Доклад. Аранжировка, как метод современной интерпретации народных песен на примере творчества С. А. Чернобая
Скачать 26.61 Kb.
|
Доклад по предмету Музыка на тему «Аранжировка, как метод современной интерпретации народных песен (на примере творчества С. А. Чернобая») Аранжировка – это процесс создания музыкального арранжемента, то есть организации инструментов, голосов и звуков в композиции. Аранжировка имеет большое значение в музыкальной индустрии, поскольку она может повлиять на восприятие песни и настроение аудитории. Когда говорят о создании музыкального арранжемента, речь идет о том, каким образом будут расставлены инструменты и голоса в композиции. Аранжировщик работает над тем, чтобы сделать музыку более интересной и привлекательной для слушателя, используя различные элементы, такие как гармония, мелодия, ритм и динамика. Он также может добавлять новые инструменты и звуки, чтобы дополнить уже существующие. Важным аспектом аранжировки является умение работать с тем, что уже есть в композиции. Аранжировщик может работать с имеющейся мелодией или текстом, чтобы создать новое звучание, но при этом он также должен сохранять оригинальную идею и настроение композиции. Аранжировка играет важную роль в музыкальной индустрии, поскольку она может существенно повлиять на восприятие песни и настроение аудитории. Хорошо выполненный аранжемент может сделать песню более запоминающейся и уникальной, а также помочь исполнителю выделиться среди других. Аранжировка является неотъемлемой частью процесса создания музыкальных композиций, и часто является ключевым фактором в их успехе. Аранжировка может изменять настроение и характер музыки, делая ее более эмоциональной, воздушной или напряженной. Это может иметь огромное влияние на аудиторию и определять, как музыка воспринимается. Народные песни - это один из наиболее ценных элементов культуры и истории народов. Они отражают дух и традиции народа, передавая его мудрость, опыт и чувства. В то же время, эти песни не могут оставаться неизменными, так как каждое новое поколение вносит свои изменения и интерпретации в музыкальное наследие своих предков. В этом контексте аранжировка народных песен становится важным методом современной интерпретации этого наследия. Однако, несмотря на это, процесс создания аранжировки остается творческим процессом, требующим определенных знаний и навыков в области музыки и звукозаписи. Аранжировщик должен уметь сочетать различные инструменты, голоса и звуки таким образом, чтобы создать единое целое, которое соответствует заданным параметрам. В последние годы аранжировка народных песен стала популярной темой в музыкальном искусстве. Одним из ведущих музыкантов в этой области является Сергей Алексеевич Чернобай. Сергей Алексеевич Чернобай - был выдающимся российским музыкальным деятелем, заслуженным деятелем искусств РСФСР (1977), главным хормейстером Северного хора с 1955 по 1969 год. В дополнение к предыдущей информации, Сергей Алексеевич Чернобай родился 8 декабря 1924 года в селе Петровское Ставропольского края. С 1946 года Сергей Чернобай начал своё профессиональное обучение в Ставропольском музыкальном училище по классу баяна и хорового дирижирования, который окончил в 1950 году. Затем Сергей поступил в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на отделение академического хорового пения. С 1955 года Сергей Чернобай стал главным хормейстером Северного хора, одного из ведущих профессиональных хоров Советского Союза. Он проработал в этой должности до 1969 года. Он начал свою работу в коллективе сразу же после назначения и проявил большой энтузиазм в изучении специфики и особенностей творческой манеры Северного хора. Чернобай был требовательным и щепетильным в отношении своей работы, но всегда учитывал мнение коллектива и отдельных его членов. Он разработал свой план работы и ставил перед собой творческие задачи, которые помогли создать новые концертные программы, получившие положительные отзывы у зрителей. Благодаря своей работе, Сергей Алексеевич сыграл важную роль в реорганизации Северного хора, способствовал его профессиональному росту и международному признанию. Он проявил особую уверенность в творческих перспективах коллектива и его богатых возможностях, что помогло укрепить позиции Северного хора в музыкальной среде. Как хормейстер он сыграл важную роль в реорганизации Северного хора и в значительной мере способствовал профессиональному росту и международному признанию коллектива. Как композитор, Сергей Алексеевич Чернобай создал множество произведений, в том числе музыку к фильмам и театральным постановкам. Он также является автором более 200 песен на русском и вологодском народных языках, в том числе таких песен, как "Калина", "Загорелась костерочек", "Ой, то не вечер", "Во поле береза стояла" и многих других. Кроме того, Сергей Алексеевич Чернобай создавал музыку и для других жанров. Например, он написал симфоническую сюиту "Калина" и множество хоров, ансамблей, песенных циклов и песен для детей. Его творчество широко известно в России и за её пределами. Важно отметить, что Сергей Алексеевич Чернобай не только создавал музыку народных песен, но и занимался их изучением. Он путешествовал по деревням и селам Вологодской области, собирал и записывал народные песни и мелодии, которые затем использовал в своих композициях. Таким образом, он вносил большой вклад в сохранение и развитие народного творчества и культуры. Сергей Алексеевич Чернобай также был участником и победителем многих конкурсов и фестивалей, посвященных народной музыке. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и многих других наград. Он был лауреатом Всесоюзного конкурса композиторов, а также победителем многих других музыкальных конкурсов и фестивалей, посвященных народной музыке. Кроме того, он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также многих других наград, в том числе ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени и медали "За трудовую доблесть". Сергей Алексеевич Чернобай в период с 1959 по 1963 годы руководил ансамблем народной песни и танца "Сиверко". В это время ансамбль добился большого успеха и популярности в России и за ее пределами благодаря своим выступлениям и записям на пластинках. В репертуаре ансамбля были народные песни и танцы из разных регионов России, а также произведения современных композиторов, созданные в народной традиции. Сергей Алексеевич Чернобай стал одним из первопроходцев в возрождении Кубанского казачьего хора, который в свое время был одним из самых известных в России. В 1969 году Сергей Алексеевич Чернобай был приглашен руководством Краснодарского края для возрождения Кубанского казачьего хора. Под руководством Чернобая, хор вернулся к своим корням и стал исполнять традиционную казачью музыку и песни, а также развивать новые направления в музыкальном искусстве. В период с 1969 по 1974 годы Чернобай работал художественным руководителем и главным дирижером Кубанского казачьего хора, привлекая внимание широкой публики своими яркими и оригинальными выступлениями. За это время хор стал одним из самых популярных и узнаваемых коллективов в России, благодаря своим выступлениям и записям на пластинках. Сергей Алексеевич Чернобай создал новые аранжировки народных песен и танцев, а также внес значительный вклад в развитие культуры Кубани. За время его работы в хоре, были созданы множество знаковых аранжировок народных песен, таких как "Кубанские казаки", "Черные брови", "Вечер на рейде" и многие другие. С помощью этого, народные песни стали звучать на новый лад и стали более доступными для широкой аудитории. Его аранжировки стали знаковыми и остаются популярными до сих пор. Кроме того, хор принимал участие в множестве фестивалей и конкурсов, где с успехом представлял культуру Кубани и России в целом. Вклад Сергея Алексеевича Чернобая в развитие музыкальной культуры Кубани был огромным. Сергей Алексеевич Чернобай преподавал в Краснодарском краевом музыкальном училище с 1974 года и до своей пенсии. Он также некоторое время руководил ансамблем песни и танца «Юность Кубани». В течение своей карьеры Сергеем Чернобаем было написано более восьмидесяти хоровых произведений и сочинений для русских народных инструментов, а также создано множество обработок народных песен. Он также является автором книг «Кубанские народные песни» и «Работа с русским народным хором». Сергей Алексеевич Чернобай скончался 15 ноября 2004 года. Важно отметить, что Сергей Чернобай был также членом жюри многих региональных и всероссийских конкурсов народной музыки и танца. Он также принимал участие в международных фестивалях и конкурсах, представляя российскую культуру. В течение своей карьеры он был награжден множеством премий и званий, в том числе званием заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, орденами "Знак Почета" и "За заслуги перед Отечеством" II степени. Как фольклорист, Сергей Алексеевич Чернобаев собирал и изучал народные песни и музыку различных регионов СССР. Он также создавал аранжировки на основе народных мелодий, привнося в них современные музыкальные элементы. Одной из самых известных аранжировок Чернобаева является его обработка народной песни "Калинка". Эта аранжировка была использована в различных исполнениях и стала одной из самых популярных музыкальных произведений в мире. Кроме того, Чернобаев создавал аранжировки на многие другие народные песни и мелодии, которые затем исполнялись его коллективами и другими музыкантами. В целом, аранжировки Сергея Алексеевича Чернобая были известны своей оригинальностью и высоким профессиональным уровнем, и они оказали значительное влияние на развитие музыкальной культуры в СССР и за ее пределами. Сергей Алексеевич Чернобай внес большой вклад в развитие культуры и музыкального искусства России. Его творческая деятельность была связана с различными аспектами музыкальной жизни страны - от классической музыки до народной песни. Его народные песни и музыка стали настоящими шедеврами, а его работа с ансамблями и хорами принесла им множество побед и заслуженных наград. Он оставил значительный след в истории музыкальной культуры Кубани и всей России. Список литературы 1. Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич Современные эстрадные формы интерпретации народных песен // Культурная жизнь Юга России. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-estradnye-formy-interpretatsii-narodnyh-pesen (дата обращения: 01.04.2023). 2. Аранжировка как метод современной интерпретации национальных музыкальных инструментов (на примере домры). Пчелинцев А.В. – URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2019.2/5948/175-182.pdf (дата обращения: 01.04.2023). 3. Феномен аранжировки: история, теория, практика. Пчелинцев А.В – 2021 – URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-aranzhirovki-istoriya-teoriya-praktika?ysclid=lfxvqo1u4r126978969 (дата обращения: 01.04.2023). 4. Пчелинцев Анатолий Васильевич Аранжировка как инструмент интерпретации первоисточника: к вопросу о типологии композиционных методов в хоровой музыке // Культурная жизнь Юга России. 2019. №1 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aranzhirovka-kak-instrument-interpretatsii-pervoistochnika-k-voprosu-o-tipologii-kompozitsionnyh-metodov-v-horovoy-muzyke (дата обращения: 01.04.2023). 5. Музыкальная аранжировка: к содержанию понятия. Шитикова Р. Г. – 2017 – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-2/4-shitikova.pdf (дата обращения: 01.04.2023). 6. Кинякина Л.В. Виды аранжировки народных песен и их типологические особенности – URL: http://www.rusnauka.com/23_ADEN_2015/MusicaAndLife/0_197689.doc.htm. (дата обращения: 01.04.2023). 7. И.Веретенников. Аранжировка и обработка народной песни – 2005 – URL: https://bgcnt.ru/assets/files/CULTURAL_HERITAGE/EDITIONS/01_REPERTOIRE/VERETENNIKOV/METHODICS/VERET_OBR-NAR-PES_05-17.pdf?ysclid=lfxvwtrv7q161810437 (дата обращения: 01.04.2023). 8. Веселовская, Е.Ю. Аранжировка народной песни – 2016 – URL: https://www.libex.ru/detail/book933317.html (дата обращения: 01.04.2023). 9. ЛИСИНА Е. Н. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ АРАНЖИРОВКИ И ОБРАБОТКИ АУТЕНТИЧНОЙ МУЗЫКИ – URL: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/11/Lisina-E.pdf (дата обращения: 01.04.2023). 10. Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич Современные эстрадные формы интерпретации народных песен // Культурная жизнь Юга России. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-estradnye-formy-interpretatsii-narodnyh-pesen (дата обращения: 01.04.2023). 11. В. И. Паршукова. Аранжировка народной песни – 2018 – URL: http://киркоми.рф/logos/db/18849.pdf?ysclid=lfxw21sahh842851380 (дата обращения: 01.04.2023). 12. Народная музыка на современный лад: рассказываем об одном из популярных музыкальных направлений / Gorpom – URL: https://mag.gorpom.ru/citynews/10418337-narodnaja-muzyka-na-sovremennyj-lad-rasskazyvajem-ob-odnom-iz-populyarnyh-muzykalynyh-napravlenij/ (дата обращения: 01.04.2023). 13. Современная аранжировка народной музыки / Trending – URL: http://alchemiarecords.com/2014/08/modern-arrangements-of-folk-music/ (дата обращения: 01.04.2023). 14. Биография С. А. Чернобая / СевХор – URL: https://sevhor.ru/istoriya/vydayushchiesya-lichnosti/306-chernobaj-sergej-alekseevich?ysclid=lg19qna2xe963566917 (дата обращения: 01.04.2023). 15. Десять исполнителей с новым взглядом на народную музыку / Vatnikstan – URL: https://vatnikstan.ru/culture/10-narodmyz/?ysclid=lfxw8we2he60302262 (дата обращения: 01.04.2023). |