Главная страница
Навигация по странице:

  • Таким образом, гносеология – это учение о знании.

  • Парменид

  • Демокрита

  • Сократа

  • Античность философия. философия.doc. Античность (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов


    Скачать 42.5 Kb.
    НазваниеАнтичность (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов
    АнкорАнтичность философия
    Дата08.10.2021
    Размер42.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc.doc
    ТипДокументы
    #243668

    Античность (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
    Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.
    Парменид был законодателем Элеи, где его чтили как высоконравственного человека. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение.

    Парменид признает лишь один источник познания — разум, который в отличие от чувств дает нам истинные знания. Подвинув философскую мысль значительно вперед,

    Он пишет: «Одно и то же есть мысль — и то, о чем мысль существует, ибо нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль».

    Тезис Парменида, выводящий бытие из необходимой истинности мысли о бытии, становится таким обоснованием и выступает как одна из основополагающих идей, связывающих воедино мышление и бытие.
    Суть этого тезиса состоит в том, что мысль, чем яснее и отчетливее она представляется человеком, есть нечто большее, чем просто субъективное переживание: она заключает в себе некую объективность, а, стало быть, бытие и мышление — это одно и то же.
    Демокрит возражал Пармениду, утверждая, что то, "чего нет", на самом деле может существовать, например вакуум – пустое, однако реальное пространство, в котором движутся и собираются в различные сочетания атомы.
    Парменид первый в истории древнезападной философии различал вещь как предмет чувства, как феномен, и вещь как предмет мысли (предмет мысли — сущность вещи, а не сама вещь в ее чувственной явленности). Парменид был прав, когда думал, что в подлинном смысле существует лишь то, что может быть предметом мышления, а не только чувственного восприятия, ибо в последнем много случайного, преходящего, кажущегося, субъективного. Но он был не прав, когда думал, что все мыслимое существует.


    Учение Демокрита о познании основано на представлении о телесности души и на различии двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует «в действительности» и то, что существует «в общем мнении». В действительности существуют лишь атомы и пустота, в общем мнении — чувственные качества.Т. е. цветовые, вкусовые и другие качества существуют лишь в общем мнении. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, а в общем мнении, Демокрит считал эту качественность общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной. Философ различал два рода познания: темное (незаконнорожденное — знание посредством чувств) и истинное (законнорожденное — знание посредством мысли). Также он подчеркивал, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, что открыть их можно лишь в результате напряженного размышления.

    Особую окраску решения гносеологических проблем в античности приобретает в философии софистов и Сократа. Вопрос об отношении наших мыслей к окружающему миру стал главным в теоретических исследованиях софистов.

    В своей философии Сократ решение гносеологических проблем из области знаний о природе переводит в область самопознания. Предпосылкой для обращения к собственному «Я», субъективному духу, от которого дальнейший путь вел к божественному разуму, для Сократа служило сомнение.

    Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам ссылается в познании на особый внутренний голос, якобы наставляющий человека в важнейших вопросах — «демон». Сократ тем самым придает решению гносеологических проблем достаточно примитивную телеологическую окраску.

    Особое место в теории познания занимает так называемый сократический метод. Методом изложения своих мыслей Сократ избрал метод диалога, вопросов и ответов. Он убежден, что именно в споре рождается истина. Задавая вопросы собеседнику, взвешивает ответы, снова задает вопросы и таким образом Сократ помогает истине родиться в душе своего собеседника. Такой метод Сократа в философии известен как «сократовская ирония», а сам свой метод называл «майевтикой». По содержанию сократовский метод есть «индукция» и «определение».

    В отличие от софистов, Сократ обнаруживает в сознании разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию, которая кончается трагически. Только на первый взгляд кажется, что сознание принадлежит индивидууму; при более глубоком рассмотрении оказывается, что, скорее, сам индивид принадлежит Сознанию. Субъектом «поверхностного» слоя сознания, действительно, является чувственный (эмпирический) индивидуум – это хорошо показали софисты (и изучили его), и против них Сократу нечего возразить. Но настоящее кто является субъектом другого, “глубинного” слоя сознания, – того, над которым индивид не властен, а который, напротив сам властен над индивидом.

    Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

    При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

    Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

    В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

    Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир, реальное бытие (не в платоновском понимании!).

    Аристотель пишет: «...Чувственное восприятие, само собою разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, что должно существовать раньше его: ибо движущее по природе предшествует движимому, и дело не меняется от того, если они ставятся во взаимное соотношение друг с другом».

    Это положение делает несомненным то, что Аристотель признавал первичность природы, бытия и вторичность нашего знания о нем, которое начинается с ощущения, с восприятия единичных предметов.

    Здесь начинается борьба Аристотеля против платоновского умозрения, против его абстрактного мышления, которое находится в отрыве от закономерной жизни природы.

    У Аристотеля путь познания складывается из следующих ступеней:

    1) ощущения;

    2) представления;

    3) опыта;

    4) искусства;

    5) науки.

    Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.

    «Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний. Аристотель в теории познания сенсуалист (лат. «чувственный, ощущаемый»), но сенсуалист мыслящий и неограниченный. Далее Аристотель переходит от ощущения к представлениям и от последних к воображению.

    Объектом познания Аристотель признает объективный мир, реальное бытие. Человеческое знание у него выступает вторичным. Он борется против платоновского умозрения, против абстрактного мышления, которое не связано с закономерной жизнью самой природы.

    Однако это не означает, что Аристотель выступал против познания всеобщей закономерности. Напротив, он видел задачу науки в открытии необходимого в природе, которое может быть выражено лишь в общих понятиях. Аристотель стремился наметить такой путь научного образования общих понятий, который бы не игнорировал индивидуального бытия. Задача познания, по его мнению, заключается в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции.


    написать администратору сайта