Термины. Античность термин, означающий грекоримскую древность
Скачать 92.5 Kb.
|
Античность - термин, означающий греко-римскую древность — цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Эпопе́я — обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Дидактический эпос – поучительное, наставительное повествование с элементами практических советов на бытовую тематику. Основателем данного эпического направления является Гесиод, создатель эпической поэмы "Труды и дни". ГЕРОИ́ЧЕСКИЙ Э́ПОС — жанр литературы, основанный на фольклорном материале, который предназначался не для чтения, а для музыкального исполнения. Главная тема героического эпоса — борьба против общенародной, общегосударственной угрозы. Наиболее известный героический эпос в западноевропейской литературе — «Илиада» Гомера (VIII век до н. э.). Аэд– (греч. aoidos, от aeido - пою, воспеваю) – древнегреческий профессиональный поэт и певец, исполнитель эпических песен. Из поколения в поколение аэды передавали традиции своего ремесла и старинные песни-сказания. Аэды были неизменными участниками торжеств, пиров, соревнований; помимо находившихся на службе общин и царей, существовали и аэды странствующие. Рапсод (греч. ῥαψῳδός, "rhapsōidos") или, в современном обиходе, рапсодист-классический греческий профессиональный исполнитель эпической поэзии в пятом и четвертом веках до нашей эры (а возможно, и раньше). Ме́лика (от греч. μελικός сопровождаемый пением, распеваемый стих) — в отечественной классической филологии общее название лирической поэзии древних греков, предназначенной для распевания сольно (в этом случае филологи говорят о «монодической мелике») или хором («хоровая мелика»). Ямбическая лирика. Ямбография - один из древнейших видов греческой поэзии, первично связанный с культом богини плодородия Деметры. Для древнегреческих праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых и обличительных песен. Народ верил в магическое воздействие подобного рода действий и песен на плодородие земли. Эмбатерий - маршевая песня, писавшаяся анапестами. Анапест - трехсложный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога (в русском языке - два безударных и ударный). Впоследствии с песней, подобной эмбатерию, на орхестру греческого театра выходил хор в комедии. Эпическая дистанция – время, отделяющее исполнителей эпоса (жонглеров во Франции, хугларов в Испании, шпильманов в Германии), составителей списков для исполнителей и их слушателей от событий, описанных в эпосе. Историческая инверсия – принцип переноса современных событий или некоторых бытовых черт и признаков новой эпохи в период «эпического прошлого». Закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Эпини́кий (др.-греч. ἐπινίκιον) в Древней Греции — хоровая песня в честь победителя на всегреческих спортивных состязаниях (играх), исполнявшаяся обычно на родине победителя во время всенародного чествования при его возвращении. Экло́га (от греч. εκλογή — выбор) — краткий свод византийского законодательства (лат. Ecloga Basilicorum). Представлял собой сокращённую выборку-компиляцию из кодификации императора Юстиниана (известной как Corpus juris civilis), а также последующих актов византийских императоров, с целью сделать законодательство более доступным для населения. Иди́ллия (лат. idyllium от др.-греч. εἰδύλλιον — «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος — «вид», «картина») — первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом εἰδύλλιον пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. Буко́лики, или буколи́ческая поэзия (от др.-греч. βουκóλος «пастух») — пастушья поэзия, возникшая из сицилийско-греческих пастушьих песен. Находится посередине между эпосом и драмой и посвящена поэтическому изображению пастушеского образа жизни (иногда — в противоположность роскошной, утончённой, но безнравственной жизни более культурных слоёв общества в больших городах).[ ЭПИ́ЛЛИЙ (греч. ἐπύλλιον – малый эпос), в др.-греч. лит-ре – жанр небольшой поэмы на мифологич. сюжет, написанной гексаметром. Возник в александрийской поэзии, представители которой противопоставили Э. попыткам возрождения героич. эпоса. Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см. эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм: сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. Эпиталамий — торжественная песнь с восхвалением Гименея, исполнявшаяся хором юношей и девушек Эллады перед входом в брачный покой (гр. Thalamos), с пожеланием счастья молодым. Траге́дия (из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία) — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Комедия (от греч. κωμῳδία, kōmōdía) - жанр художественной литературы, состоящий из дискурсов или произведений, предназначенных для того, чтобы быть юмористическими или забавными, вызывая смех, особенно в театре, кино, стендап-комедии, телевидении, радио, книгах или любом другом развлекательном средстве. Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι — «танцевать») в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок». Проскений — (от греч. proskenion — место перед сценой) 1) в древнегреч. театре классической эпохи (5—4 вв. до н. э.) деревянный фасад скены (См. Скена) или особая декоративная стена, сооружавшаяся перед ней. Скена — (греч. skene, основное значение палатка) одна из трёх частей здания древнегреческого театра (С., Орхестра и места для зрителей). Вначале временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров. С усложнением театрального действия … Большая советская энциклопедия. Па́род (др.-греч. πάροδος) — в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. В греческой мифологии Агон — персонификация состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии. Эксод - (греч. ἔξοδος, ἐξόδιον, выход), заключительный выход в греческом театральном представлении. У римлян так называлась веселая пьеса, дававшаяся после серьезных драм в конце представления, наподобие того, как у греков за трагедиями следовала сатирическая драма. Ко́ммос (др.-греч. κομμός и др.-греч. κόμμος) в древнегреческой трагедии — скорбный плач, который исполнялся хором и актёрами-певцами совместно. Определяя части трагедии в «Поэтике», Аристотель выделяет три жанра хоровой песни (др.-греч. χορικόν) — парод (др.-греч. πάροδος), стасим (др.-греч. στάσιμον) и коммос. В отношении последнего философ уточняет, что это — «общий плач хора и тех, кто на скене» Комос — название ритуального шествия в Древней Греции в музыкальном сопровождении кифар и флейт, отличавшегося фривольностью и непринуждённостью. Парабаса, парабаза (др.-греч. παράβασις) — движение хора в сторону зрителей, обращение к ним от лица другого автора. Полная парабаса состоит из 7 частей и является тесно связанной с развитием основного сюжета. Обычно входит в состав древней аттической комедии. У Аристофана нередко встречается и вторая парабаса (в шести сохранившихся комедиях). Стоицизм-школа эллинистической философии, основанная Зеноном из Сития в Афинах в начале III века до нашей эры. Это философия личной этики эвдемонической добродетели, основанная на ее системе логики и взглядах на мир природы, утверждающая, что практика добродетели необходима и достаточна для достижения расцвета эвдемонии посредством этической жизни. Софистика - искусство мудрствования, духовное и философское течение в Древней Греции. Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кини́зм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Эпикуреи́зм (Эпикуре́йство) — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Античный рома́н — жанр греческой и римской литературы I—IV веков н. э. Сами греческие писатели называли свои «романы» «деяниями», «рассказами» или «книгами». Термин «роман» по отношению к этим произведениям первым применил Пьер-Даниэль Юэ в 1670 году. «Фигурально выражаясь, можно сказать, что уже переход от „Илиады“ к „Одиссее“ (и аналогично от „Махабхараты“ к „Рамаяне“) есть первый шаг в сторону романа. Тога́та — национальная древнеримская комедия. Появилась приблизительно во II веке до н. э. Сюжеты тогат чаще всего основывались на повседневной италийской жизни. Своё название тогата получила от одежды действующих лиц — италийской тоги, тогда как ранее актёры комедии носили греческий плащ (pallium), отчего пьеса называлась паллиата. Паллиата (от лат. pallium — мужской плащ), или комедия плаща (лат. fabula palliata) — древнеримская комедия III—II веков до н. э., в которой действие происходило в греческой среде с использованием греческой одежды (отсюда и название жанра). Ателла́на (от лат. fabula atellana, басня из Ателлы) — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились Александрийская поэзия — творчество поэтов Александрийской библиотеки в первой половине 3 века до н. э. Контаминация - (от лат. contaminatio - приведение в соприкосновение; смешение) - образование нового слова или выражения путем скрещивания, объединения двух слов или выражений, связанных между собой какими-либо ассоциациями. Ода (от др.-греч. ᾠδή < ἀοιδή — «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Эпо́д (греч. ἐπῳδός — припев) — в античной поэзии заключительная строфа трёхчастной суперстрофы (строфа-антистрофа-эпод), предназначенной для хорового исполнения. По (силлабо-метрической) ритмике эпод не тождествен строфе (и копирующей её ритмику антистрофе). Традиционно считается, что в трагедии строфу и антистрофу хористы исполняли в движении, а эпод — стоя на одном месте. САТУРА (от лат. satura, букв. - блюдо, изготовленное из смеси разных плодов; всякая всячина), жанр Рим. лит-ры, первоначально - соединение разнообразных по форме и содержанию стихотв. и прозаич. произв. Древние упоминают сатуры Энния, Невия и Пакувия. Мениппе́я — вид серьёзно-смехового жанра. Термин использовался М. М. Бахтиным в «Проблемах поэтики Достоевского» для обобщения античного жанра «мениппова сатира» (само слово употреблялось уже в Древнем Риме Варроном в I веке до нашей эры). Логогра́фы (др.-греч. λογογράφος, мн. ч. λογογράφοι logographoi от λόγος, logos — слово, прозаическое произведение и γράφω, grapho — пишу[1]) — в Древней Греции обозначение двух групп людей: историков и составителей речей. Логограф — сочинитель в прозе. Азиани́зм, или азиа́нский стиль — направление в эллинистической (Гегесий из Магнесии) и отчасти римской риторике (Гортензий, в ряде случаев Цицерон). Аттики́зм[1], аттицизм[2] (от названия Аттика) — риторическое течение, зародившееся в первой четверти I века до нашей эры. Также этот термин обозначает выражения и фразы, характерные для афинского наречия (в противовес разговорной форме греческого языка), которое получило распространение в различных регионах в период эллинистической Греции. В качестве одной из разновидностей литературного языка использовался в византийской литературе. Филиппика (/fɪˈlɪpɪk/) - это пламенная, осуждающая речь или тирада, произносимая с целью осудить конкретного политического деятеля. Этот термин наиболее широко ассоциируется с двумя известными ораторами древнего мира: Демосфеном из древних Афин и Цицероном из древнего Рима. |