Эссе Античная философия. философия. Античная философия. Особенности и этапы
Скачать 16.93 Kb.
|
Афанасьева Виктория Андеевна Группа 21-ТПМ-3 Тема: Античная философия. Особенности и этапы. Античная философия прошла в своем развитии почти тысячелетний период - с VI в. до н. э. до VI в. н.э. До появления философии в Древней Греции господствовало так называемое мифологическое мировоззрение. Очевидно, что философия использовала все достижения предшествующей культуры. Экономическим основанием античной философии был значительно более высокий уровень производительных сил, дифференциация труда и ремесел, расцвет торговли, развертывание различных форм рабовладения, в том числе с предоставлением некоторым категориям рабов частичных прав - усиливалась роль свободных людей. Получают все большее распространение города и зреют города-полисы, в которых проходят свою первую историческую проверку разные политические режимы. Особенности античной философии. Философия родилась как попытка определить фундаментальные основания бытия человека. Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Отсюда следует, что в античной философии идея и материя мыслились в неразрывном единстве. Например, у Демокрита атом - вовсе не "кусочек материи", атом несёт в себе и идеальное начало. В качестве третьей основной черты античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человека. Античная философия также онтологична. Именно в античности были различены объективная истина и субъективное мнение. Философы упрекали софистов не в том, что они отрицали человеческую субъективность, а скорее, в том, что они придавали ей универсальное значение. Древнейшие школы античной философии. В период становления античной философии особое внимание уделялось поиску оснований бытия. Представители стихийно-материалистической Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, жившие в VII-VI вв. до н.э.) искали основания бытия: вода – у Фалеса, а воздух – у Анаксимена. Согласно учениям этих древних мыслителей, в результате сочетания стихий, то есть их соединения и разъединения в различных пропорциях, образуются и разрушаются все вещи мира. На этой основе они пытались дать целостную картину мира. Первоначало представители Милетской школы порождает всё многообразие существующих вещей и объемлет всё сущее. Пифагор создавший свою философскую школу – союз пифагорейцев. Он и его ученики Филолай, Алкмеон, в отличие от представителей материалистической милетской школы, первоначалом мира считали не телесно-вещественное, а идеально-бестелесное, поэтому их учения можно рассматривать как разновидность объективного идеализма. Единственной основой бытия является число, которым можно выразить и описать количественно всё, что угодно. Число – это то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их единой связующей нитью. Основатель элейской школы - Ксенофан и представители: Парменид и Зенон Элейский, считают, что бытие едино, неделимо, неподвижно; никакого развития не существует. Вместо термина Единое, который обозначает всё существующее, Ксенофан употребил понятие «бытие». Вечность вытекает из самого понятия бытия и является его наиболее существенным признаком. Антропологический или гуманистический период в развитии античной философии связан с деятельностью софистов, Сократа и сократических школ. Софисты. В V в. до н.э. в Греции установилась демократическая форма правления и на государственные должности людей не назначали, а избирали путём народного голосования, в связи с чем большое значение приобретает ораторское искусство и вообще образование. Обширными познаниями располагали, прежде всего, философы. Поэтому люди стали обращаться к ним с просьбами научить их спорить и доказывать, опровергать и убеждать. Некоторые философы, которые брали деньги за обучение, получили название софистов, то есть платных учителей. В последствии «софистом» начали называть мыслителя, который умел доказать то, что ему было выгодно в независимости от истинности доказываемого, то есть «ложного мудреца». Этапы развития античной философии. В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа. Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета, Гераклит из Эфеса, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, атомисты. Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н.э. - классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель). Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др. Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Источник литературы: https://studfile.net/preview/5879219/page:4/ https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00040586_0.html https://www.mudriyfilosof.ru/2013/09/periodizaciyaantichnoyfilosofii.html |