Ермошин Андрей. Вещи в теле. Психотерапевтический метод работы с. Андрей Ермошин Вещи в теле. Психотерапевтический метод работы с ощущениями об издании
Скачать 3.57 Mb.
|
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕПромежуточное состояние характеризуется отсутствием мыслей, полным растворением сознания в ощущениях. Shapeless После того как прилог, отнимавший большой процент сил человека, разряжен и удален, наступает промежуточное состояние «пустоты сознания». Оно может быть более или менее продолжительным, в зависимости от того, насколько другие мысли или не имели почвы для своего развития из-за подавляющего влияния того, от чего только что избавились, или все же наличествовали в довольно активном состоянии. Обычно промежуточное состояние длится секунды. Некоторые люди не делают акцента на этом переживании. Приводимый ниже случай характерен тем, что пациентка довольно подробно описала это состояние, которое длилось примерно пять минут. Основная работа с ней была не совсем простой, так как первоначальная тревога пациентки была выражена в крайней степени и существовала очень длительное время. Это был тяжелый камень на груди, сантиметров 15 толщиной. С принятием пациенткой решения не питать больше этот камень и последующим успокоением, тело ее «надулось воздухом» и от остатка «камня» – некоей «тени» – она избавилась без труда. И тогда наступило состояние безмыслия. Всегда угнетаемая массой тревожных мыслей, В.А. удивилась их полному отсутствию. По мнению пациентки, было бы особенно хорошо, чтобы на смену тревожным мыслям сразу пришли хорошие. И она стала их искать. Внутри таких мыслей не оказалось. Но их не было и снаружи. – Ничто не мешает мне смотреть, но я не вижу их ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева, ни вверху, ни внизу, хотя кажется, что удобнее всего было бы принять их сверху. Но там ничего нет. Я побуждаю ее ждать. Продолжая ожидать, пациентка описывает ощущения более детально: – Я – никто, – констатирует она. – Может быть, Вы действительно никто? – не исключаю я. – Может быть, – подтверждает В.А. – Не имею тела. – Это хорошо или плохо? – Я не ощущаю различий между «хорошо» и «плохо». Сознание пустое. Ожидание затягивается. Предлагаю В.А. повнимательнее смотреть, где же то, что должно быть на этом месте. (Задачу наблюдения формулирую максимально абстрактно). – Я его не вижу. – Может быть, внимательнее смотреть надо? – не отстаю я. – И глаз у меня нет, я только что заметила. – Объем есть? – интересуюсь я. – Есть. – Большой, маленький? – Средний. Где объем, там должна быть и форма. Спрашиваю о форме. – Расплывчатая. Шейплис, – произносит пациентка по-английски, – самое подходящее слово, – комментирует она и становится неподвижной. – Так замерла, что внутри ничего не шелохнется! Процессы все затормозились. – А кто говорит? – Слышу голос, но кто говорит, не могу сказать. – Но сознание-то есть! – Есть. – Где центр сознания? – Нет его. – Всем существом осознаете? – Да. Наконец, пациентка делает выдох. – Что-то стало проявляться? – уточняю я. – Ощущения. – Телесность стала проявляться? На этот вопрос я не получил ответа, поскольку пациентка была поглощена своими новыми ощущениями. Через некоторое время она спросила: – Это Вы излучаете тепло или я? Если Вы, то спасибо. Мне это очень приятно. – У Вас собственного тепла достаточно, когда душа свободна, и ощущения равномерно распределяются по телу. Когда пациентка открыла глаза, я спросил ее: – Что же Вы переживали? – Я бы сказала, частичное возвращение в себя. – Насколько? – На одну треть. Это огромный прогресс для меня! Учитывая то, что мы поработали на этом сеансе только один компонент состояния пациентки, это действительно огромный прогресс. Мы описали «промежуточное состояние» в типичной работе «от плохого к хорошему». А вот пример «промежуточного состояния» при менее типичной работе «от хорошего к лучшему». От хорошего к лучшему Пациентка Е.Т., 32 лет, искусствовед, специалист по изображениям монастырей в русской иконописи. Основная симптоматика – астено-депрессивная. Личность по складу астено-шизоидная: утонченная, с длинным тонким носом, о наличии эпирадикала свидетельствуют густые волосы, решительный голос. Это наше второе занятие. Темой предыдущего были «очистка мозгов от пыли» и некоторые другие моменты. Сегодня пациентка выглядит гораздо свежее, глаза блестят. Утверждает, что в значительной степени успокоилась благодаря предыдущей работе, сознание прояснилось. Вместо традиционного «прямого» опроса об ощущениях предлагаю пациентке порисовать, одновременно выигрывая время для отдыха перед работой. Верхняя часть туловища и голова на рисунке оказались окрашенными в приятный оранжевый цвет. Возраст персонажа —30 лет, – близкий к реальному возрасту Е.А. Отказываюсь от обычного использования возраста как отправного пункта работы и начинаю работать с цветом. Пациентка откинулась в кресло и закрыла глаза. – Где у Вас в теле самый приятный цвет? – В груди, – показывает место, прикладывает к нему ладонь. – Ярко-желтый диск. Предлагаю дать этому цвету усилиться: – Усиливаясь, он занимает большую зону? – Да! – Что при этом расширяется? – Спокойствие. – Это хорошо, что оно расширяется, делается сильнее? – Да, конечно! – Тогда пусть это спокойствие, этот красивый желтый цвет, занимает все пространство организма. Продолжайте наблюдать за этим процессом. Через некоторое время уточняю: – Когда приятный желтый цвет разливается по Вашему организму и Вы все больше успокаиваетесь, где Вы оказываетесь? – В море. – Получите все ощущения, которые нужны Вам в море, – предлагаю я пациентке. – То, что мне нужно, это ощущение единства. – Побудьте в море, сколько Вам надо. – Я бы не вылезала из него. – Море голубое? – Да. – Прохладное? – Нет, теплое, приятное. – И солнце есть? – Есть. Таким образом, я задал серию вопросов, единственной целью которых было поддержать контакт. – Что происходит с Вашим организмом? – Растворяется. Вода проходит через тело. Прозрачность. Вода и тело – единая стихия. Когда пациентка это произносит, я невольно вспоминаю недавно прочитанный текст «О древних практиках обретения Просветления». Там встречались описания почти тождественных переживаний. – Вода чистая? – задаю я поддерживающий вопрос. – Да. Чистая. Я делаю попытку уточнить ощущение цвета в теле. Но Е. о нем ничего сказать не может. И тела нет, и цвета нет. Бесцветность. Завершая эту часть сеанса и стараясь плавно вернуть пациентку к ситуации реальной жизни, предлагаю попробовать перенести полученное ощущение в повседневность. Она не верит в то, что это возможно, настолько разными ей кажутся мир моря и повседневный мир ее квартиры. «Кроме того, – дополняет она, – это состояние беззащитности». Е. открывает глаза, но мы еще не закончили работу. Пока она делает второй рисунок, я открываю книгу «Даосская Йога» и нахожу главку «Медитация на стихии воды». О чем в ней говорится? Сначала маленькая предыстория. «Вследствие его великого сострадания ко всем живым существам, которых он дал обет спасти, и предвидя наше нынешнее смущение и растерянность в этом веке окончания Дхармы, Будда повелел 25 Великим Бодхисаттвам и Архатам, присутствовавшим на соборе в Шурангаме, рассказать об их методах практики и личных опытах и переживаниях». А теперь история. Чандрапрабха Бодхисаттва, простершись перед Буддой, рассказывает о своем способе достижения Просветления. (Это 20-й способ). Метод состоял в смотрении в тело, употребляя как предметы медитации жидкости тела, созерцая, что эта водная стихия в теле не отличается от той же стихии в благоухающих океанах, которые окружают Чистые Страны Будд вне нашего мира. «Когда я достиг этого созерцания, – продолжает Чандрапрабха, – то осознал только одинаковость повсюду стихии воды, но не смог оставить вид моего тела. […] Когда мой ученик посмотрел в комнату, он увидел, что она наполнена чистой водой. Он был невежественным мальчиком – подобрал сломанную черепицу, бросил ее в воду с всплеском, посмотрел с любопытством и ушел. Когда я вышел из состояния Дхьяны, внезапно почувствовал боль в сердце (из-за привязанности к ложному понятию «эго», существующему в теле) […] […] Когда мальчик вернулся и обо всем рассказал, я попросил: «Когда опять увидишь воду в моей комнате, открой дверь, войди в воду и вынь черепицу». Мальчик повиновался. Когда я вернулся из Дхьяны, боль исчезла». Позже этот Бодхисаттва сумел устранить понятие о теле, «осуществив совершенное соединение этого тела и благоуханных океанов», обрел «неотступную веру и невозмутимое пребывание в реальности, лежащей в основе всех вещей, которая вне создания и разрушения». Я вкратце пересказал Е. содержание этого текста, не упоминая о буддизме, не называя имен, лишь обратил ее внимание на любопытный параллелизм описываемых ощущений. Тем временем она закончила второй рисунок: шар с глазами, ушами, «чувствилищами» конечностей. Возраст этого существа – до пяти лет. По мнению пациентки, этот образ выражает радостное, комфортное, легкое состояние. По возрасту, означенному при рисунке, можно судить, что в 5 лет произошло событие или настал период жизни, который оборвал непрерывность ее блаженства. После пяти лет к ее состоянию стали примешиваться компоненты, не очень гармонирующие с переживанием блаженства. Возможно, появилась необходимость защищаться. Обсуждение и отработка в ощущениях влияний последующих времен и реакций на них составили ткань работы в оставшейся части сеанса. («То, что связано с периодом жизни вслед за пятью годами, где?» И так далее.) Мы успели описать главное: особенности переживания блаженства растворения в ощущениях. Спокойствие, которое пережила пациентка, находясь в «море», для нее является эталоном ощущения расслабленности. И одновременно это довольно характерное переживание по окончании любой работы в СПТ . Пейзаж может быть и другим, но состояние сходное. Особенность данной работы состоит в том, что она была как бы инверсивной: сначала было актуализировано «хорошее» состояние, а потом задан вопрос: есть что-то, что мешает так чувствовать себя чаще? И затем начиналась работа с «негативным». Придя на следующий сеанс через неделю, пациентка чувствовала себя практически здоровой и интересовалась исключительно тем, как сохранить вновь обретенное нормальное состояние. Мы говорили с ней о том, что тело чутко к изменениям состояния сознания, поэтому, следя за ощущениями в теле, можно уберечь себя от накопления негативных зарядов, стоит только научиться реагировать сразу, а не отсроченно, на изменения самоощущения. «Эталонные» же ощущения достигнуты сейчас. Любопытно, что пациентка начала эту встречу преподношением книги, в которой было заложено одно стихотворение. Им мы и закончим наш рассказ. Это китайское стихотворение неизвестного автора XVII века (эпоха Мин). Я думаю, что показанная автором способность прослеживать связи, в том числе «акаузальные», между явлениями может служить образцом наблюдательности, столь нужной всем нам. Надпись на стене монастыря Цинлясы в горах Сишань [73] Горный монах, воды зачерпнув в пруду, Вспугнул-разбудил двух драконов-юнцов. И тучами вмиг небо заволокло, И целых три дня хлестал непрестанно дождь. Критерии успешности процедуры 1. Равномерность распределения ощущений внутреннего наполнения (отсутствие доставляющих дискомфорт концентратов и дохождение ощущений приятного наполнения до кончиков пальцев рук и ног). 2. Некоторые физиологические реакции: отхождение мокроты в горле, прояснение зрения, облегчение дыхания. 3. Изменившийся рисунок символической фигурки человека из квадратиков, кружков, треугольников (более гармоничное распределение элементов в фигурке, возраст, приблизившийся к паспортному). 4. «Ощущения вниз – образы вдаль». Отхождение в субъективном восприятии образов проблемной ситуации и изменение их характера. 5. Изменение поз: закрытых – на открытые. 6. Общая перемена впечатления от человека. Он становится «светящимся». 7. Поведенческие перемены (не ездил в метро – поехал). 8. Отзывы близких. «Объективный анамнез» ценили старые психиатры, считая, что хорошо собранный анамнез – это половина диагноза. Говоря о критериях оценки эффекта надо, видимо, говорить об «объективном катамнезе». Уже первый сеанс работы в СПТ дает, как правило, заметные улучшения по всем перечисленным позициям. Сделанная с самого начала ставка на самоопределение процесса самим пациентом, на доверие к его способности определять, что хорошо, что плохо, предполагает и то, что главным критерием правильности движения неизменно выступает его собственное самочувствие, его собственный «диагностический аппарат» включается в оценку эффекта. |