Аннотация к статье. Аннотация к статье
Скачать 14.47 Kb.
|
Аннотация к статье Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983// Предварительные замечания.С.9-35. Альберт Кашфуллович Байбурин — фольклорист, этнограф, антрополог. Доктор исторических наук, профессор факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, почетный доктор наук Сорбонны. Родился 5 сентября 1947 года в г. Ейске Краснодарского края. В 1972 году закончил историко-филологический факультет Тартуского государственного университета. В 1975 г. закончил аспирантуру Института этнографии АН СССР и через год защитил кадидатскую диссертацию на тему "Русские народные обряды, связанные со строительством жилища". В 1995 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры восточных славян". Автор нескольких книг и более ста пятидесяти научных публикаций в области этнографии, фольклора и семиотики. Главный редактор журнала «Антропологический форум». Это первая монография А. К. Байбурина, подготовленная на основе текста кандидатской диссертации. Книга представляет собой первый в отечественной этнографии опыт выявления символических аспектов традиционного жилища русских, украинцев и белорусов. На материале обрядов, верований, фольклорных и мифологических текстов рассматриваются основные стратегии освоения пространства, включение дома в символический универсум. Особое внимание уделяется семиотическим аспектам организации внутреннего пространства жилища. В монографии предпринимается попытка реконструкции символических аспектов традиционного восточнославянского жилища на материале обрядов, верований, фольклорных и мифологических текстов. Выявляются основные принципы освоения пространства у восточных славян. Рассмотрены семиотические аспекты организации внутреннего пространства жилища. Жилище – не только важнейшее условие жизни человека. Конденсируя в себе большую долю его созидательных усилий, она становится многозначным символом в жизни людей. Как изучать роль жилища, выходящую за пределы утилитарнай функции? На современном этапе в мировой литературе мы еще не находим четко сформулированных принципов подхода к этой теме. Пока лишь ясно, что один из возможных путей к ней пролегает через область обрядов, верований, восприятий и реакций создателей жилища на существующие пространственные структуры. Автор ставит задачу рассмотреть жилище как феномен культуры (с. 4) и формулирует основные положения, в соответствии с которыми раскрывается его замысел: 1) картина мира – смысловая парадигма, которой руководствуются члены коллектива в своей деятельности; она же – функция самосознания; 2) обряд – средства контроля традиции; 3) логически разведены «вещность» и «знаковость», причем последняя трактуется как «семиотический статус вещей»; автор утверждает и подробно развивает положение о том, что семиотический статус жилища на ранних этапах истории был существенно выше, чем в современности; 4) образ дома трактуется как эталон («перводом»), инвариантная универсальная схема жилища, наиболее аутентично отраженная в строительной обрядности; технологии автор отводит второстепенную роль, поскольку она «сравнительно поздно выделилась в самостоятельную область» (с. 159); 5) жилище – эта освоенное пространство, классификационно выделенное из природы и вписанное в культуру, 6) автор предлагает два пути подхода к исследованию жилища: а) как к тексту, говорящему о «социальных, религиозных, хозяйственных и других аспектах жизни коллектива» (с. 19), б) как к образу, который выявляется по данным языка, обрядов, фольклора и мифологии («метатекстам»). |