадной музыки (в продолжение темы о джазе в четвертой четверти VII класса), с авторской песней поэтов-бардов.

    С помощью педагога учащиеся обобщают свои знания и умения, направленные на музыкальное самообразование — последующие самостоятельные занятия музыкальным искусством.


    Прокофьев С. Из оперы «Война и мир»: Вальс Наташи из 2-й картины. Хор «Как пришел к народу наш Кутузов» из 8-й картины. Ария Кутузова из 10-й картины.

    Прокофьев С. Из оперы «Любовь к трем апельсинам»: Пролог. Сцена во дворе замка Креонты из 2-й картины III акта, фрагмент. Марш.

    Прокофьев С. Из балета «Ромео и Джульетта»: Вступление. Улица просыпается. Джульетта-девочка. Танец рыцарей. Патер Лоренцо. Финал.

    Прокофьев С. Седьмая симфония, первая часть.

    Шостакович Д. Пятая симфония, первая часть.

    Шостакович Д. Седьмая симфония, первая часть.

    Шостакович Д. 24 прелюдии для фортепиано, фрагменты.

    Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром, первая часть.

    Хачатурян А Из балета «Гаяне»: Танец с саблями. Танец розовых девушек. Узундара.

    Хачатурян А. Из балета «Спартак»: выход и адажио Эгины и Гармодия. Адажио Спартака и Фригии.

    Шостакович Д. Овод, сюита из музыки к одноеменному фильму.

    Свиридов Г. Метель, сюита из музыки к одноименому фильму.

    Джоплин Д. Регтаймы.

    Шостакович Д. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, финал, фрагмент в стиле фокстрота.

    Песня в стиле рок-н-ролла в исполнении Э. Пресли.

    Вильольдо А. Голубая ночь, танго.

    «Вчера», «Иду за солнцем» — музыка ансамбля «Битлз».

    Сочинения в стиле «андеграунд-рок» в исполнении групп «Джефферсон Эйрплэйн», «Блад, Суит энд Тирз», «Джетро Талл».

    Песни Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого в авторском исполнении.

    Свиридов Г., сл. С. Есенина. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина»: Край ты мой заброшенный... Поет зима... Молотьба. Ночь под Ивана Купала.

    Свиридов Г. Из «Песен на слова Р. Бернса», перев. С. Маршака: Давно ли цвел зеленый дол. Честная бедность. Финдлей.

    Свиридов Г., сл. А. Пушкина. Няне.

    Щедрин Р, Вторая симфония, эпилог.

    Щедрин Р., Озорные частушки, концерт для оркестра.

    Щедрин Р., сл. А. Вознесенского. Поэтория, фрагменты: Корни. Матерь Владимирская.

    Щедрин Р. Юмореска, для фортепиано.

    Шнитке А. Лабиринты, отрывки из балета.

    Шнитке А. Пассакалья.

    Шнитке А. Три стихотворения Марины Цветаевой, для меццо-сопрано и фортепиано.



    2.В репертуар программы вводятся: народная музыка, произведения композиторов-классиков русских и зарубежных, музыка современных композиторов. (Репертуар некоторых учебных четвертей в начальной школе шире, чем может быть освоен. В этих случаях рекомендуется в первую очередь использовать произведения, помеченные звездочкой).

    3. СТРУКТУРА УРОКА. Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и (в доступных пределах) музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Стремление к достижению на уроке единой цели — воспитанию чувств учащихся — придает ему глубокое внутреннее единство. От общения с музыкой на уроках, от выполнения разных видов деятельности дети и подростки должны получать удовольствие.

    4. МЕТОДИКА РАБОТЫ. Важно научить детей «погружаться» в музыку.

    Отсутствие специфической музыкально-образовательной, музыкально-воспитательной методики не может быть восполнено одними общедидактическими принципами.

    При этом нужно знакомить детей как с классикой, так и с музыкой современных композиторов. Два основных методических пути:

    1. 1. Словесные пояснения учителя, его беседы с учащимися (различные по форме для начальной и средней школы), направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, которое они будут слушать или исполнять

    2. Восприятие или исполнение произведений. (активная деятельность).

    Ряд приемов:

    • Игра в оркестр

    • Импровизация мелодий

    • Рисование картинок


    III. Программа.


    Выводы по программе.

    Программа логично изложена. Охватывает все сферы жизни. К каждой теме урока, начиная с первого класса, приложен музыкальный репертуар, хоровое пение, движение под музыку, игры, танцы, упражнения.

    Огромным плюсом считаем важнейшую особенность программы – её тематическое построение. Усложнение, от простого к сложному. Так же в программе есть рекомендации к разучиванию песен, и темы соответствуют возрасту детей.

    Минус в том, что тема духовной культуры отсутствует.


    написать администратору сайта