Аннотация хорового произведения «Ты запой мне ту песню» музыка Г. В. Свиридова слова С. А. Есенина.. Аннотация хорового произведения Ты запой мне ту песню Произведение Ты запой мне ту песню
Скачать 123.1 Kb.
|
Аннотация хорового произведения «Ты запой мне ту песню» Произведение «Ты запой мне ту песню» написано для хора a’cappella, в жанре хоровой миниатюры, музыка Г. В. Свиридова слова С. А. Есенина. 1.Общие сведения о композиторе Георгий Васильевич Свиридов (1915-1988) – выдающийся русский композитор, внесший вклад не только в советское, но и мировое искусство, является ярчайшим продолжателем великих традиций русской народной музыки. Творчество Г. Свиридова отличается неповторимым своеобразным индивидуальным стилем, яркой национальной окрашенностью музыки, простой и демократичностью. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж. Его отец Василий Григорьевич Свиридов работал на почте, а мама Елизавета Ивановна Свиридова учила детей и хорошо пела. В 1919 году отец погибает. В 1924 году Георгий с матерью переезжают в Курск, где он продолжает учиться в школе. В 1929 году поступает в Курскую музыкальную школу. После окончания школы в 1932 году, по совету своего учителя Мирона Крутянского, едет в Ленинград и продолжает обучаться музыке в музыкальном техникуме до 1936 года. Во время учебы в техникуме пишет шесть романсов на стихи Пушкина. После техникума поступает в Ленинградскую консерваторию, где одним из его преподавателей был Шостакович. Во время обучения в консерватории Георгия Васильевича принимают в Союз композиторов СССР. Консерваторию Свиридов заканчивает в 1941 году и переезжает в Новосибирск. После освобождения Ленинграда в 1944 году Георгий Васильевич перебирается туда. В 1956 году решает переехать жить в Москву, где занимает руководящие должности в Союзе композиторов. В 1964 году пишет музыку к фильму «Метель». В 1970 году Георгию Васильевичу Свиридову присваивают почетное звание Народный артист СССР. Умер Георгий Васильевич Свиридов 7 января 1998 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Обращение к новым жанрам - очень важная черта композитора, но всё же, наиболее близким ему оказалось вокальное творчество. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева. Национальная природа музыки Свиридова во многом определила тематику его творчества. Прежде всего, его волновала тема Родины. Образ русской земли, ее природы и людей предстает в многочисленных произведениях вокально-хоровых жанров. Свиридов открыл для нас подлинного Есенина – национального поэта большого масштаба, правдиво и страстно показавшего драматический перелом в истории России – в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956), в сочинении, объединившем темы «поэт и Родина» и «поэт и революция». Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Особенность стиля композитора – это песенность. Русская, задушевная, распевная мелодия – основа творчества Свиридова. Поэтому для его произведений характерна кантилена в высшем понимании. Свиридов пришел к хоровому творчеству в расцвете творческих сил. Все хоровые сочинения, в том числе и a cappell’ные (большинство из них появилось в конце шестидесятых - в начале семидесятых годов) — плод зрелого творчества композитора. Он увидел в этом жанре искусства большие нераскрытые возможности. Хоровое пение ответило его заветным мыслям о жизни, точно так же, как сама эта мысль отвечала потребности времени. Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры): Шесть романсов на слова А. С. Пушкина; Семь романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938); Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939); Три романса на стихи А. А. Блока (1941); Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950); Оратория «Декабристы» (1954-1955, не окончена); Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956) Пять хоров для смешанного хора без сопровождения (1958) «Слободская лирика».; «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959) «Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни»; «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964) ;Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964) ; «Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972); 25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979); «Пушкинский венок» для хора (1979) ;«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994). Инструментальные произведения: Семь маленьких пьес для фортепиано (1934-1935); Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937); Камерная симфония для струнного оркестра (1940); Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944-1945); Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946); Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957) Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964) «Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)Сюита «Время, вперед!» (1965) Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973) Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974). 2.Общие сведения об авторе текста. Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г. В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Спустя некоторое время выходит первый сборник его стихов под названием «Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как «Преображение», «Октоих» и «Инония». В 1922 - 1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США. В 1924 - 1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину» и «Персидские мотивы». Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. Произведение «Ты запой мне ту песню» входит в цикл «Два хора на стихи С. Есенина», написанных для однородных составов: первый - для женского, второй - для двойного мужского хора и баритона-соло. Анализ литературного текста. Стихотворение «Ты запой мне ту песню» состоит из 7 строк. Основной размер данного стихотворения трехстопный анапест, иногда происходит смена трехдольного размера на двудольный (хорей) в пределах одной строфы. Стихотворение посвящено сестре поэта Александре. Александра кажется поэту «той березкой, что стоит под родимым окном» (такой же хрупкой, нежной и беспомощной). Тема стихотворения - отчий дом и родные люди. С. Есенин хотел показать, что никакая мирская суета не может разрушить любовь к родному краю и близким людям. Он утверждает, что светлое чувство сохраняется в деталях – песня матери с дрожью в голосе. Поэт чувствует, что его жизненный путь завершается, поэтому искренне хочет сохранить в душе образ родного края с его традициями и устоями, которые ему так дороги. В хоре стихотворение использовано не полностью, строки 2, 3 и 5 убраны. 1.Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. 2.Ты мне пой. Ведь моя отрада - Что вовек я любил не один И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин. 3.Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. 4.Потому так и сердцу не жестко - Мне за песнею и за вином Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном. Свиридов внёс текст некоторые изменения. Таким образом сказался творческий подход Свиридова к заимствуемому тексту, особая тщательность шлифовки звучащего слова, вокальной фразы. 3.Музыкально – теоретический анализ. Хоровая миниатюра «Ты запой мне ту песню» написана в куплетно – строфической форме. Число куплетов(4) соответствует количеству строк, один куплет равен одному периоду. Основная тональность произведения – h-moll. Отклонение от тональности происходит на протяжении всего произведения в параллельную тональность D-dur. Периодические миноро-мажорные смены тональности создают контраст между моментами грусти, тоски по дому и светлой мечтой. Размер данной миниатюры ¾. Композитор выбрал этот размер исходя из трехсложного размера стихотворения поэта. Размер не меняется на протяжении всего произведения. Трехдольный метр придает нежность, певучесть. Ритмический рисунок хоровых партий основан на одной формуле, которая используется по пути изложения всего произведения: Основные длительности – четверть с точкой, восьмая, четверть. Также встречаются половинные. Темп произведения – умеренный (не спеша). Ближе к концу темп произведения замедляется (poco a poco ritenuto), музыка постепенно угасает, олицетворяя гаснущую мечту. Динамика произведения и его характер тесно связаны. Начинаясь в динамике рр, динамика следует за развитием фраз. В кульминации звучание увеличивается до динамики mf (кульминации первого и второго куплетов), после динамический план становится всё тише, приходя к рррр. Фактура данного произведения - гармоническая, с мелодией в верхнем голосе. Все голоса движутся в едином ритмическом рисунке, показывая один образ. В последнем куплете появляется подголосок. Произведению характерны широкие ходы одних голосов на фоне других. Трезвучные аккорды. В кульминационных местах и границах фраз иногда появляется секстаккорд с удвоенной терцией. 4. Вокально – хоровой анализ Произведение «Ты запой мне ту песню» написано для женского четырёхголосного хора в составе С1, С2, А1 и А2. Диапазон хоровых партий: Диапазон партии C :I Диапазон партии C :II Диапазон партии A I: Диапазон партии A II: Общий диапазон: Произведение имеет удобные тесситурные условия. Все партии довольно развиты, нижние звуки диапазона использованы эпизодически, в унисонных моментах, а самые высокие ноты появляются в кульминационных местах. Самый большой диапазон - 1,5 октавы - у партии первых сопрано, так как верхний голос исполняет главную мелодическую линию. Хор написан без музыкального сопровождения, поэтому певческая нагрузка довольно большая. В этом произведении основной тип дыхания - по фразам. Внутри фраз следует использовать цепное дыхание. Основной вид звуковедения в этом хоре - лёгкое legato (связно), но звук не должен быть очень вязким и глубоким. Необходимо добиваться мягкого звучания. 5. Исполнительский анализ Дирижёру при разучивании этого произведения с хором нужно обратить внимание на строй и его производную – интонацию; на динамику, на темп, ритм и на дикцию. Дирижёр должен вести хор, ясно показывая развитие во фразах, кульминации. Нужно уделить внимание окончанию произведения, где дирижёр должен правильно распределить динамическое «восхождение», сохранив при этом темп. Исполнение длительного ppp в третьем куплете также потребует внимания дирижёра. Произведение «Ты запой мне ту песню» - является хоровой песней в которой сочетаются народные традиции и классическое воплощение, и требует большей прикрытости, округлости звука, исполнителям необходимо выработать единую манеру формирования звука и тембра. Для его исполнения необходим малый или средний состав исполнителей. Оно может быть исполнено учебным или любительским хоровым коллективом, имеющим развитый диапазон и владеющий навыками ансамблевого пения. |