Главная страница

Табличка ада. Анализ романа Доктор Живаго. Анализ романа Доктор Живаго


Скачать 15.37 Kb.
НазваниеАнализ романа Доктор Живаго
АнкорТабличка ада
Дата12.11.2022
Размер15.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнализ романа Доктор Живаго.docx
ТипАнализ
#784991

Анализ романа «Доктор Живаго»

Идею создания романа Пастернаку подала А. А. Ахматова. Она предложила писателю создать произведение по типу «Фауста» Гете. В результате получилось масштабное произведение охватывающее 26 лет, на которые приходится период нэпа, коллективизации и выживания человека в системе, его духовные и моральные переживания. Задумки и идея романа появились у писателя сразу после войны, а приступил он к написанию в феврале 1946 года. Пастернаку казалось, что художественное полотно будет написано за несколько месяцев, однако процесс его создания растянулся на 10 лет. Несколько раз писателю приходилось откладывать работу из-за тяжелого материального положения и личных проблем. В 1955 году, закончив свой масштабный труд, Пастернак относит его в три издательства. В итоге впервые роман издается заграницей, что категорически не нравится советским властям.

Один из главных акцентов сделан автором в решении проблемы соотношения личности и истории, характера и обстоятельств. При общности распространенной темы – интеллигенция и революция, а также ее воплощения – показ судьбы человека, изменяющейся под влиянием революционных событий, водоворота истории, поставившего отдельную личность перед проблемой выбора, «Доктор Живаго» отличается резким несходством акцентов. Пастернак идет вразрез с традиционным интересом литературы к формированию характера нового человека в условиях революции и под ее влиянием.

Я думаю, что смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Особенности композиции «Доктор Живаго» удивляет тем, что жизнь, изображенная в романе, меньше всего похожа на реальную. Сюжетные линии переплетены искусственно, слишком много совпадений. Но все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить причинно-следственные явления в их непрерывной цепи. Время в романе представлено как ряд пересекающихся взаимоопределяющих пластов: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, прорывы к Вечности создают сложное единство повествовательной структуры. Образы природы и главный герой романа Юрий Живаго – неразрывно связаны на протяжении всего текста произведения. Борис Пастернак умело вплел природу в жизнь своего героя. Она была стержнем души Юрия Андреевича. Наблюдая за природными пейзажами, настроение героя могло меняться, а затем влиять и на последующие поступки мужчины. Воспоминания из детства, где Юра был неразрывно связан с природой, поглощен ее красотами и видами, заставляют героя просто растворяться в окружающих явлениях.

Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – “голос автора”. На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, – равноправные герои. Особое внимание уделяется композиции романа, средствам организации образа автора и точек зрения основных персонажей. Делается попытка проанализировать произведение с позиций текстового подхода, при котором методы литературоведческого и языкового анализа используются в их неразрывном единстве. Ключевые слова: образ автора, точка зрения, субъектная сфера, композиция. Традиции классической русской прозы, которые нашли свое отражение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», а также новые приемы автора в формировании такого феномена, как проза поэта.


написать администратору сайта