Экономика (2 семинар). Анализа спроса и предложения. Ценообразование. Маржиналистская революция. Первый этап. Законы Госсена. Маржиналистская революция датируется 70 ми год
Скачать 28.88 Kb.
|
Основы анализа спроса и предложения. Ценообразование. Маржиналистская революция. Первый этап. Законы Госсена. Маржиналистская революция датируется 70- ми годами 19 в.- самая значительная революция в истории экономической науки. Наука даже поменяла свое имя- с политэкономии на экономику. С этого периода берет начало история современной микроэкономической теории. К началу этой революции господствующими в экономической мысли являлись классическая и историческая школы. Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера в 1871 г., а также «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальраса в 1874 г. Эти три книги имели фундаментальное сходство, позволившее потомкам назвать их авторов основателями маржиналистской теории. Классическая школа – проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста («как государство богатеет») и распределения дохода между общественными классами. Маржиналисты- проблема эффективной (оптимальной) аллокации (распределения) данных, существующих ресурсов. Особенности: 1. Методологический индивидуализм. Маржиналисты объясняли общественные (экономические) явления поведением отдельных индивидов. Общество представлялось как совокупность атомистических индивидов. 2. Статический подход. Маржиналистов интересовал статический аспект экономической системы, не процесс, а архитектоника, не то, как изменяется экономика, а то, как она устроена. Изменение и динамика в этой теоретической системе трактовались как последовательность дискретных статических состояний. Маржиналистам не давал покоя вопрос, поставленный и в общих чертах решенный еще Смитом в «Богатстве народов»: как может существовать и не разрушаться система, состоящая из преследующих свой собственный интерес индивидов. 3. Равновесный подход. Маржиналисты стремились исследовать не просто статическое, а именно равновесное состояние, устойчивое к краткосрочным изменениям экономических переменных. 4. Экономическая рациональность. Маржиналисты как бы стремились ответить на вопрос: «Как устроен мир, если он устроен оптимально?» Важнейшие предпосылки максимизации хозяйственными субъектами своих целевых функций: полезности для потребителей (домохозяйств) и прибыли для производителей (фирм). Предпосылкой маржиналистской теории является рациональное поведение хозяйственных субъектов. 5. Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсенале маржинализма занимают предельные величины, характеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д. Если добавление дополнительной единицы потребленного или произведенного блага не увеличивает общего уровня полезности или прибыли, значит исходное состояние уже является оптимальным и равновесным. 6. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать экономические проблемы как задачи на нахождение условного экстремума и применять дифференциальное исчисление и другие математические инструменты анализа. В центре внимания маржиналистов была проблема меновой ценности благ- пропорции их обмена. Эту проблему они решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их доп единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полезности с фактором редкости. Классики выводили ценность из издержек производства, определяемых в сферах производства и распределения, т.е. определяли ее «со стороны предложения». Маржиналисты шли «со стороны спроса», придавая основное значение субъективным оценкам блага потребителями. В центре внимания классической теории стоял капиталист- предприниматель, в центре маржиналистской теории – потребитель. Основатели маржинализма рассматривали полезность как психологическую реальность, поддающуюся непосредственному измерению. Если полезности благ А, В и С относятся друг к другу следующим образом: А>B>C , то можно сопоставить разности между ними: А-В больше или меньше В-С. Такой подход получил название кардинализма. Оппоненты кардиналистов- первым из них был В. Парето- отрицали возможность непосредственного измерения полезности каждого блага. Самое большее, на что способен человек, по их мнению, - это расположить свои предпочтения в порядке убывания. Такой подход был назван ординализмом. У лидеров маржиналистской революции были предшественники- мыслители, объяснявшие меновую ценность благ комбинацией их полезности и редкости. Следует начинать вспоминать Аристотеля. Затем эта традиция продолжалась в работах средневековых схоластов и в 18 в достигла наибольшего развития в творчестве Галиани. Однако ее представители не дошли до использования категории предельной полезности. В рамках этой традиции был разрешен и знаменитый «парадокс воды и алмаза»: жизненно необходимая вода, как правило, ценится ниже в сущности ненужного алмаза. «Парадокс Смита»: предельная полезность единицы воды, имеющейся в большом количестве, оказывается ниже предельной полезности редкого алмаза, хотя если мы возьмем все запасы воды на земле, то они, конечно, будут представлять неизмеримо большую ценность, чем все запасы алмазов. Госсен впервые изложил концепции маржинализма в систематизированном виде и вполне заслужил титул первого последовательного маржиналиста в истории экономической мысли. Герман Генрих Госсен в своей работе «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности» изложил общую теорию человеческой деятельности, направленной на максимизацию удовольствий, которая была основана на принципах предельной полезности. Госсен сформулировал несколько законов, которым подчиняются получаемые людьми удовольствия, из которых наибольшую известность получили два закона. Первый закон Госсена отражает принцип убывания предельной полезности или полезности последнего атома блага. «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того, как мы без помех испытываем это удовольствие». Второй закон Госсена описывает основное условие, при котором может быть достигнут максимальный уровень получаемых удовольствий. «Для того, чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий, индивид, имеющий выбор между различными видами удовольствий, но располагающий недостаточным временем, чтобы испытать их все, обязан… испытать их все частично еще до того, как он полностью испытает наиболее сильное из них. Отношение между ними должно быть таким, что в момент прерывания величина всех удовольствий одинакова». Госсен развивает теорию производства, согласно которой мы трудимся до тех пор, пока тяготы труда не становятся равными получаемым от производимых благ удовольствиям, и теорию обмена. В книге Госсена находится цельная формулировка теории предельной полезности, оснащенная к тому же алгебраическим и геометрическим аппаратом. Классическая политическая экономия придерживалась пессимистических взглядов на будущее капитализма, а маржиналистская теория, работающая с оптимальными равновесными состояниями, как бы неявно исходит из того, что существующий порядок обеспечивает эффективную аллокацию ресурсов. Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономический науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным явлениям и проблемам. Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг). Математическая школа. Джевонс не создал школы, хотя преподавал в Манчестерском и Лондонском университетах. Английские маржиналисты могли опереться на «арифметику счастья» И. Бентама. Связь утилитаризма с маржинализмом, особенно сильно подчеркиваемая Джевонсом, - специфически английское явление. утилитаризм- моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. «Теория политической экономии» (1871) «Принципы науки- трактат о логике и научном методе» (1874) В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь, как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции. Знаменитый тезис: «Наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами». Математический язык более точен и легче воспринимается. Свою теорию Джевонс характеризует как «механику полезности и собственного интереса». Теория полезности. Основная проблема экономической науки- максимизация удовольствия. Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества: u=f(x) «Степень полезности» «Последняя степень полезности» имеет свойство убывать с ростом количества блага. Говоря о последней степени полезности, Джевонс всегда подразумевает очень малое или бесконечно малое приращение блага. В отличие от австрийцев, Джевонс считает понятие бесконечно малого приращения блага корректным, но при условии, что оно относится не к одному индивиду, а к потреблению всей нации в целом. Закон убывания последней степени полезности выводится именно для индивида, но Джевонс полагал, что это закон может проверяться на агрегатном уровне. В оптимальной ситуации одно и то же благо должно иметь одинаковую последнюю степень полезности в разных применениях, что приблизительно соответствует второму закону Госсена (потребительское равновесие достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована), но и распространяет его на распределение блага во времени. Оптимальное время блага должно быть распределено между периодами такими порциями, чтобы в каждый момент времени последняя степень полезности с поправкой на вероятность получения этой порции блага и на близость во времени была одинаковой. Теория обмена- она же теория ценности. Ценность в данном контексте- пропорция обмена одного блага на другое, это меновая пропорция на свободном и открытом рынке, где вся информация доступна всем его участникам, должна быть в данный момент единой для данного однородного блага (закон безразличия или отсутствие ценовой дискриминации). Торг на рынке ведут так называемые торгующие стороны, которыми могут быть индивиды, группы лиц данной профессии и даже население целых континентов Джевонсу не удалось вывести рыночную меновую ценность блага из его предельной полезности (это сделал несколько позднее Маршалл) и его изложенная теория описывает только случай индивидуального обмена. Меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для обменивающих сторон. Теория предложения труда. Вслед за Бентамом Джевонс рассматривает труд исключительно как тягостное и неприятное занятие. Труд обычно имеет отрицательную полезность, или антиполезность. Цепочка Джевонса. Цена товаров у Джевонса определяется исключительно их предельными полезностями. Издержки не принимают в этом процессе прямого участия. Антиполезность труда лишь косвенно влияет на объемы предложения благ, от которых зависит их предельная полезность. издержки производства определяют предложение-> предложение определяет последнюю степень полезности -> последняя степень полезности Когда приходит пора определять ценность, предложение уже определено на предыдущем этапе и зафиксировано. Спрос и предложение не определяют ценность одновременно, как у Маршалла. Австрийская школа Эта школа возникла вокруг Венского Университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер. Основными представителями австрийской школы помимо Менгера являются его последователи Ф. Визер и Е. Бем- Баверк. Методологические особенности австрийской школы: - последовательный и бескомпромиссный субъективизм Меновая ценность, меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали тоже субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. Австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. -строгий методологический индивидуализм Австрийская школа не использует предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Последовательно выступала против любого агрегирования. То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. -дискретность анализа Блага не могут быть бесконечно делимыми (в качестве примера обмениваемого блага у них фигурируют кони- неделимое благо). В австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены- определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться. -невозможность применить в австрийской теории математические методы -рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Повышенное внимание австрийцев к фактору времени. Карл Менгер «Основания политической экономии» Классическая работа Менгера «Основания учения о народном хозяйстве» была представлена в Венский университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующих лет деятельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. Две книги: «Основания» и продолжение «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» Учение о благах. Главная тема «Оснований…» Менгера- изложение его субъективной теории ценности. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем:1). Человеку известна эта его способность и 2). Он может ею воспользоваться. Важно!!! Менгер разделял блага на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков, которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности через них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка, достаточная для производства полезного продукта- блага низшего порядка. Если потребность в благе первого порядка почему-либо исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. Процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и поэтому связан с неопределенностью. Менгер вводит понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество.- «экономность» у людей. Из существования экономических благ Менгер выводит необходимость отношений распределения и института собственности. Прочие блага, доступное количество которых в данный период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономическими благами и не требуют распределения и собственности. Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как «значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении». Ценность имеет чисто субъективный характер. Неэкономические блага не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного- какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного- сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть. Учение об обмене. Обмен должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами. Различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются причиной обмена. Далее Менгер последовательно рассматривает образование цен (натуральный обмен без денег) при изолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, при двусторонней конкуренции. Менгер начинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количество субъективных оценок, которые надо учитывать, наименьшее. Здесь меновое соотношение установится между оценками обменивающихся сторон. При одинаковых условиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой опытности меновое соотношение установится примерно посередине между их оценками. Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два подвида. Если монопольное благо является неделимым, цена устанавливается между оценками его продавца и сильнейшего покупателя, готового отдать за лошадь самое большое количество хлеба. Леон Вальрас (1834-1910) Вальрас предложил концепцию общего экономического равновесия как универсального средства анализа экономической системы в целом, в основе которой лежало представление об экономическом поведении как об индивидуальной оптимизации. Решительный шаг в сторону математизации экономической теории. Экономика Вальраса – это абстрактная система, в которой действуют суверенные и рациональные индивиды, оптимизирующие свои целевые функции: вся необходимая информация заключена в ценах и одинаково доступна всем участникам: имеет место совершенная конкуренция, означающая, что никакой отдельный участник рынка не влияет на рыночную ситуацию. Экономическая система, как система уравнений. Вальраса интересовали функции спроса и предложения и устанавливающиеся в результате их взаимодействия обменные пропорции, а не полезность как основа цены. Идея взаимосвязанности заключалась в том, что состояние одного рынка зависит от состояния другого, иными слова, спрос и предложение на данном рынке зависят не только от цены соответствующего товара, как предполагалось при частичном равновесии, а от цен на все товары. Наиболее известная работа Вальраса –«Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» Вильфредо Парето является одним из основателей теории элит, согласно которой общество имеет пирамидальную форму. На вершине пирамиды находится элита, которая во многом определяет жизнь социума в целом. Еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или принципом Парето. Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % - лишь 20 %. Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов. Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными. Альфред Маршалл - графический метод анализа (язык диаграмм) «Природа не делает скачков» -баланс теории и практики - отвергал математику, как средство анализа - пытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политэкономии и исторической школы. Подобно «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения, интегрировал в свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте. Метод частичного равновесия. Исследуя факторы, определяющие величину спроса и предложения на рынке данного блага, Маршалл включал в анализ помимо его цены также цены производственных ресурсов, цены товаров- заменителей и доп товаров, доход и вкусы людей. ПОЛЕЗНОСТЬ ФОРМИРУЕТ СПРОС, ИЗДЕРЖКИ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Кривая спроса- объем закупок данного товара в зависимости от его рыночной цены. Сколько покупатель готов заплатить по той или иной цене. Чем выше цена предложения, тем больше количество товара. Маршалл утверждал, что соизмерять полезности благ можно только косвенным путем- с помощью цен, которые человек готов заплатить за то или иное благо Применительно к рынкам формирует «общий закон спроса»: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей. Эластичность спроса. Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. «Эластичность спроса велика при высоких ценах, при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает , если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса», Потребительский излишек- разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит. Добавочное удовлетворение. Равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. |